Пять необычных клонов The Legend of Zelda и что стало с их разработчиками
Вышедшая в середине мая The Legend of Zelda: Tears of the Kingdom переполошила интернет ещё до релиза. Более чем за неделю до часа «X» образ игры утёк в сеть. Пиратская версия оказалась достаточно функциональной, чтобы её можно было пройти как на взломанной приставке Nintendo Switch, так и её эмуляторах. Но The Legend of Zelda слишком большой титан, который не подкосить уловками пиратов. За первые пару дней после выхода игра разошлась тиражом 10 млн копий, став самой быстро продаваемой игрой в серии. Напомним, франшизе более 25 лет, общий тираж составляет свыше 130 млн. копий, что позволяет поместить The Legend of Zelda на один пьедестал с такими гигантами, как цикл Halo или Sonic the Hedgehog.
Но The Legend of Zelda — не только про устойчивый успех, но и влияние. Игра чуть ли не сформировала жанр приключенческих игр. Многие разработчики ориентируются именно на неё. Одни компании списывают отдельные элементы, другие — всё, подчистую. Насколько повторение за неповторимым помогает студиям завоевать свою нишу? Какие существуют интересные клоны The Legend of Zelda? И что стало с их авторами? Автор «Канобу» Павел Хибченко отвечает на все эти вопросы и рассказывает о художественных техниках и игровых механиках всех «клонов» Зельды: Genshin Impact, 3D Dot Game Heroes, Darsiders, Fable и Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas.
Зачем копировать The Legend of Zelda?
Первая Zelda вышла в 1986-м году, сразу показав весь потенциал открытого игрового мира. Главный герой, юноша Линк, ищет артефакт Трифорс, чтобы с его помощью одолеть древнее зло, Гэнона. Поиск героя полон свободы: он может идти, куда вздумается и исследовать всё окружение. Сюжет, возможно, не отличается оригинальностью, но в этой игре дух приключений куда важнее самой истории.
Всё дело в интерактивности игрового мира. Во время странствий Линк решает десятки головоломок и каждая из них органично встроена в виртуальное окружение и магический сеттинг. Например, в арке The Legend of Zelda: Ocarina of Time Линку необходимо добраться до дна колодца, а прежде осушить воду с помощью песни-заклинания «Песни Штормов», сыгранной на магическом духовом инструменте — окарине. Этакий Guitar Hero на «минималках». В арсенале Линка с десяток музыкальных композиций, с помощью которых можно менять пространство и взаимодействовать с ним. Игра вдобавок подкидывает немало сложностей. Например, зачистить казематы, как в Diablo или других «гриндилках», не получится без должного понимания своих действий. Подземелья в «Зельде» устроены хитро, ориентироваться в пространстве достаточно непросто, зато страшно увлекательно.
На каждом этапе The Legend of Zelda старательно вовлекает игрока во вдумчивое прохождение с помощью головоломок и связанных с ними удовлетворяющего чувства преодоления. Решив очередную загадку, можно с радостью воскликнуть «Эврика!», искренне насладиться своей догадливостью. Однако The Legend of Zelda не превращается в бесконечный квест, игроку приходится преодолевать не только остроумные загадки разработчиков, но и сложных боссов. И, стоит признать, что геймдизайнеры Nintendo придумывали забористых врагов, вроде Тёмного Линка из The Legend of Zelda: Ocarina of Time, задолго до Хидэтака Миядзаки и его Dark Souls.
Поэтому игра прежде всего остаётся боевым фэнтези, пользуясь всеми жанровыми клише: здесь и юный, отважный герой, побеждающий злодеев, которые в десятки раз сильнее его самого; яркие персонажи, вроде воинов-берсерков, магов и благородных разбойников. Есть в игре и важная для жанра трансформация и возрождение морального баланса: многие из персонажей, встречающихся на пути Линка, утратили надежду на победу «добрых сил». Разумеется, отважный малый возвращает им веру в будущее.
Genshin Impact — вообще не «Зельда»
Мы не могли обойти стороной Genshin Impactt и связанное с ней заблуждение, что это клон The Legend of Zelda: Breath of the Wild. В сети есть сотни материалов по теме, но, несмотря на это, находятся люди, обвиняющие miHoYo Limited, китайскую студию, разработавшую Genshin Impact, в плагиате.
Мы понимаем, откуда взялось это заблуждение. Обе игры, действительно, используют повторяющиеся механики. Например, герои спрыгивают с высоты и пикируют на глайдере или могут поджечь траву, ударив по ней огненным оружием. Но подобное, вместе или по отдельности, встречается и в других играх: например, Far Cry 2, Far Cry 5 или Just Cause 3. Значит ли, что Genshin Impact копирует их? Ответ очевидный.
Всё куда проще — The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Genshin Impact представители одного жанра. Делает ли это обе игры зеркалами друг друга? Если да, тогда любые приключения в открытом мире, и Far Cry 6, и TES: Skyrim, и Готика 2, можно смело назвать копиями.
Пускай Genshin Impact и The Legend of Zelda: BoTW используют схожие механики открытого мира, но раскрывают их по-своему. «Зельда» запаковывает развитие персонажа и его победы в эксперименты с окружением. Встречая препятствие, например, скалу, на которую нельзя забраться, герой может поджечь траву, расправить глайдер и устремиться ввысь. Может создать воздушный шар, а, точнее, десяток маленьких шариков, получаемых из туш Октороков (осьминогообразных врагов), прицепить их к бревну или другой вещи, используемой как платформа, и полететь в небо.
В Genshin Impact разработчики предлагают открывать новых персонажей, оружие и снаряжение. Таким образом выстроена прогрессия или, проще говоря, развитие внутри игры. Одни персонажи присоединяются к отряду пользователя по сюжету, других надо «доставать» из лутбоксов. Не зря же Genshin Impact — это Gacha, построенная на коллекционировании, где герои и другая награды выпадает случайно.
Что роднит Genshin Impact с The Legend of Zelda: BoTW, так это визуальный стиль. Обе игры используют cel shading: грубо говоря, это когда персонажи и другие объекты обрабатываются особенным градиентом или заливкой цвета. Она делает тени менее реалистичными, а модели — более «мультяшными».
При этом cel shading использовался в играх и анимации задолго до The Legend of Zelda: BoTW. В сети можно встретить разные мнения о том, какие разработчики первыми применили такой стиль. Портал Adobe в первопроходцах стиля видит игру о банде роллеров, противостоящих тоталитарному государству — Jet Set Radio, вышедшую на приставке Sega Dreamcast в июне 2000-го года. А постояльцы форума Digital Press говорят, что первым был хоррор Fear Effect, поступивший в продажу в феврале 2000-го. А блогер и профессиональный 3D-художник Юха Экман утверждает, что всех опередил Goosebumps: Attack of the Mutant — боевик от первого лица 1997-го года по мотивам одноимённых новел.
Помогла ли схожесть с «Зельдой»?
Да. Сравнения с The Legend of Zelda: BoTW не могли не возбудить интерес публики. Фанаты Nintendo приходили в Genshin Impact, чтобы посмотреть на «Зельду» для «бедных». Люди, которые не могли позволить себе приставку Switch, а, значит, и The Legend of Zelda: BoTW, устанавливали себе её «аналог». Загружая Genshin Impact по разным причинам, пользователи оставались ради качественной приключенческой игры, к тому же бесплатной.
В отличие от других условно-бесплатных мобильных проектов, Genshin Impact не использует pay wall: иными словами, не ставит препятствия, которые нельзя преодолеть, не заплатив. Как пишет Джен Ротери для портала IGN, значительная часть игры проходится без вливания денег или времени в то, чтобы хорошенько запастись ресурсами. Исключение составляет «Витая Бездна», местный эндгейм, и некоторые схватки в регионе Иназуме, вышедшем на второй год жизни Genshin Impact.
Монетизацию нельзя назвать и образцовой, о чём пишет Миховил Гргурич для портала Udonis. Выдавая случайные награды, создатели Genshin Impact эксплуатируют страсть к азартным играм.
Как и другие разработчики других «рулеток», miHoYo Limited используют неэтичные приёмы, например, так называемые pitty puls. Это можно вольно перевести как «утешительный приз»: когда пользователь влил уйму денег и не получил желаемую награду, надо наконец выдать ему значительный приз.
3D Dot Game Heroes — издевательство над The Legend of Zelda?
Мы ещё обсудим игры, внешне не похожие на The Legend of Zelda, но верные её духу. Но в деле «клонов» Zelda есть ещё один интересный прецедент — копия-пародия. Речь идёт о 3D Dot Game Heroes — проекте токийской студии Silicon Studio и издательства From Software, известного по Demon’s Souls, Dark Souls, Elden Ring и другим хардкорным боевикам.
Завязка 3D Dot Game Heroes почти полностью копирует «Зельду»: древнее Зло (Тёмный король Оник) пробудилось и юный герой должен остановить его. Для этого требуется собрать все магические сферы и «бла-бла-бла»… Сценаристы 3D Dot Game Heroes используют тропы из The Legend of Zelda, чтобы пропесочить её и другие культовые японские игры: серий Dragon Quest, Final Fantasy и даже Demon Souls.
Так герой 3D Dot Game Heroes использует меч, длина которого зависит от полоски здоровья. Иными словами, чем живее персонаж, тем дальше бьёт его меч. В идеале клинок должен бить на километр, не давая врагам подобраться ближе. Это явная отсылка к одной из механик оригинальной The Legend of Zelda, где Линк мог стрелять магическими зарядами из меча при полном счётчике здоровья.
При этом игру нельзя назвать полным клоном «Зельды». Главным образом о 3D Dot Game Heroes отличается от серии Nintendo воксельной графикой. Грубо говоря, Silicon Studio построили виртуальный мир из кубиков, похожих на конструктор LEGO. Каждая частица просчитывается устройством — каждый из кирпичиков можно уничтожать или, напротив, строить. Так 3D Dot Game Heroes позволяет собрать своего героя в редакторе. Последний получился достаточно продвинутым, он позволяет геймерам реализовать все свои фантазии. Как признался Такехико Терада, основатель и президент Silicon Studio, его больше всего впечатлила копия водопроводчика Марио из Paper Mario, которую сконструировали в 3D Dot Game Heroes.
Сейчас игроков не впечатлить персонажами и мирами, собранными из кубиков, но 3D Dot Game Heroes вышла в ноябре 2009-го года — до того, как это кубические формы в играх стали мейнстримом. Тем более проект вышел эксклюзивно для PlayStation 3 в то время, когда игры-конструкторы ассоциировались с ПК, а не приставками.
Помогла ли схожесть с «Зельдой»?
Судя по продажам, помогла. В одной лишь Северной Америке 3D Dot Game Heroes разошлась тиражом свыше 160 тыс. копий к октябрю 2010-го. Это в шесть раз больше, чем ожидал региональный издатель Atlus — подразделение одноименной японской компании. Если бы не это, то 3D Dot Game Heroes стала коммерческой неудачей, так как на родине она продавалась скромно, о чём рассказал упомянутый Такехико Терада.
3D Dot Game Heroes имела сильную «базу» не только в виде The Legend of Zelda и других культовых японских игр. Оригинальный «визуал» и высокое качество игры помогли ей заработать 77 баллов из 100 на Metacritic у прессы и 7,8 из 10 и геймеров. Сами же авторы вряд ли станут измерять успех 3D Dot Game Heroes в проданных копиях и положительных отзывах. Дело в том, что Silicon Studio создаёт не игры, а «миддлвейр». Будучи многозначным термином, в данном случае он обозначает программы-обвесы, которые разработчики добавляют в их движки, чтобы улучшить физику, графику, сетевые и другие функции.
Создавая 3D Dot Game Heroes и другие игры, Silicon Studio продвигала свои технологии, демонстрируя их мощь. Разработчики словно бравируют: «Смотрите, что мы сделали! И вы сможете так же, если купите наш миддлвейр». В случае с 3D Dot Game Heroes авторы хвастались, что выпустили проект за десять месяцев на PlayStation 3, никогда до этого не имея с ней дел. Понятно, что Silicon Studio пиарила таким образом свои технологии.
Darksiders — «Зельда» под хэви-метал
В январе 2010 года студия Vigil Games из города Остин, штат Техас, выпустила DarkSiders: Wrath of War. Сюжет разворачивается на фоне преждевременного конца света. Адские и Райские силы сошлись в последней битве на Земле, куда прибывает главный герой — один из Всадников Апокалипсиса по имени Война. Персонаж уже не в силах остановить Армагеддон, поэтому берётся расследовать, кто является нарушителем вселенских законов, запустившим катастрофическую цепь событий? Прибыв в безымянный мегаполис, напоминающий Нью-Йорк, Война не встречает людей: их место заняли зомби и злые духи, страдальчески слоняемые по руинированному городу.
Эстетически Darksiders максимально далека от The Legend of Zelda, при этом Vigil Games построили мир игры и механики его исследования по лекалам игр Nintendo. Война не только рубит врагов мечом и расстреливает их из револьвера, но и проходит подземелья, решает головоломки, чтобы получить новое оборудование. Одни орудия помогают в бою, другие — попасть в ранее недоступные уровни. Классическая «Зельда».
Хотя в остальном игра тяготеет к жанру слешера. Война подкидывает врагов и жонглирует ими, как Данте из Devil May Cry, и добивает недругов, расчленяя их как Кратос из God of War. Darksiders остается брутальной и экспрессивной на уровне художественного стиля: персонажи и мир игры словно сошли со страниц комиксов. Что неудивительно: основатель Vigil Games Джо Мадейра — известный иллюстратор, работавший над графическими новеллами Uncanny X-Men и собственной серией Battle Chasers — фэнтези с элементами стимпанка.
У Vigil Games получилась «взрослая» версия «Зельды», которая из-за анимации и наивности многими ошибочно воспринимается как «детская игра». Но Darksiders старательно скрывает свой приключенческий вайб под маской слэшера, из-за чего прохождение вызывает диссонанс.
Что если пользователь пришел сюда за динамичными боями, кровищей и рубиловом? Тогда он не обрадуется тому, что разработчики требуют от него исследовать локации, разгадывать головоломки и изучать акробатическое мастерство.
Помогла ли схожесть с «Зельдой»?
Непонятно. По трейлерам Darksiders выглядит как классический слешер, но на деле игра куда тоньше. Возможно, если бы маркетологии были честнее с аудиторией, Darksiders быстрее нашла свою публику. В то же время проект нельзя назвать безуспешным. За первые четыре недели Darksiders отгрузилась в магазины тиражом в 1,2 млн. копий. Это не цифры продаж, а то, сколько дисков издатель отправил в ритейл. При этом корпорация THQ, финансировавшая разработку Darksiders, считает проект одной из ключевых интеллектуальных собственностей. Неудивительно, что THQ и Vigil Games решили развить игру до франшизы. Правда, выход второй части совпал с банкротством студии THQ 2013 года, Vigil Games также пошла ко дну. Но бывшие сотрудники Vigil основали другую компанию по разработке видеоигр Airship Syndicate Entertainment и выпустили третью часть игры и ответвление Darksiders: Genesis.
Важно упомянуть, что THQ «убили» отнюдь не Всадники Апокалписа из Darksiders, а игры по лицензиям Nickelodeon и Pixar. Начиная с конца «нулевых» подобные проекты перебирались с приставок на мобильные устройства и в «веб». Но THQ продолжала выпускать SpongeBobʼs Surf & Skate Roadtrip и ей подобные на консолях, теряя деньги, о чём рассказал Дэвид Вайт — старший продюсер почившей компании. Выпускай THQ больше таких игр, как Darksiders, то осталась бы в живых.
Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas — «The Legend of Zelda для бедных»
Если Darksiders внешне максимально не похожа на «Зельду», то Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas выглядит, как настоящий клон. Словно разработчики из финской студии Cornfox & Bros брали игры The Legend of Zelda и обводили почти все её элементы поверх кальки. Создатели мобильного приключенческого боевика, вышедшего в ноябре 2013-го на iOS, позаимствовали у Nintendo даже мелкие детали.
В Oceanhorn: Monster of Uncharted Sea мы играем за безымянного юного блондина, вооружённого мечом и щитом, а также подозрительно похожего на Линка. Персонаж может рубить траву и находить в ней кристаллы, местную валюту и другие полезный вещи — всё как в The Legend of Zelda. В центре сюжета сверкает героическая линия — персонаж отправляется на подвиги. Главный из них — победа над древним злом, самоходной ожившей крепостью Оушенхорн. Одолеть противника герою должны помочь его пропавшие родители, но их ещё надо найти.
Отдельным пунктом стоит выделить линию мореплавания, которая роднит Oceanhorn: Monster of Uncharted с The Legend of Zelda: The Wind Waker. Только в финском аналоге «Зельды» мы не управляем судном напрямую, а заходим на карту мира, выбираем пункт назначения и шхуна сама направится к нужной точке, пока мы отстреливаемся от врагов, находясь на борту.
Единственное, что отличает Oceanhorn: Monster of Uncharted от конкурента — очки опыта в виде кристаллов, получаемых за убийство врагов. Их можно потратить, как в ролевых играх: на прокачку характеристик героя — его выносливости и размера инвентаря. В The Legend of Zelda развитие героя не связано с убийствами монстров, Линк становится сильнее, находя новые орудия.
Помогла ли схожесть с «Зельдой»?
Однозначно! В СМИ игра прославилась, как бюджетная, но достаточно качественная «Зельда» для смартфонов и планшетов. Например, вот, что об Oceanhorn: Monster of Uncharted пишет Стефани Кармайкл с портала Touch Arcade (прим. Touch Arcade специализируется на аналитике мобильных игр):
«Игра не без изъянов, к тому же нагло копирует The Legend of Zelda, но стоит того, чтобы дать ей шанс. Хотя бы ради оригинальных наработок, которых здесь сполна. Да, Oceanhorn: Monster of Uncharted не оттачивает свои механики так же, как это делает Nintendo, но, несмотря на это, продукт доставляет удовольствие!»
«Зельда» для бедных, то есть для смартфонов и планшетов, — чуть ли не лучшая реклама для Oceanhorn: Monster of Uncharted, потому что Nintendo не стала выпускать полноценную The Legend of Zelda на iOS и Android. Тем временем мобильные геймеры собирают подборки статей на Reddit вроде: «10 лучших проектов для iPhone или iPad в духе The Legend of Zelda».
Cornfox & Bros сильно преуспела на копировании игр Nintendo, Oceanhorn обзавелась продолжениями. Oceanhorn 2: Knights of the Lost Realm вышла в сентябре 2019-го года. Сиквел вновь напоминал игру Nintendo, но в этот раз не классические «Зельды» с камерой, подвешенной наверху, а The Legend of Zelda: Breath of the Wild. Следом за ней в декабре запустилась Oceanhorn: Chronos Dungeon — кооперативный боевик, где четыре приключенца зачищают подземелья. Оба продолжения можно получить по подписке Apple Arcade, тогда как оригинал покупалась за 6,99 долларов. Нужно ли говорить, насколько заманчивее выглядит вариант с подпиской?
Также первая часть вышла на многих платформах — PC, Mac, PlayStation 4, PlayStation Vita, Xbox One и Nintendo Switch. Да, иронично, но клон «Зельды» представлен на Nintendo Switch.
Fable — другой взгляд на «Зельду»
Мы любим Fable: The Lost Chapters, вышедшую в сентябре 2004-го и, тем более, дополненную версию, поступившую в продажу осенью 2005-го. И не хотим унизить её и разработчиков из британской студий Big Blue Box и Lionhead Studios, потому что Fable не является клоном «Зельды», скорее развитием идей Nintendo, причём в неожиданном направлении.
Fable рассказывает о мальчике, чью деревню сожгли бандиты, убившие его родителей и укравшие оставшихся в живых членов семьи. По итогу парня зачисляют в академию героев, и нам показывают все этапы его взросления чуть ли не до старости.
Big Blue Box и Lionhead Studios взяли исследование мира в духе трёхмерных частей The Legend of Zelda, но добавили уйму своего. В отличии от «Зельда», Fable предлагает прокачивать героя в духе классических ролевых игр. Персонаж зарабатывает очки опыта четырёх видов, которые тратятся на то, чтобы улучшить характеристики приключенца и его умения, можно создать не только стандартного рубаку, но и разбойника с луком или мага. The Legend of Zelda не даёт такой свободы: пускай Линк и стреляет из рогатки или орудует молотом, но он навсегда останется воином с клинком и щитом. Вдобавок к сражениям Fable предлагает мирные занятия: торговлю кегами пива или мешками с солью, покупку недвижимости, украшения дома и сдачу в аренду.
Самое важное, что Fable мы создаём не только внешний, но и моральный облик персонажа. Тот становится героем или злодеем в зависимости от принятых нами решений.
В Zelda мы просто переживаем приключения: участвуем в гонках лошадях, скрытно проникаем в хоромы принцессы Зельды и совершаем другие подвиги. Fable делает упор на нарратив, показывает, как странствия влияют на персонажа и формируют его характер. От кармы героя зависит его внешний вид и реакция окружения.
И ролевая, и кармическая системы выглядят гипертрофировано и сделаны просто, но Big Blue Box и Lionhead Studios внесли немалый вклад в популяризацию ролевых игр, адаптировав их для широкой аудитории. Тот же трюк Nintendo провернула с жанром приключенческих боевиков.
Помогла ли схожесть с «Зельдой»?
Не только мы сравниваем обе серии игр, сходство подмечают многие пользователи, хотя игры сильно отличаются друг от друга. Пожалуй, разработчикам не навредило, если бы они ориентировались на прославленную The Legend of Zelda. Однако исключительно самостоятельность и оригинальность Fable позволили ей завоевать любовь критиков. Проект был трижды отмечен на премии BAFTA 2005-го года в номинациях за лучший саундтрек, оригинальность и на звание «лучшей игры года на Xbox».
Fable ожидаемо выросла в серию игр, но её и разработчиков из Lionhead Studios постигло несчастье. В апреле 2006-го года их купила Microsoft. Сперва всё шло хорошо: Fable 2 стала культовом проектом, входящим в списки ста лучших игр всех времён. Fable 3 приняли прохладнее, но не она убила серию. Microsoft попыталась превратить её в игру-сервис, называвшуюся Fable Legends. Авантюра не удалась: проект отменили, а студию Lionhead закрыли. В последние годы владельцы прав стараются воскресить Fable силами Turn10 — авторов автосимуляторов Forza Motorsport и аркад Forza Horizon. Как сообщали инсайдеры, разработка попала в производственный ад и её ведут, как минимум, с 2018-го года.
Выпустив первую The Legend of Zelda свыше 25 лет назад, Nintendo не просто основала успешную серию игр, но и придумала схему приключенческих боевиков. Её до сих пор используют другие разработчики игр. Кто-то берёт эту «базу», вносит пару-тройку изменений, как авторы Oceanhorn: Monster of Uncharted Seas или 3D Dot Game Heroes. Иные студии переосмысляют задумки Nintendo и делают почти всё по-своему, как в Fable или Darksiders.
Кого-то несправедливо обвиняют в копировании, как создателей Genshin Impact. Всё потому что часть игроков считают «Зельду» настолько влиятельной, что ищут её следы, даже там, где их нет. Но во всех случаях даже мнимая схожесть с The Legend of Zelda скорее помогла разработчикам игр, чем помешала.