Рецензия на аниме-сериал «Тихоокеанский рубеж: Темная зона» от Netflix
Вообще, для аниме по «Рубежу» даже особо думать над сценарием не пришлось бы. Показали бы школу пилотов Егерей, их первые задания, взаимоотношения и разборки — и вуаля, вот вам типичное меха-аниме, только в сеттинге фильма дель Торо. Правда, сценаристы «Темной зоны» — Грег Джонсон (X-Men Evolution) и Крейг Кайл (Thor: Ragnarok) — решили пойти по более сложному пути, и написать что-то оригинальное. Получилось странно, и к сериалу у меня слишком много вопросов.
Несмотря на все усилия человечества, кайдзю продолжают теснить людей. В определенный момент приходится эвакуировать Австралию, тем самым сдавая континент монстрам. Главным героям, брату и сестре Тейлору и Хейли, не удается добраться до эвакуационной зоны вовремя, поэтому их родители — пилоты Егеря — отправляются в Сидней за помощью. Обещанные две недели растягиваются на пять лет, а отчаявшиеся увидеть живых родственников герои внезапно обнаруживают Егеря, который все это время стоял под их поселением.
Увы, необдуманные действия (то есть попытка запустить машину) приводит к катастрофе, когда в поселение, привлеченный громким звуком сирены, заваливается кайдзю.
Отсюда и начинается путешествие двух ребят, в распоряжении которых лишь учебный Егерь без оружия. Их цель — отыскать родителей и добраться до Сиднея, но, как водится, по пути им придется столкнуться с массой других проблем.
К слову, здесь я хочу задать сериалу первый вопрос — какой промежуток времени нам вообще показывают? Судя по определенным событиям и упоминаниям (например, в сериале фигурирует кладбище Егерей-дронов из второго фильма), действие The Black разворачивается после событий второго фильма. Но если так, то откуда в Австралии взялись кайдзю, почему на территории континента появляются разломы, и почему люди даже не попытались отбить Австралию назад, после событий сиквела-то? Там нам четко дали понять, что дальше уже мы будем вторгаться к пришельцам, а тут вон оно как.
Вы, возможно, сейчас крутите пальцем у виска и готовитесь сказать что-то в духе «Ну совсем с ума сошел, ищет сюжет в „Тихоокеанском рубеже“», да только вот соль вся в том, что в «Темной зоне» авторы именно что на сюжет и напирают.
Да-да, я не шучу. Оригинал, если вы помните, в основном фокусировался на драках Егерей с кайдзю, безумно пафосных диалогов в духе «Сегодня мы отменяем Апокалипсис!», а где-то между ними были общения персонажей и раскрытие вселенной фильма.
Это работало что в первой, что во второй части — там на первом плане были именно битвы, а все остальное было вторично. Оно существовало просто потому, что снять двухчасовой фильм про непрерывную битву гигантских роботов с гигантскими же монстрами не потянул бы даже «Дисней». А раз так — то хронометраж нужно чем-то забить, что заодно и сюжет кое-как склеить поможет. Так вот, «Темная зона» работает с точностью до наоборот.
В сериале минимум пафоса, и такой же минимум сражений Егерей и кайдзю. А вот болтовни персонажей, раскрытия их личностей, а также демонстрации мира «Рубежа» здесь неожиданно много.
Беда в том, что авторам так и не удалось нащупать идеальный баланс. Строить вселенную франшизы, наполняя ее новыми деталями — это круто. А вот забивать на ключевую же особенность все серии (собственно, сражения) — это совсем не круто. В итоге у нас получается меха-аниме, главные герои которого большую часть хронометража проводят не просто вне своего Егеря, так еще и нормально повоевать у них выходит только под конец.
Поэтому в «Темной зоне» на первом плане человеческие взаимоотношения. Здесь сериал ухитряется совместить как типичные шаблоны постапокалиптических произведений, так и добавить своего колорита.
Вот, к примеру, люди. Они в Австралии на момент событий The Black кое-как умудряются выживать, и даже худо-бедно приспособились к сильно изменившемуся миру вокруг. Главные герои, к примеру, сталкиваются с откровенной бандой, которая путешествует по пустошам под вывеской кочевого поселения. «Жители» этого передвижного поселка занимаются сбором различных полезных артефактов — им, к примеру, очень интересны запчасти Егерей или яйца кайдзю. Не гигантских, разумеется, а относительно небольших. Что порождает дополнительные вопросы — откуда взялись маленькие кайдзю? Какого черта они вдруг начали откладывать яйца? А как же живорождение и клонирование, о которых говорилось в первом фильме?
Хотя тут-то можно все спихнуть на место действия. Австралия и в нашей с вами реальности способна прикончить вас множеством разных способов — так что почему бы кайдзю там не смогли приспособиться и не вступили с «континентом смерти» в симбиоз?
Еще одна группа, которая упоминается, но почти не демонстрируется — это культ Сестер Кайдзю, которые в «Темной зоне» появились прямиком со страниц комикса Pacific Rim: Aftermath. О них что-либо говорить рано, хотя во втором сезоне они явно сыграют важную роль.
С точки зрения построения мира сериал делает еще много довольно интересных штрихов, которые местами, правда, здорово ломают логику вселенной «Рубежа». Тут у них и возможность перенимать опыт других пилотов с помощью особых «обучающих» записей, и до сих пор существующие гибриды Егерей и кайдзю (причем они, судя по всему, понемногу эволюционируют), и черт еще знает что.
И это все конечно здорово, и персонажей сериал раскрывает куда лучше, чем это было в оригинальной дилогии. Вот только самого «Тихоокеанского рубежа» из-за этого здесь почти не осталось.
Ну и да, еще одна проблема — разделение сериала на два сезона (и это как минимум). История здесь обрывается на клиффхэнгере, причем у меня есть подозрение, что первый сезон в итоге окажется ознакомительным, а основной экшен будет как раз во втором. Хотя, конечно, от болтовни тоже вряд ли откажутся.
В итоге получается парадоксальная ситуация. Аниме, снятое в качестве продолжения фильма, снятого словно бы по мотивам меха-аниме (несуществующего), внезапно получилось совершенно не таким, каким должно было быть. Аниме-версия «Рубежа» должна быть чем-то в духе «Гуррен-Лагана» — безумно пафосной историей с юмором, кучей роботов и неординарных личностей, а в итоге у авторов вышло что-то в духе «Безумного Макса» с мехами и рефлексирующими подростками.
Рисовала сериал студия Polygon Pictures (Blame! , Knights of Sidonia, Star Wars: The Clone Wars 2008 года), и у них получился очередной сериал в своем стиле — цел-шейдинг и трехмерная графика, к которой как обычно есть вопросы. Если вы уже смотрели что-либо из работ студии (ту же «Сидонию», например), то со стилем знакомы. Он нравится далеко не всем, но как минимум с трехмерной анимацией они работают всяко лучше, чем большинство других японских студий. Поэтому «Берсерка» 2016 года у них не вышло — то есть глаза не кровоточат — но определенные проблемы с картинкой все равно имеются.
Главная моя претензия к «Темной зоне», в общем, проста — в погоне за расширением вселенной «Рубежа» авторы ухитрились растерять ряд ключевых особенностей оригинала, среди которых многократно упомянутые мною батальные сцены. И это проблема, ведь оригинальный фильм за них и любят.
Стоит ли The Black просмотра? Сложный вопрос. Как минимум, я бы посоветовал отложить знакомство с сериалом до релиза второго сезона, ведь история обрывается на полуслове, оставляя слишком много вопросов без ответов.
С другой стороны, если вам нравится вселенная «Рубежа», то особых вариантов-то у вас и нет. Третий фильм еще когда начнут снимать со всем этим коронавирусом, так что остается только сериал от Netflix. Одно только «но» — если вы ждете от сериала такого же эпика, как и от фильма дель Торо, то лучше снизьте градус ожиданий. Иначе останетесь разочарованы.