Первые впечатления от сериала «Трагедия в Уэйко»
Я возлагал на «Уэйко» довольно большие надежды. Это авторский проект братьев Джона Эрика и Дрю Даудлов, известных своими жанровыми работами, в том числе превосходными фильмами ужасов The Poughkeepsie Tapes (у нас — «Пленки из Поукипзи») и «Карантин», ремейку испанского found footage-хоррора, который ни в чем не уступал оригиналу. Джон Эрик обычно отвечает за режиссуру, сценарии они с братом пишут вместе, причем эти сценарии всегда очень читабельны — даже если на выходе получается разочарование уровня As Above, So Below (у нас — «Париж, город мертвых»).
Последняя работа Даудлов «Выхода нет» во многом типичная для этого дуэта — отчаянная ситуация, растянутая на весь фильм, но с каждой секундой становящаяся все более напряженной. Речь в фильме о простом американце, который с семьей приезжает в азиатскую страну как раз тогда, когда там происходит государственный переворот и местные жители начинают убивать всех белых.
«Уэйко» состоит из шести эпизодов, рассказывающих об одной из самых ужасных трагедий в истории правоохранительных органов США: противостоянии ФБР, ATF и сектантов из «Ветви Давидовой» в апреле-мае 1993 года на ранчо «Маунт Кармел» неподалеку от техасского городка, давшего сериалу название. Сама осада ранчо, продлившаяся без малого месяц, как раз такая безумно-напряженная ситуация, в которой Даудлы могли бы показать себя во всей красе — а кульминация там такая кошмарная, что сериал вполне можно считать не только true crime, но и хоррором.
К сожалению, мои надежды на братьев не оправдались. «Уэйко» — первая телевизионная работа Даудлов, и уже по первой серии понятно, что сериалы они делать не умеют. Шесть часов — это достаточно малый хронометраж, чтобы его можно было посвятить самой осаде в мельчайших подробностях, без всяких отступлений на посторонние темы.
Вместо этого в пилоте нам показывают считанные секунды осады, а остальное экранное время отведено излишне мирной (я бы даже сказал — идеализированной) жизни религиозной секты и совсем другой операции ФБР.
Великолепные характерные актеры Майкл Шэннон и Шей Уигэм не появлялись в одном кадре со времен «Подпольной империи», и их участие само по себе можно считать поводом посмотреть сериал. Но оба этих прекрасных артиста, играющие переговорщика ФБР и командира группы спецназа, проводят всю серию в местечке Руби-Ридж в северном Айдахо, где произошел другой, не менее трагический инцидент. Из-за поспешных действий и некомпетентности командования федералов была убита безоружная женщина. Да, это тоже довольно злободневная история, в которой и Шэннону, и Уигэму есть чем заняться… но она не имеет абсолютно никакого отношения к событиям в Уэйко!
Можно считать Руби-Ридж генеральной репетицией ошибочных и некомпетентных действий ФБР в Уэйко, началом подрыва доверия американцев к этой организации, которое трагедия у Маунт Кармел только усугубила. Но если вы собираетесь освещать этот инцидент в таких подробностях — пожалуйста, снимайте отдельный мини-сериал под названием «Руби-Ридж»!
Сериал, который мы смотрим в данный момент, все-таки называется «Уэйко», и подобным посторонним вещам здесь можно было посвятить в лучшем случае пятиминутный пролог. Вместо этого пролог посвящен как раз тому, ради чего мы решили смотреть это шоу, а вся остальная серия — посторонним героям и событиям.
Жену Рэнди Уивера, конечно, жалко… но и самого Уивера, и все его семейство в Руби-Ридж мы больше в сериале никогда не увидим. То, что переговорам с Уивером посвящают целый эпизод, это драматургический нонсенс. Вы представляете, если бы вся первая серия финчеровского Mindhunter была посвящена переговорам с преступником, считающим себя невидимкой? Или если бы «Убийство Джанни Версаче» начиналось не с убийства Джанни Версаче, а с какого-нибудь из более ранних преступлений Эндрю Кунанана, и нам бы всю серию показывали, как полицейские его усердно расследуют?
Если вы целиком пропустите первую серию, то ничего не потеряете в общей картине противостояния в Уэйко. Это — худший приговор, который можно вынести сценаристам многосерийного художественного произведения. Без Руби-Ридж остается только община Дэвида Кореша, которая всю серию занимается только тем, что рассказывает, как им славно живется в Маунт Кармел. Посмотреть на Тейлора Китча из чудесного сериала Friday Night Lights и второго сезона «Настоящего детектива» в этой роли любопытно — но не более того. Не чувствуется актерской игры, личности харизматичного лидера, держащего в руках судьбы стольких мужчин, женщин и детей.
При всей откровенной пародийности лидеров различных культов, сыгранных Эваном Питерсом в сериале «Американская история ужасов: Культ», там нам показали гораздо более убедительных монстров-фанатиков-сверхлюдей. Да даже Гетин Энтон в роли Чарльза Мэнсона в насквозь посредственном «Водолее» с первой серии производил более сильное впечатление. Я не совсем понимаю, чего пытаются добиться Даудлы ролью Китча: показать, что Кореш был обычным рядовым американцем, всеми силами пытавшимся предотвратить кровопролитие? Зачем было выбирать именно эту историю с настолько спорным и одиозным лидером, а потом лишать его личность каких-либо выдающихся качеств?
И если вы пришли посмотреть на Супергерл (Мелисса Бенойст) в роли супруги Кореша — она тут мелькает буквально в паре кадров.
Первая серия «Уэйко» получилась не просто скучной или проходной — она несмотрибельна из-за совершенных авторами элементарных ошибок в подходе к материалу и подаче образа центрального персонажа. Любопытно, что в сценарии пилота «Уэйко», который я читал и от которого в итоговом эпизоде не уцелело ни одной сцены, была совсем другая структура.
Действие было разделено на разгар жесточайшей перестрелки на ранчо и далекое прошлое, в котором один из второстепенных членов общины, Дэвид Тибодо, знакомился с Корешем, попадал под влияние этого сверххаризматичного шарлатана-музыканта и принимал решение перебраться на злополучное ранчо.
Интересно, что заставило Даудлов отказаться от этой структуры в пользу настолько неудачного эпизода, завалившего и линию ФБР, и линию Кореша?
В 2017-2018-м криминальные сериалы по мотивам реальных событий — чуть ли не высшая точка мирового телевидения, каждый год выходят такие первоклассные работы, как «Американская история преступлений» (с эпизодами 2 сезона которой «Уэйко» выходит в один день), тот же Mindhunter или «Охота на Унабомбера». На таком фоне «Уэйко» смотрится особенно бледно.
Единственное, что я могу посоветовать: давайте сделаем вид, что первой серии не было вообще, и «Уэйко» начнется со второго эпизода. Но многие ли зрители согласятся так поступить, и не растерял ли сериал всю свою аудиторию уже на первой серии?