10 июня 2021Сериалы
Обновлено 01.11.2021

Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины

11 июня вышли заключительные пять эпизодов первого сезона сериала «Люпен» (Lupin). На русском Netflix их выпустили как второй сезон сериала.  Омар Си играет современного джентльмена-грабителя, который при совершении преступлений вдохновляется классическими детективами о французском сверхпреступнике Арсене Люпене. Редактор «Канобу» Александр Башкиров посмотрел весь сезон и объясняет, почему вторая половина «Люпена» не разочарует поклонников сериала, и почему решение Netflix разделить сезон надвое оправдало себя.
11 июня вышли заключительные пять эпизодов первого сезона сериала «Люпен» (Lupin). На русском Netflix их выпустили как второй сезон сериала. Омар Си играет современного джентльмена-грабителя, который при совершении преступлений вдохновляется классическими детективами о французском сверхпреступнике Арсене Люпене. Редактор «Канобу» Александр Башкиров посмотрел весь сезон и объясняет, почему вторая половина «Люпена» не разочарует поклонников сериала, и почему решение Netflix разделить сезон надвое оправдало себя.

О чём сериал

Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины - фото 1

Первая половина первого сезона «Люпен» (Lupin) вышла в январе 2021-го и оказалась одним из самых успешных релизов Netflix в этом году. Только за первый месяц сериал французских шоураннеров Джорджа Кея и Франсуа Узана посмотрели 70 миллионов зрителей.

Авторы сериала явно вдохновлялись британским «Шерлоком» с Бенедиктом Камбербэтчем (подробнее об этом читайте в рецензии на первую часть). В основу шоу лег цикл романов и рассказов Мориса Леблана об Арсене Люпене, выходивший в 1905-1941 годах и занимающий во французском национальном сознании примерно то же место, что произведения Артура Конана Дойла о Шерлоке Холмсе — в британском. В книгах Леблана Люпен даже несколько раз пересекался с Холмсом и выставлял его круглым дураком. На главную роль взяли звезду современного французского кино Омара Си — актёра, способного конкурировать с Камбербэтчем и по мастерству, и по известности.

Как и в «Шерлоке», герой и сюжеты произведений Леблана были перенесены в наши дни и нацелены на проблемы современной Европы. Люпен совершал дерзкие ограбления при помощи дронов и Интернета, а центральный конфликт был завязан на расизме семьи французских аристократов по отношению к их сенегальскому шоферу и его сыну.

Но во многом «Люпен» превзошел «Шерлока». Каждая из первых пяти серий использовала сюжет одного произведения Леблана и рассказывала простую и захватывающую криминальную историю вместо того, чтобы пытаться уместить в часовой хронометраж 10-12 сюжетов, как это делали шоураннеры британского сериала.

Создатели «Люпена» свели к минимуму и количество персонажей, и число отсылок к первоисточнику, дав упор на действие — погони и драки, в которых Омар Си смог сполна продемонстрировать свои хорошие физические данные, — а также остроумные комбинации для кражи личных вещей богатых французов. Этот процесс интриговал изяществом и непредсказуемостью хода мысли Люпена.

Вдобавок шоураннеры «Люпена» сделали хитрый ход, признав существование книг об Арсене Люпене во вселенной сериала. Героя Омара Си на самом деле зовут Ассан Диоп, а личность Люпена он принял, начитавшись в детстве детективов Леблана. Это такой же символ, как маска Гая Фокса в фильме и комиксе «V значит Вендетта». Примерив личность Люпена на себя, герой стал воплощением французской любви к авантюрам и плутовским методам устранения социальной несправедливости. Претензия к первой части у меня была всего одна — она оборвалась на самом интересном месте, довольно дешёвым клиффхэнджером, в котором у Диопа похищали сына.

О сюжете второй части сезона

Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины - фото 2

Вторая часть стартует сразу с действия: Ассан, его бывшая жена Клэр (Людивин Санье) и разгадавший личность Люпена полицейский Гуэдира (Суфиане Герраб) ищут пропавшего Рауля (Итэн Симон), сына Ассана и Клэр, которого похитил наёмный убийца Леонард (Адама Ниани). Погоня начинается в Гавре на фестивале поклонников Арсена Люпена и продолжается по всей Нормандии, пока Рауль переходит из рук в руки, а у Ассана и Леонарда происходят мелкие стычки и рукопашные.

Арка с похищенным сыном занимает две эпизода и отсылает к роману Леблана «Графиня Калиостро». Следующие две серии посвящены охоте полиции на Ассана, тайна личности которого была раскрыта во время поисков сына, и перекликаются с повестями «Белокурая дама» и «Еврейская лампа» (если вы их не читали — не беда, персонажи прямо проговаривают суть отсылки к Леблану). Все это готовит почву для финального конфликта Ассана с его архиврагом, французским олигархом Юбером Пеллегрини (Эрве Пьер).

Последняя битва должна произойти во время благотворительного концерта, устроенного дочерью Юбера и возлюбленной Ассана Жюльет Пеллегрини (Клотильда Эм). Юбер хочет присвоить пожертвования, собранные на концерте, Жюльет — отправить их в фонд развития мультикультурной молодежи Франции. Чего хочет Ассан Диоп, не ясно до самого конца.

Параллельно продолжаются флэшбэки в 1995 год, когда отец юного Ассана, Бабакар Диоп (Фаргасс Ассанде) якобы покончил с собой, отбывая срок по обвинению в краже колье Марии-Антуанетты. В первой половине сезона Ассан успел установить истинного виновника кражи (Юбер) и встретить убийцу отца (Леонард). Так что во второй половине флэшбэки куда короче и посвящены не основному сюжету, а небольшим зарисовкам, выставляющим в новом свете комбинации Ассана в наши дни. Скажем, в одном из них Ассан решает «одолжить» у продавца-расиста скрипку для одноклассницы — а потом ищет способ выпутаться после того, как кражу раскрыли.

Что может предложить вторая половина сезона в сравнении с первой?

Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины - фото 3

Основные достоинства второй части те же, что и у первой: французский колорит, хорошо поставленный экшен с участием Омара Си и интересно задуманные ограбления. Париж нам показывают от блошиного рынка до главных достопримечательностей, и за любым выяснением отношений приятнее наблюдать, если оно происходит на фоне Сены и моста Искусств. Во второй половине сезона Ассан дерется и с Леонардом, и с еще более хорошо подготовленным телохранителем Юбера, так что в шоу по-прежнему есть на что посмотреть любителям боевых сцен. Поставлено все очень эстетично: самая впечатляющая драка происходит во время концерта симфонической музыки!

Но это не значит, что Ассан решает все проблемы кулаками (точнее, ударами ногами и открытой ладонью в стиле национального боевого искусства «сават»). В лучшей сцене всего сезона Ассан несколько раз пытается спасти сына из наводненного телохранителями Юбера отеля. Сначала скрытно, прилепив накладные усы и вставив фальшивые зубы, а потом, когда маскировка не срабатывает, просто эффектно и жестко разбираясь с противниками в рукопашной. Но и этого мало — врагов слишком много, их всех не перебить… В итоге Ассану приходится с позором ретироваться и искать новый, оригинальный способ — он изящный, чисто люпеновский, элементарный в своей гениальности.

Вторая часть сезона превзошла первую по динамике — действие теперь не дробится на отдельные истории-ограбления, каждая серия заканчивается мини-клиффхэнджером, органично переводящим в следующий эпизод. В этом плане решение Netflix разделить сезон на две части оказалось полностью оправданным.

Если первая половина знакомила нас с миром, персонажем и предысторией, то вторая куда более прямолинейная и посвящена открытому конфликту Ассана с Юбером. Это практически пятичасовый экшен-фильм, который можно рассматривать как второй полноценный сезон сериала, где накал страстей и темп экшена в два раза выше, чем в первом.

Какое впечатление производит сезон в целом?

Рецензия на 2 сезон «Люпена»: cериал про ограбления, которому простительно отсутствие глубины - фото 4

Ради динамики и стиля авторы пожертвовали практически всем: персонажи плоские, одномерные, все они, включая Ассана, держатся лишь на харизме играющих их великолепных французских актеров. Это еще сильнее режет глаз во второй половине сезона, где заканчивается изложение трагической предыстории героя и начинается почти сплошное действие.

Чтобы не замедлять действие, создатели сериала максимально упростили взаимоотношения Ассана со всеми героями — вот этот персонаж плохой, этот хороший, этот хороший, но колеблющийся… Центральная любовная линия между Ассаном и Жюльет, тянущаяся еще из юности героев, не получает развития и обрывается на полуслове — причем Жюльет даже не становится ключевой фигурой в финальной комбинации Ассана, которая должна стать апофеозом всего сезона.

Вместо этого шоураннеры завязали главный твист на личности третьестепенного персонажа, очень искусно введенного в действие. Это действительно крутой поворот — как в плане актерской игры, так и работы с внешним образом героя, — заставляющий взглянуть на многие действия Ассана в предыдущих сериях в новом свете. Но особых эмоций, помимо приятного удивления, он не вызывает. Сезон производил бы куда более сильное впечатление, если бы провал или успех операции целиком зависел от самого важного для Ассана Диопа человека, а не просто от одного из членов его команды.

Наконец, вне разборок с наемниками Юбера авторы слишком упростили жизнь главному герою. Французская полиция ведет себя крайне непрофессионально, играет с Ассаном в поддавки в самых напряженных ситуациях, которые могли бы потребовать от героя куда большей изворотливости и самоотдачи. Например, в одном из ранних эпизодов есть прекрасно задуманная сцена, в которой Ассану нужно срочно уйти из-под стражи на сельской заправке, сидя на заднем сиденье запертого полицейского автомобиля в наручниках. Но ее портит то, что жандармы без раздумий соглашаются удовлетворить любую прихоть задержанного преступника.

Итог

Первый сезон «Люпена» — отличный сериал для любителей историй об ограблениях и неуловимых преступниках, достойно поднимающий и раскрывающий социальные проблемы современной Франции. И первая, и вторая часть сезона заслуживают внимания как самостоятельные произведения, а вместе они складываются в, пожалуй, лучший сериал, когда-либо снятый на французском языке.

Но шоу не вызовет у вас серьезных эмоций и вряд ли заставит задуматься — внятной любовной истории сериал не рассказывает, наиболее жизненные проблемы решаются слишком легко, а самые интересные решения авторов касаются третьестепенных персонажей, а не главных героев. В целом это прекрасный способ убить десять часов, который не претендует на лавры той же «V значит Вендетта» — хотя общий концепт и острота социальной полемики вполне позволяли авторам «Люпена» это сделать.

Комментарии 15
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Bu
Bu
"во многом «Люпен» превзошел «Шерлока»"ой, как сложно с этим согласиться.если шерлок это чистый детектив практически без слабых мест, то люпен = "отец" со всеми вытекающими.как только в сюжете появился ребенок стало понятно, что сюжет пойдет в эту сторону. и он пошел.отсюда нет никакого желания включать вторую часть сезона, чтобы не наблюдать за избитым сценарным действием.