Рецензия на фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров»: Фэнтезийные «Стражи галактики»
На мировые экраны вышел фильм «Подземелья и драконы: Честь среди воров». Автор «Канобу» Руслан Ярсанаев решил лично проверить, что выпало на кубах у авторов и удалось ли им приумножить популярность наследия культовой игры Dungeons & Dragons.
Самая первая версия настольной ролевой игры Dungeons & Dragons вышла в далёком 1974 году, постепенно заполнив собой всё медиапространство. По мотивам игры вышли эпичные книги, мультсериал, множественные видеоигры, появились разнообразные миры и сеттинги, а также были сняты несколько не самых удачных киноадаптаций. D&D была везде и всюду, она дала основу многим идеям и вселенным, но сама по себе так и осталась жить в рамках «какого-то своеобразного хобби».
А потом вышел сериал «Очень странные дела», где каждый сезон отражал определённый этап американской эпохи и культурной стилистики, но что оставалось неизменным, так это присутствие Dungeons & Dragons. Каждое потустороннее создание, пришедшее из Изнанки, было названо в честь своего аналога из настольной игры. Даже слабости своих врагов герои искали в книге. Всё это сильно отразилось на росте популярности D&D, которую может преумножить скорый релиз Baldur’s Gate III. Правда, за последнее время были и неудачи — жуткий скандал, связанный с изменениями лицензии OGL, детально освещаемый на «Канобу», а также выход неудачной игры Dungeons & Dragons: Dark Alliance. Подробнее об этом можно прочитать здесь — в статье о книге «Мастер подземелий».
И фильму «Подземелья и драконы: Честь среди воров» выпала незавидная участь — он может стать той частью, которая способна склонить чашу весов известности D&D в одну из сторон. Успех картины добавит франшизе баллов в «копилку популярности», а провал грозит определёнными убытками как для кинокомпании, так и для правообладателей. Крис Пайн был уверен в том, что фильм получится хорошим, продюсер картины рассказывал о влиянии совета Кевина Файги на производство. В общем, у «Чести среди воров» есть все шансы стать хорошим запоминающимся приключением, которое украсит наследие игры.
Приключение без тормозов
Картина сразу знакомит с бардом Эдгином (Крис Пайн) и варваром Хольгой (Мишель Родригес), которые находятся в заключении. Но скоро должно состояться слушание, в результате которого герои могут выйти на свободу. Не самым простым, но всё же интересным способом героям удаётся добиться освобождения, успев минут за 15 показать свои характеры и рассказать свою историю. И за это же время картина демонстрирует одну из своих особенностей — сюжет тут очень простой. Его, в какой-то мере, даже можно назвать примитивным, но ни в коем случае не плохим.
За то время, что Эдгин и Хольга были под стражей, многое изменилось. Плут Фордж (Хью Грант) оброс властью и влиянием, забрав у героев всё, что им принадлежало. Помогла Плуту опасная красная волшебница Софина (Дэйзи Хэд). Её планы намного более зловещие, чем можно себе представить. Злодеи получили контроль над городом Невервинтер. Двум отважным героям не под силу остановить своих врагов — им понадобится целая команда: чародей Саймон (Джастис Смит), друид-тифлинг Дорик (София Лиллис) и лишённый юмора паладин Зенк (Реге-Жан Пейдж).
Все повествование фильма сводится к максимально простой линии сюжета: герои весь фильм попадают в какие-то опасные ситуации и пытаются из них выбраться с помощью своих индивидуальных талантов и подручных инструментов. Если рядом не оказывается нужных предметов, то авантюристы отправляется на их поиски. Приключение выделяется своей целостностью и осмысленностью – каждый подобранный ресурс найдёт своё применение в повествовании.
Сюжет фильма демонстрирует то, что действительно может произойти за игровым столом в Dungeons & Dragons. В настольной ролевой игре за повествование отвечает ДМ — Мастер Подземелий (Dungeon Master), рассказчик. И в данном случае ему было совершенно неинтересно рассказывать о том, как герои попадают из одной точки в другую, что они едят, на что они тратят свои деньги и как их зарабатывают.
Персонажи в «Чести среди воров» просто оказываются в конкретных ситуациях, в которых им необходимо решить определённые проблемы. И всё это закручивается в простую, прямолинейную, но всё ещё захватывающую цепочку событий.
Например, Саймону необходим древний артефакт, для этого нужно отыскать того, кто его хранит. Хранитель оставил артефакт в подземельях, а значит нужно найти туда проход. В самом подземелье необходимо миновать ряд опасностей и ловушек. И всё это на фоне того, что героев преследуют убийцы. Сражение приводит к бегству, а оно выливается в погоню от дракона. Историю не стыдно назвать «тупой как пробка», но непрерывность происходящих с героями событий очень цепляет внимание.
Повествование крайне насыщенно и не заставляет скучать, правда, пару раз даже может перегрузить зрителя информацией — такое возможно в сценах с флэшбеками или объяснениями некоторых магических вещей.
А что приятно, так это индивидуальность каждого героя. Бард, друид, варвар, волшебник — все имеют уникальные черты, столь необходимые команде. Без друг друга герои пропадут: например, для решения проблемы одной магии Саймона недостаточно – без подвешенного языка Эдгина им не пройти мимо стражи. Там, где не может сработать сила убеждения, сможет проскользнуть перевоплотившаяся Дорик. А если её существам преградили путь, то его расчистит Хольга.
Благодаря персонажу Хольге фильм переживается как глоток свежего воздуха на фоне… большинства проектов. Героиня Мишель Родригес – цветная сильная женщина. Будь это какая-нибудь «Капитан Марвел» или «Женщина-халк», то об этом говорилось бы каждые пять минут. Здесь же у этого персонажа есть своя история, индивидуальность, слабости, недостатки и преимущества. У неё есть проблемы и всё это приключение помогает ей их преодолеть. Это чуть ли не фундаментальные вещи большинства сценариев, но в 2023 году многие дорогостоящие проекты об этом забыли. «Честь среди воров» не забыла, что похвально.
Отличная постановка и близкие к «Джону Уику» бои
Мир Dungeons & Dragons полон магии и разнообразных существ, что грозило авторам большими тратами на реализацию этих созданий. За последние годы различных CGI-эффектов стало слишком много, специалисты в этой сфере жалуются на условия труда, а зритель, кажется, пресытился спецэффектами. По первым трейлерам было непонятно чего ждать от «Подземелий и драконов» — местами картинка смотрелась откровенно бедно. Но итоговой версии удаётся удивить.
Создатели картины не побоялись использовать практические эффекты в отношении необычных рас. В одной из сцен появляется мама и ребёнок табакси (котоподобные люди), созданные с помощью аниматроники. А представителей рас аракокра и драконорождённых воплотили с помощью костюмов. Смотрится это на экране немного неестественно, но очень выразительно. Здесь использовались старомодные приёмы, но как и в шоу «Мандалорец», это работает и хорошо выполняет поставленную задачу. За весь фильм не было ни одной сцены, которая смотрелась бы столь же ужасно, сколько финальный бой в первой «Чёрной пантере».
«Честь среди воров» всячески поддерживает правдоподобность происходящего. Постановщики отлично справляются со своей задачей даже в боях — ещё одном уязвимом месте большинства голливудских блокбастеров. В первые полчаса зрителей захватывает отличная сцена погони, которая длится минуты три, но снята одним дублем. Нетрудно догадаться, где и как были сделаны монтажные склейки, но сцена всё равно выглядит отлично. В сражениях создатели фильма тоже стараются придерживаться этого правила.
Фильму, безусловно, далеко до виртуозных постановок франшизы «Джона Уика». Тем не менее, если после четвёртой части приключений Джордани Йовановича пойти на «Честь среди воров», то сильного дискомфорта не будет. В этом блокбастере нет ленивой постановки, когда один персонаж ударяет другого, происходит склейка, и вот последствия представлены уже в другом кадре. Нет, здесь бои очень яркие и динамичные, и авторы не стесняются показывать их на протяжении некоторого времени. Хольга, сражаясь с толпой врагов, может за одну сцену победить двух или трёх оппонентов в одном непрерывном плане. Такой подход делает сражения «живыми», в них чувствуется суровость происходящего.
И хотя все бои смотрятся отлично, есть в них одна проблема. В том же «Джоне Уике» отчётливо видно совершение атаки, и как она влияет на врага. Если не каждое, то большинство движений можно разглядеть. В «Чести среди воров» дела с этим обстоят несколько хуже. Иногда камера размещена под таким углом, что персонажи могут перекрывать часть изображения, пониманию происходящего временами мешает контрастное освещение, при котором часть деталей видно хорошо, а другие полностью скрыты в тени. А в финальном сражении происходит слишком много всего и сразу, из-за чего мелкие детали не разобрать.
С одной стороны это минус, но с другой — повод пересмотреть фильм ещё раз. Поэтому важно подчеркнуть: бои тут хорошие и сняты отлично, но определённые недостатки не позволяют поставить «Честь среди воров» в один ряд с мастодонтами современных боевых сцен в кинематографе.
Хорошее кино без привязки к настольной игре
«Подземелья и драконы: Честь среди воров» многое делает правильно. Это интересный, крепко сделанный боевик, который приятно смотреть. Главные герои не могут похвастаться глубиной, но их приключения захватывают. Антагонисты не самые яркие, зато они достаточно выразительны, чтобы ощущаться коварными злодеями. Это кино работает, делая всё необходимое для развлечения зрителей.
Одна из самых интересных особенностей картины в том, что ей есть чем выделиться, кроме громкого имени в названии. В заголовке «Подземелья и драконы» можно заменить на Baldur’s Gate, Neverwinter или даже Pathfinder — события фильма разворачиваются во вселенной «Забытых королевств», но фильм не требует от зрителя дополнительных знаний. Множественные пасхалки порадуют тех, кто знает правила и многоликие магические аспекты этого мира. А зрители, что впервые соприкасаются с Фаэруном, не почувствуют себя обделёнными.
Фильм во многом напоминает первых «Стражей галактики». При небольшой редактуре, например, полном удалении упоминаний Таноса, кино можно будет абсолютно спокойно смотреть без привязки к киновселенной Marvel и получать удовольствие.
Впрочем, у такого подхода есть один недостаток — самых-самых преданных и консервативных поклонников Dungeons & Dragons фильм рискует разочаровать.
Создатели фильма уже заговорили о продолжениях и возможном развитии франшизы, плюс представили ряд сопутствующих товаров к фильму. Подобные решения кажутся несколько поспешными, но не удивительными. Различные киновселенные доказали, что могут привлечь большое внимание, а значит и зрительские деньги. На этом поприще по большей части преуспела только Marvel, и получится ли у Paramount с этим фильмом создать полноценную франшизу — покажет только время. Правда, сборы картины уже за первые выходные превысили ожидания аналитиков. А что касается MCU, то она своей Четвёртой фазой создала множество проблем для самой себя. Поэтому самое важное не то, сколько спин-оффов и продолжений породит «Честь среди воров», а какого они будут качества.