Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

Рецензия на фильм «Грейхаунд». Том Хэнкс играет в морской бой

На Apple TV+ появилась новая лента Аарона Шнайдера «Грейхаунд» (Greyhound) — экранизация романа «Добрый пастырь» Сесила С. Форестера с Томом Хэнксом в качестве исполнителя главной роли и сценариста. Рассказываем, почему невыход картины на больших экранах кинотеатров — не самая большая проблема фильма.
На Apple TV+ появилась новая лента Аарона Шнайдера «Грейхаунд» (Greyhound) — экранизация романа «Добрый пастырь» Сесила С. Форестера с Томом Хэнксом в качестве исполнителя главной роли и сценариста. Рассказываем, почему невыход картины на больших экранах кинотеатров — не самая большая проблема фильма.

1942 год. Капитан Эрнст Краузе (Том Хэнкс — «Зеленая милая», «Форрест Гамп») заступает на борт эсминца ВМС США «Грейхаунд» в свой первый охранительный рейд. Не имеющий опыта военных действий, Краузе всеми силами старается спасти конвой транспортных судов от атак подлодок Третьего рейха.

К сожалению, ввиду недостатка опыта и тяжелых обстоятельств силы союзников все-таки несут потери. Но капитан Краузе практически невозмутим. Угадать спектр эмоций на его лице добрую половину фильма почти нереально. Бросаясь на невидимые нацистские подлодки, именующие себя «Волчьей стаей», эсминцы во главе с «Грейхаундом» из последних сил сдерживают натиск врага.

Для начала стоит отметить, что «Грейхаунд» — в первую очередь проект Тома Хэнкса и лишь во вторую картина режиссера Аарона Шнайдера. Получивший в начале 2000-х «Оскар» за лучший короткометражный игровой фильм «Два солдата», Шнайдер, имея за плечами опыт военных драматических историй с переплетением религии, оставил подобные вкрапления и в «Грейхаунде». Вероятно, это было единственное режиссерское решение, напоминающее зрителям: «Смотрите, это моя фишка».

Рецензия на фильм «Грейхаунд». Том Хэнкс играет в морской бой

В отличие от аналогичных военных драм, так или иначе связанных со Второй мировой войной, Хэнкс не стал браться за реальные события, чем, конечно, заработал фильму очков заочно. Сложно не провести параллель с российскими кинематографистами, которые практически каждый год на 9 мая достают с невидимой «полки» фильм про очередную секретную битву, которая случилась на самом деле, но именно благодаря их работе с архивами мы, наконец, узнаем в кино, как все было на самом деле.

«Грейхаунд» — крайне вольная переделка не самого известного в России романа Сесила С. Форестера, в основе которого — такой же выдуманный эсминец, капитан и события. Роман Форестера детально препарирует личность Краузе. Мы узнаем о жене, которая бросила офицера из-за его чрезмерной преданности флоту. Нам показывают отношение капитана и религии (командование просит, чтобы тот никак не афишировал свою набожность и распорядок молитв).

Фильм Шнайдера оставляет персону Краузе абсолютно не раскрытой. По сути мы ничего не знаем о капитане в начале фильма и за 90 минут хронометража герой толком не раскроется. За исключением пары флэшбэков и обрывочных разговоров с подчиненными персонаж Тома Хэнкса весь «Грейхаунд» будет бродить по палубе эсминца с каменным лицом, ни одна мышца которого не дрогнет.

Вместе с этим кино очень хочет покрасоваться различными спецэффектами. Их здесь, кажется, с избытком. Нам покажут и красочные панорамы Атлантики, и взрывы транспортов союзников, и подводные лодки Третьего рейха, пускающие стремительные торпеды по британским и американским кораблям. Все это происходит не без помощи резкого монтажа специалистов, работавших над «Формой воды» Гильермо дель Торо и сериалом «Карточный домик».

Шнайдер хочет «поиграть в войнушку» гораздо больше, чем раскрыть персональную историю бравого капитана без военного бэкграунда. Но попытки выглядеть эффектно не проходят без оглядки на те же «Дюнкерк» Нолана и «1917» Мендеса. При этом «Грейхаунд» нещадно проигрывает обеим лентам по всем фронтам — безотносительно того, на малом или большом экране это смотреть.

Сам Хэнкс в кадре играет не то чтобы одну из лучших ролей в карьере. За годы в профессии Том много раз показывал, насколько кардинально способен перевоплощаться в те или иные образы — от неугомонного Форреста Гампа и капитана Джона Миллера до изгоя Чака Ноланда на необитаемом острове и командира рейса Cactus 1549 Чесли Салленберга.

Образ Эрнст Краузе — совсем не новое амплуа для Хэнкса. Достаточно вспомнить фильм «Капитан Филлипс» (2013), где герой Тома, Ричард Филлипс, с тем же страхом в глазах, что и у Краузе, пытается найти ключ к спасению. Разве что в «Грейхаунде» речь больше о спасении кораблей, а люди, управляющими ими, остаются безликим фоном. В ленте Пола Гринграсса ситуация была обратной.

Рецензия на фильм «Грейхаунд». Том Хэнкс играет в морской бой

Не работает в фильме Шнайдера и второй план. Те немногочисленные персонажи, которых удается запомнить по одной-двум характерным чертам или фразам, либо быстро исчезают из повествования, либо умирают вследствие боевых действий. «Не забывайте, у нас здесь война», — то и дело напоминает режиссер, в очередной раз пускаясь во все атлантические тяжкие.

Истории «Грейхаунда» сильно не хватает и динамики. Если вы думаете, что перед вами 90-минутный военный аттракцион — зря. Большая часть хронометража посвящена диалогам капитана эсминца с членами своей команды, а также моряками других кораблей. Камера Шелли Джонсон («Охотник с Уолл-стрит», «Первый мститель») преимущественно концентрируется на Краузе, фиксируя его каменный лик крупным планом. Это эффектно выглядит в сценах молитвы, когда на героя Хэнкса снисходит луч света, но в остальное время добавляет лишь безосновательного пафоса фигуре капитана.

Образ вечного спасителя (сначала рядового Райна, потом матросов, теперь кораблей во Вторую мировую), кажется, преследует Хэнкса. Впрочем, говорить, что актер стал заложником одного амплуа, пока рановато. Однако некоторые предпосылки для подобной мысли имеются. Даже в прошлом году Том Хэнкс перевоплотился в любимца американских бумеров — ведущего Фреда Роджерса, который когда-то оказался своего рода спасителем детства у целого поколения американцев.