Пять причин посмотреть «Вестсайдскую историю» — одну из лучших работ Стивена Спилберга
История мюзикла и адаптации «Вестсайдской истории»
Мюзикл «Вестсайдская история» 1957 года создали композитор Леонард Бернстайн и драматург, автор многих других бродвейских шоу Стивен Сондхайм. По сути, это интерпретация шекспировской истории Ромео и Джульетты, но действие происходит в 50-е годы в Нью-Йорке.
Молодые Тони и Мария встречаются на вечере танцев и моментально влюбляются друг в друга. Но Тони с детства состоит в банде «Ракет», потомков белых эмигрантов, а родные Марии — члены банды «Акул», мигрантов-пуэрториканцев. Две банды давно враждуют и собираются устроить драку за лидерство в своём районе, поэтому у истории Тони и Марии не может быть счастливого исхода.
В 1958 году мюзикл принёс авторам две престижные награды «Тони» из шести номинаций. После оригинальной постановки мюзикл несколько раз возрождали как на Бродвее, так и за рубежом. Последний раз «Вестсайдская история» игралась в 2020 году.
После оглушительного успеха на сцене мюзикл получил киноадаптацию – в 1961 году её сняли Роберт Уайз (режиссер «Звуков музыки», монтажер «Гражданина Кейна») и Джером Роббинс. Главные роли в нём исполнили актриса русского происхождения Натали Вуд и американский актёр Ричард Беймер. «Вестсайдская история» получила самое большое количество «Оскаров» для музыкального фильма — десять статуэток, в том числе как лучший фильм года. Рита Морено, сыгравшая Аниту, также стала первой латиноамериканкой, получившей «Оскар».
Какой получилась версия Стивена Спилберга
О создании новой адаптации «Вестсайдской истории» стало известно в 2014 году. Вариант Спилберга в русскоязычных ресурсах ошибочно называют римейком фильма 1961 года. На самом деле Спилберг и сценарист фильма Тони Кушнер («Ангелы в Америке») подчеркнули, что их версия будет ближе к оригинальной театральной постановке 57-го года.
На роли главных героев, Тони и Марии, выбрали молодых актёров с разным опытом. Энсель Элгорт уже успел сыграть в «Щегле» и «Малыше на драйве» Эдгара Райта. А вот Рейчел Зеглер в 2014 году была 16-летней YouTube-блогершей, которая наудачу отправила Спилбергу свои каверы на песни Tonight и I Feel Pretty в твиттере. В недавнем интервью режиссёр признался, что для него было важно подобрать именно молодых и ярких актёров — они должны были воплотить на экране вчерашних школьников. Поэтому все основные роли достались людям не старше 23 лет.
В США «Вестсайдская история» вышла ещё 29 ноября, и уже получила положительные отзывы от критиков. На сайтах-агрегаторах вроде Rotten Tomatoes рейтинг фильма такой же высокий, как и у культовых работ Спилберга — «Поймай меня, если сможешь», «Список Шиндлера», «Спасти рядового Райана» и других. Издание Variety назвало картину «смелым, зажигательным апгрейдом оригинальной истории», журнал Time посчитал её «невероятной современной сказкой».
Причины посмотреть новую «Вестсайдскую историю»
Умелое обращение с оригиналом
Мюзиклы сложно адаптировать для экрана: с этим согласятся критики, которые в 2012 году разбомбили «Отверженных» и обвинили экранизацию «Призрака оперы» в том, что режиссер Джоел Шумахер собрал все недостатки постановки и лишь усугубил их. Особенно плохо окончилась недавняя попытка снять фильм по подростковому мюзиклу «Дорогой Эван Хенсен»: он набрал 30% на Rotten Tomatoes. Издание The Atlantic точно подметило, что в этой адаптации «неправильно всё, что только можно было сделать неправильно».
Однако Стивен Спилберг был фанатом «Вестсайдской истории» с самого детства, песни из мюзикла, по его словам, «стали первой популярной музыкой, которая прозвучала в его доме». На съёмках своего фильма режиссёр вскакивал с места, подпевал и пританцовывал. Его бережное отношение к оригиналу видно уже в том, что Спилберг отказался переносить действие в современность.
Вместо этого Спилберг и Кушнер сделали чуть более современными самих героев. Декорации остались теми же, любовная история не лишена патетики, а к списку песен не добавили новые композиции (как это было с «Дорогим Эваном Хенсеном» и другими кино-мюзиклами). Сюжет, по большей части, соответствует бродвейской постановке 1957 года, которую сам Спилберг и его современники помнят и горячо любят.
Адекватное осовременивание истории
Трагическая история Ромео и Джульетты в 2021 году может смотреться чересчур пафосно, а развитие их отношений покажется слишком быстрым. Но в «Вестсайдской истории» есть тонкие, изящные изменения, которые делают сюжет мюзикла более доступным для современных зрителей — даже для поколения Z.
На первый взгляд, эти правки выглядят незначительными: например, в фильме Мария (Рейчел Зеглер) идёт на танцы ради знакомства и свидания с Чино (Джош Андрес Ривера). В мюзикле Марию собирались выдать за Чино по расчёту, без особого интереса к её мнению. Это не делает историю менее драматичной — только более адекватной современным ценностям, без уклона в сексизм.
То же самое касается и всех остальных персонажей: Спилберг и Кушнер добавили им предыстории, придали глубины, чтобы зрители поняли и переживали за все стороны конфликта. Режиссёр уделил внимание даже герою Энибадис. В оригинальной постановке Энибадис была девушкой-пацанкой, которую сыграла актриса Идина Мензел.
Но в фильме Энибадис вполне естественно превратилась в трансгендерного персонажа, а роль отдали небинарной актрисе Эзре Минас. Спилберг объяснил, что ему было важно «превратить Чино в полноценного персонажа, и сделать таким персонажем трансгендерную девушку из “Ракет”». Так что этот кивок в сторону репрезентации не выглядит надуманным или неуклюжим, только подчеркивает, каким прогрессивым был мюзикл даже в 50-е годы.
Потрясающая постановка и улучшенные номера
Даже люди, мало знакомые с мюзиклами, смогут оценить масштабность съёмок и невероятно красивые номера в новой «Вестсайдской истории». Фильм похож на растянутый до бесконечности открывающий номер ленты «Ла-ла Ленд» с песней Another Day of Sun. При идеальной хореографии, использовании декораций и зажигательной музыке уже не хочется спрашивать себя, почему люди в пробке взбираются на машины и танцуют.
Музыкальные номера у Спилберга выглядят точно так же естественно, но при этом отточены до мельчайших деталей. Во многих общих песнях — Jet Song, America, The Rumble — в сцене одновременно находятся десятки человек, на улице останавливаются и сигналят машины, в ход идут подручные предметы вроде банок с краской… Всё это оставляет ощущение, что герои фильма постоянно живут с музыкой, не отрываясь от саундтрека фильма.
А фанаты оригинальной постановки заметят, что Спилберг добавил масштаба, интересных приёмов и огонька во все сцены, где это было возможно. Легче всего это оценить на конкретных сценах: например, песню Gee, Officer Krupke изначально исполняли на улице, но у Спилберга «Ракеты» разносят под неё полицейский участок. В номере с America персонажей, наоборот, вывели на улицы Нью-Йорка.
Необычные декорации и дух старых мюзиклов
Лучше всего ощущения от просмотра «Вестсайдской истории» описал автор The Guardian Питер Брэдшоу: «Я будто видел галлюцинацию 70-летней давности и находился одновременно в зале, на оригинальной бродвейской постановке, и на улицах Нью-Йорка 50-х». Атмосфера времени в фильме действительно чувствуется очень ярко: костюмы и причёски как будто сошли с каталогов моды тех лет, неудачливый и бедный нью-йоркский район весь в разрухе и ожидании новой эры. Ещё аутентичности прибавляет обилие испанской речи, которую ни за рубежом, ни в российском прокате не снабдили субтитрами — эмоции и мысли персонажей угадываются интуитивно.
Команда фильма подготовила необычные декорации, которые иногда кажутся двухмерными — совсем как нарисованные на картоне или пластике дома и улицы в некоторых театральных постановках. В одной из самых драматичных сцен, ближе к финалу, Тони бежит по улицам; здания в ней как будто уходят не в небо, а куда-то в пустоту закулисья. Это действительно создаёт впечатление, что в кинотеатре показывают высококачественную запись мюзикла.
Преемственность поколений
В новой «Вестсайдской истории» есть не только визуальные намёки на старое кино — например, многие сцены уходят в затемнение, которое часто использовали в картинах 40-50-х годов (вроде «Гражданина Кейна»). Спилберг отдал дань экранизации 1961 года и пригласил в свою версию ту самую Риту Морено, исполнительницу роли Аниты.
Морено выступала на Бродвее с тринадцати лет, сыграла во множестве постановок и фильмов и получила «Оскар» за свою Аниту. Но после победы целых семь лет ей не предлагали ничего, кроме стереотипных ролей в фильмах о бандах и мигрантах. Морено пришлось побороться за славу. В новой «Вестсайдской истории» она играет Валентину — пожилую пуэрториканку, которая вышла замуж за белого американца и всю жизнь страдала из-за косых взглядов и осуждения с обеих сторон. Валентина становится наставницей, практически ангелом-хранителем Тони и Марии.
Кажется невероятно символичным, что Морено-Валентина — актриса латиноамериканского происхождения, поборовшая стереотипы — теперь в некотором роде «передает» свое наследие новой Марии. И Рейчел Зеглер справляется с классической ролью блестяще, доказывая, что такой героине, и такой истории в целом, вполне есть место в современном кино.