24 мая 2023Аниме

Путь Синъитиро Ватанабэ — меломана, изобретателя и автора «Ковбоя Бибопа»

Аниме «Ковбой Бибоп»
Аниме «Ковбой Бибоп»

24 мая у талантливого режиссёра аниме и новатора Синъитиро Ватанабэ день рождения. Редактор «Канобу» Карина Назарова решила рассказать историю становления его творчества и вспомнить парочку наиболее ярких проектов.

Как всё началось?

Синъитиро Ватанабэ

Синъитиро Ватанабэ

Синъитиро Ватанабэ вырос в Аябе, в городке у подножия Киото, окружённом горами и лесами. Подростком он смотрел европейское и американское кино, обожал «Бегущего по лезвию» Ридли Скотта, вестерны, промотал километры плёнки видеокассет с аниме вроде «Идеон» и «Гандам» (производства студии Sunrise) и решил, что обязательно должен стать режиссёром. С тех пор он читал книги о теории кино, изучал кинематографические техники, включая фрейминг, кадрирование и экспозицию. В 1984 пришло другое озарение. Посмотрев «Несносные пришельцы 2: Прекрасная мечтательница», Ватанабэ решил режиссировать аниме, где есть больше художественной свободы и возможностей для эксперимента. В то время японское кино казалось ему слишком сентиментальным, схематичным и выспренним.

После школы он переехал в Токио, и, не долго думая, отправился на порог любимой студии Sunrise. Компания привлекла Синъитиро своей незаурядностью и упором на творчество. Sunrise выпускала, в основном, оригинальные проекты, реже — адаптации манги. На тот момент полноценное высшее образование в сфере аниме было не так доступно, как сейчас, Синъитиро пришлось покорять руководство студии и главного режиссёра, в лице Рёсуке Такахаси, не корочкой диплома, и, скорее всего, не результатами вступительного экзамена (нужно было предложить список любимых фильмов и описать, чем они хороши), а своей непоколебимой уверенностью. В интервью Forbes он признался, что в тот день старался был прямолинейным и честным и прямо высказал своё недовольство о последнем проекте Sunrise. Так он показал готовность развивать дело студии.

Работа в Sunrise

Аниме «Голубой метеор СПТ Лейзнер»

Аниме «Голубой метеор СПТ Лейзнер»

Синъитиро получил работу, но на второстепенных ролях. Будущий режиссёр поначалу занимался организацией создания сериала «Голубой метеор СПТ Лейзнер», выполняя скорее менеджерские и логистические задачи: торопил художников, заказывал необходимые материалы. А следом ему предложили место продакшн-менеджера и раскадровщика сериала «Батсу и Тэрри» и аниме-адаптации манги «Городской охотник». Обязанности не предполагали большого творчества, но в противовес укрепляли его мечты сделать что-то своё. Вдохновения было предостаточно, но требовался немалый опыт.

Наконец Ватанабэ стали замечать и доверять более ответственные задачи. Первыми почти режиссёрскими проектами стали эпизоды сериалов «Грязная парочка», «Ватару» и «Бронебойщик Мелоулинк» 1988 года. За время производства он получил необходимые технические навыки, но приходилось постоянно утешать свои амбиции — к его сценарным и драматическим идеям на данном этапе почти не прислушивались. Ему катастрофически не хватало творческой свободы.

Аниме «Макросс Плюс»

Аниме «Макросс Плюс»

Спустя некоторое время Синъитиро получил полноценное повышение. В 1991 он режиссирует «Мобильного война Гандама 0083: Память о звёздной пыли» и оттачивает свой стиль сторителлинга и раскадровки. После «Гандама» Ватанабэ обрёл уверенность и закрепился в студии на должности фриланс-режиссёра. В 1994 году вместе с Сёдзи Кавамори он поставил продолжение культового аниме «Макросс» (и одного из своих самых любимых), сняв сериал «Макросс Плюс», состоящий из четырёх эпизодов.

В центре сюжета противостояние пилотов Исаму Дайсона и Галдо Боумана. Герои проходят опасные тренировки на истребителях нового поколения, соперничают за любовь одной девушки и рвутся на музыкальный концерт. В работе над проектом Ватанабэ получил больше контроля, хотя все финальные решения всё же принимал Кавамори, включая эстетическое оформление сеттинга и общего антуража. Но саунд-дизайн меломан-Синъитиро взял на себя и попросил талантливую Йоко Канно написать саундтрек, насыщенный космической атмосферой и грандиозностью небосвода.

«Макросс Плюс» стал отправной точкой для фантазии Ватанабэ, восхитившись виртуозными образы воздушного пространства, храбрыми героями и чарующей музыкой Канно, он решил, что откладывать больше некуда, пора приступать к подготовке режиссёрского дебюта. Так появился «Ковбой Бибоп».

«Ковбой Бибоп», 1998

Аниме «Ковбой Бибоп»

Аниме «Ковбой Бибоп»

2071 год, человечество бороздит просторы галактики, убегая куда-подальше от испепелённой катастрофами и экологическими кризисами Земли. Начался новый этап фронтира, времени, когда былые законы уже не действуют, а новые ещё не написаны, а по округе снуют маргиналы, готовые схватить своё и чужое, да побольше. В таких условиях бандиты и гангстеры живут припеваючи, полиция и шерифы попросту не поспевают предотвращать преступления. Поэтому служащие от лица закона решили разделить ответственность за поимку негодяев с наёмниками.

Бывший киллер Спайк Шпигель и бывалый офицер полиции Джет Блэк стали охотниками за головами. Пересекая космические прерии на своём корабле «Бибоп», Спайк и Джет пытаются подзаработать, отлавливая преступников в злачных уголках галактики. Но у героев вечно что-то не клеится, заработать денег не удаётся, миссии частенько проваливаются. Единственное, в чём им везёт, это знакомства. К их команде присоединяется эксцентричная красотка Фэй, утратившая память. Хакерша Эд и умный вельш-корги Эйн. Вместе герои отправляются на крупные задания, но у каждого за спиной травматичное прошлое, а в настоящем то и дело случаются экзистенциальные кризисы и столкновения с несправедливостью системы и последствиями тотального беззакония.

На момент выхода сериала аниме смотрели только в Японии, не считая редких прецедентов вроде «Акиры». Поэтому Ватанабэ до сих пор не может поверить в столь грандиозный успех «Ковбоя Бибопа». Но интригующая задумка, синтез жанров, визуальная форма, стратегия повествования продлили проекту жизнь на поколения вперёд — сериал всё ещё по праву считается одним из лучших в истории аниме.

Корабли из аниме «Ковбой Бибоп»

Корабли из аниме «Ковбой Бибоп»

Работа над «Ковбоем Бибопом» была непростой. Всё началось с конкурса Bandai Visuals — компании, занимающейся распространением фильмов и аниме. Как отмечает сам Синъитиро, Bandai Visuals действовали на опережение. В конце 90-х Lucasfilm анонсировал выпуск нового эпизода «Звёздные войны: Скрытая угроза», а значит всем поклонникам космической фантастики в скором времени понадобится мерч в виде космических кораблей. Bandai Visuals начала поиск аутентичного проекта, который можно было бы коммерциализировать с помощью продажи пластиковых игрушек.

На тот момент Ватанабэ нуждался в финансировании крупной компании-дистрибьютора, а заодно в прокатной поддержке, поэтому присоединился к конкурсу Bandai. Студия предоставила аниме-художникам полную свободу — «сериал может быть о чём угодно, главное, предоставьте нам корабли!»

В ходе конкурса Bandai на лучший эскиз корабля удалось выбрать будущий дизайн «Бибопа». Среди именитых художников-конкурсантов, включая самого Сёдзи Кавамори, победителем стал Кимитоси Яманэ («Детонатор Оргуна»), нарисовавший наиболее реалистичный и правдоподобный скетч корабля. Осталось только перейти к делу.

Однако сценарий «Ковбоя» не показался студии коммерчески перспективным, и мэйджор-подразделение Bandai Visuals отказали режиссёру в помощи. Проект был почти на грани производственного ада, но руководство небольшого подразделения Bandai всё же решилось инвестировать в разработку вестерна в космическом сеттинге.

Аниме «Люпен III»

Аниме «Люпен III»

Первоначальным источником вдохновения «Ковбоя Бибопа» был «Люпен III» — аниме от Хаяо Миядзаки, Исао Такахаты и Масааки Осуми, снятое по манге Кадзухико Като. Люпен послужил прообразом характера Спайка Шпигеля. Но Ватанабэ, впечатлённый американским кино, мечтал сделать что-то содержательно и визуально иное — нечто на грани нуара, вестерна и комедии, и чтобы всё разворачивалось в космосе. Добавив к месту действия и жанру выразительный «сайдкик» в виде блюзового саундтрека и неунывающих героев-неудачников с непростым прошлым.

За дизайн героев взялся Тосихиро Кавамото, а отшлифовать сценарий помогла Кимитоси Яманэ, выступающая тогда под псевдонимом Хадзимэ Ятатэ. Она же придумала тайтл проекта.

Безусловным украшением «Ковбоя» стала музыка. Ватанабэ, когда-то наслушавшись Yellow Magic Orchestra, мечтал стать музыкантом, но с гармониями не клеилось, музыка не писалась, синтезатор раздражал, поэтому оставалось восхищаться ритмами издалека. Но каждый раз именно музыка становилось отправным пунктом для идей будущих проектов. В «Ковбое» — это джаз.

Ватанабэ доверил звуковое наполнение сериала Йоко Канно, чья гениальность восхитила его ещё на этапе «Макросса Плюс». Йоко сумела воплотить задумку режиссёра, смешав джаз, блюз с космической фантастикой, но и привнесла нечто своё, например, аккорды космической меланхолии. Позднее Ватанабэ признается, что Йоко Канно стала его музой, он даже предоставил ей место во вселенной «Ковбоя Бибопа» в лице талантливой девчонки-хакерши Эд.

Кадр из аниме «Дети на холме»

Кадр из аниме «Дети на холме»

Сотрудничество с Йоко продолжается на протяжении всей карьеры режиссёра, например, в 2012 году Йоко Канно пишет саундтрек к романтичному джазовому сериалу, адаптации манги Юки Кодамы, «Дети на холме». События разворачиваются в 1966 году, а в центре сюжета путь музыкальной группы троих друзей: пианиста Каору, его подруги Рицуко и хулиганистого барабанщика Сэнтаро. Здесь Ватанабэ вновь признаётся в непоколебимой любви гармониям, ритмам и группе The Beatles. Большую часть музыкальных номеров сперва снимали в натуре, а после адаптировали под анимацию.

После выхода «Ковбоя Бибопа» Ватанабэ принялся за работу над полнометражным фильмом-сиквелом, который позволил ему понять специфику работы в ином формате темпоральности. Этот опыт стал очередным вдохновляющим пунктом в истории его становления.

После фильма «Ковбой Бибоп» (2001 год) он начинает сотрудничество с голливудскими студиями и переходит к работе над «Аниматрицей».

«Аниматрица» и «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022»

Кадр из аниме «Аниматрица»

Кадр из аниме «Аниматрица»

«Аниматрица» 2003 года — антология, состоящая из коротких эпизодов в сеттинге «Матрицы» сестёр Вачовски. Изначально трилогия «Матрица» была вдохновлена аниме, поэтому производство аниме-фильма казалось одновременно и данью уважения культуре, и способом замкнуть вымышленную вселенную, поставив в ней финальную точку. Однако по итогу получился провал. Для Ватанабэ опыт работы с Голливудом был разочаровывающим. Его, как и других японских и азиатских режиссёров, завлекли лестными словами и обещаниями дать полную творческую свободу, однако воплотить все идеи в жизнь не удалось никому.

Продюсеры постоянно требовали что-то поправить или изменить, творческое сопротивление не приводило ни к каким результатам или компромиссу, Вачовски также не могли повлиять на ситуацию, так как сами оказались под гнётом студии. По воспоминаниям Ватанабэ, дело почти дошло до драки. Вернувшись домой, в Токио, он зарёкся не вспоминать этот опыт и поддерживать студии своей страны.

Путь Синъитиро Ватанабэ — меломана, изобретателя и автора «Ковбоя Бибопа» - фото 9

Однако в 2022 году Ватанабе возвращается в Голливуд в ответ на просьбу Дени Вильнёва снять 15-минутную короткометражку по мотивам фильма «Бегущий по лезвию: 2049» — «Блэкаут 2022». Действия фильма Ватанабэ разворачиваются в 2022 году, в центре сюжета война людей против засилья репликантов. Жители футуристичного мира начали вычислять местоположение репликантов и жестоко их убивать, демонстративно подвешивая на улицах города. Тем временем репликанты ищут путь к свободе, желая обрести человеческую, независимую, как им кажется, субъективность и стирают базы данных о своих серийных номерах. Фильм отличает сочетание разных анимационных техник, грандиозные сцены боёв и пролётов камеры вдоль киберпанкового города с его неоном, высотными домами и сверкающими в ночи телеэкранами.

Ватанабэ отдал дань уважения проекту Ридли Скотта и книге Филипа Дика, дополнив вселенную своим личным чутким взглядом на социальный дисбаланс общества будущего, показав в паре минут боль и величие борьбы кибернетических созданий, которым больше свойственна человечность, чем самим людям и их творениям — корпорациям.

«Самурай Чамплу», 2004-2005

Аниме «Самурай Чамплу»

Аниме «Самурай Чамплу»

Хип-хоп биты в исторической эпохе Эдо, анахронизмы, брейк данс, динамичный звуковой и визуальный монтаж, социальная критика, экскурс в японскую историю и блистательный юмор — это лишь малая доля того, за что хочется хвалить и пересматривать «Самурая Чамплу».

В центре сюжета девушка Фуу, работающая в чайной. Долгое время она ищет убийцу своей матери и однажды связывается с двумя аутсайдерами: преступником-беглецом Мугеном и ронином-интеллигентом Дзином. Парни спасают Фуу от оголтевшего самурая, готового отрубить девушке пальцы за малую провинность. А после Фуу приходится вызволять ребят из плена. Девушка решается просит их о помощи с поиском некого самурая, пахнущего подсолнухами.

Так начинаются их приключения по маргинальным улицам Японии где-то между XVI–XIX веками. Их путь полон встреч с бесчестными воинами-злодеями, деревенскими хип-хоп артистами и историческими деятелями. Здесь Ватанабэ едва-едва отходит от выбранного в «Ковбое Бибопе» стиля, но однозначно добавляет больше комедийных гэгов и исследует художественные возможности совмещения двух разных реальностей. Например, Муген был вдохновлён рэперами 90-х, а на экране то и дело мелькают образы современной Японии.

«Космический Денди», 2014

Аниме «Космический Денди»

Аниме «Космический Денди»

Ватанабэ доверил режиссуру большей части проекта Синго Нацумэ, но узнаваемый стиль создателя «Ковбоя Бибопа» чувствуется с первых тактов сериала. «Космический Денди», как и всё, что создаёт Ватанабэ, вдохновлён музыкой, на этот раз диско 80-х, которое наделило космос танцевальной энергетикой. Сериал вышел аккурат «Стражам Галактики», неожиданно, он использует почти те же приёмы — меломанство, эксцентричные шутки, яркие образы и виды космической жизни. Главный герой — ловелас Денди с причёской Элвиса Пресли. Он любит развлечения и закручивать романы с незнакомками, но работа не ждёт.

Вместе с дроидом QT он бороздит Вселенную в поисках новых форм жизни. На одной из космических станций он знакомится с кото-подобным пришельцем расы Бетельгейз и они быстро становятся закадычными друзьями. Вместе герои переживают сюрреалистичные трипы, постоянно совершают всякие безумные подвиги, попадают на неизведанные планеты, обманывают руководство и просто чудят все серии подряд. Интересно, что озвучил Денди Дзюнъити Сувабэ — голос японского капитана Кирка из оригинального «Звёздного пути».

Аниме «Кэрол и Тьюздей»

Аниме «Кэрол и Тьюздей»

За плечами Ватанабэ и другие важные проекты. Например эпизод фильма-антологии «Гениальная вечеринка» — Baby Blue. Здесь Ватанабэ признаётся в своей романтичной натуре. Главные герои его истории юноша и девушка, ученики старшей школы, которые в прошлом были близкими друзьями, а теперь пытаются наладить друг с другом связь. Школьники становятся главными персонажами и в аниме «Эхо Террора» — двое парней-террористов угрожают взорвать Токио, если жители не отгадают их садистскую загадку, но девочке Рисе удаётся сблизиться с безумцами и узнать об истинных причинах их отчаянной борьбы с системой.

В 2019 году Ватанабэ выпустил великолепный в своей нежности и красоте аниме-сериал «Кэрол и Тьюздей». Вновь музыка, футуризм и герои, слепо движимые мечтой. Действие разворачивается на Марсе, куда переселилось человечество. В этом мире всё подчиняется и решается искусственным интеллектом, включая музыку. Кэрол и Тьюсдей случайно встречаются на улице и решают объединить свои музыкальные таланты, чтобы вернуть людям свободу творчества и вместе устраивают свой личный бунт современным конвенциям и правилам.

Кадр из аниме «Ковбой Бибоп»

Кадр из аниме «Ковбой Бибоп»

Синъитиро Ватанабэ действует по правилу творческой жизни Дэвида Боуи: всегда делать нечто новое и не бояться экспериментов. Каждый альбом Боуи — нечто кардинально новое, так и Ватанабэ каждый раз экспериментирует с содержанием и формой своих творений, не боясь перемен. Сменяет космический сеттинг на антураж Японии XVIII века, освоенного Марса или японского современного города. Меланхоличных героев-аутсайдеров — на ловеласов, музыкантов, футуристичных репликантов. Приключенческое настроение — на тоску, потерянность или, напротив, бунтарство. В его аниме всегда найдётся повод посмеяться, задуматься об обществе, жизни, себе, да и самом устройстве Вселенной. За это мы и любим этого режиссёра-анимешника и жадно ждём его следующий проект.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь