Открытия 2017 — кино. «Чудо-женщина», «Логан», «Прочь», «Оно» и другие приятные сюрпризы года
Год подходит к концу и, подводя итоги, понимаешь, что лучшими фильмами 2017-го в России стали фильмы 2016-го. Я имею в виду «Молчание», «Ла Ла Ленд», «Лунный свет», «Манчестер у моря», которые вышли в США в прошлом году, а в наш прокат — только в 2017-м.
Из новых фильмов непосредственно 2017-го мало что способно сравниться с этими лентами, и от этого становится грустно, но все же это не значит, что в этом году не было своих открытий, пусть и не таких ярких как «Молчание» или «Ла Ла Ленд».
«Чудо-женщина»
Главной неожиданностью этого года, я уверен, для большинства зрителей, критиков и самой WB стал огромный успех «Чудо-женщины». Сольный фильм про женщину-супергероя, казалось, имел меньше всего шансов на успех — Чудо-Женщина не самый простой персонаж для перенесения на экран, Галь Гадот — прежде всего модель, а не актриса, да и неудачи всех прочих фильмов киновселенной не могли не ложиться тяжелым грузом на эту картину.
И все же, Пэтти Дженкинс сумела преодолеть эти трудности и выдать неидеальный, но, наконец-то, работающий фильм. Галь Гадот однозначно посвятила себя роли целиком — и не только физически, но и психологически — она нашла ключ к сложному персонажу, поняла, как его лучше всего представить зрителю — и это сработало. Ее актерская игра тоже становится все лучше и многообразнее, что видно даже в провальной «Лиге Справедливости».
«Взрывная блондинка»
Лично для меня главной приятной неожиданностью года стала «Взрывная блондинка», она запала мне в душу настолько сильно, что стала главным претендентом на фильм года.
Причем, я осознаю, что фильм далек от идеала. Он хаотичен, сюжет пестрит несуразностями, большая часть которых перекочевала из комикса, есть и очевидные упущенные возможности (вроде Софии Бутеллы, которой не дали подраться), но все это для меня перекрывается плюсами.
Во-первых, это стиль — наглая, вычурная стилизация, громыхающий навязчивый саундтрек, все это оказывается как нельзя более к месту.
Во-вторых, боевые сцены, которых тут меньше, чем ожидалось, но за сцену на лестнице фильму прощаешь вообще все. Не я один говорил, что это, возможно, лучшая боевая сцена в истории западного кино. В третьих, это игра Терон, Бутеллы и восхитительного МакЭвоя. Четвертое — это густая атмосфера промозглого шпионского Берлина, еще разделенного стеной.
Фильм не получился ни цельным, ни реалистичным, ни особо логичным. Есть в нем что-то от бурлеска, варьете, какая-то неуемная бурлящая энергия, удачно контрастирующая с холодным городом и вялотекущими шпионскими интригами.
Именно эта картина для меня так и осталась самым ярким впечатлением года — другие же ленты, даже куда более цельные и качественные, поблекли со временем.
«Джон Уик 2»
Если «Блондинка» была чем-то новым и от нее действительно неясно было, чего ожидать, то сиквел «Уика», оказавшийся не слабее оригинала, это не такая уж неожиданность, так? На самом деле, сиквелам редко удается не уронить планку качества, поэтому успех «Главы 2» не стоит воспринимать как должное.
Но главным сюрпризом стало то, как раскрылся мир Уика, раздвинув границы (географические, сюжетные, жанровые), исследовав тайное общество ассасинов, как и просили фанаты. Сиквел сдвинулся от классического боевика ближе к арт-хаусу, в нем стало больше ярких и неоднозначных образов, претензий на драму, ярких локаций вроде зеркального лабиринта. Не все изменения были удачными и не каждому они пришлись по вкусу, но сложно отрицать, что «Уик 2» был смелым шагом, заслуживающим своего места среди приятных сюрпризов года.
Ну и потом, их с «Блондинкой» не хочется разделять, обе ленты — дети первого «Уика», чьи два режиссера разошлись, чтобы снять каждый свое кино.
Эти два фильма с одной стороны близки, отчего их хочется представлять вместе, бандлом, с другой — очень сильно отличаются. Но как бы то ни было, это не мешает мечтать о кроссовере, встрече Уика и Блонды, пусть разница во временных отрезках и делает это крайне проблематичным.
«мама!»
Лента Аронофски провалилась в прокате, но этот список — не про кассовый успех. С одной стороны, Даррен опять сделал переложение библейской истории на свой манер, и удивляться особо нечему, но то, насколько удачно и многогранно у него это вышло на этот раз — действительно приятный сюрприз. Одна из самых неоднозначных и запутанных картин года, в которой приятно разбираться.
«Прочь»
Этот фильм стал фурором прежде всего на западе, но отрицать то, что это одно из главных кинооткрытий года, нельзя. Комик Джордан Пил, половина дуэта Key and Peele, снимает свой первый фильм, причем не комедию, а триллер с тяжелым социальным подтекстом, открывающим диалог на тему современного расизма.
Фильм внезапно оказался более чем стоящим, но главное — интересным публике, которая принесла ленте, снятой за 4.5 миллиона долларов, кассу в 254 миллиона. Вот вам и сюрприз.
«Бегущий по лезвию 2049»
Приятное открытие в том, что возвращение в мир Блейдраннера оказалось пусть и неидеальным, но сильным и интересным, ярким и запоминающимся, неприятная часть — на фильм никто не пошел. И это действительно поражает — известная франшиза, зарекомендовавший себя режиссер, прекрасные трейлеры, отличные отзывы (87% от критиков, 81% от зрителей) — и никто не заинтересовался, сборы просто мизерные для такого проекта, 258 миллионов по миру при бюджете в 150.
То есть, «Бегущий» со своим культовым статусом, армией фанатов и большим бюджетом собрал столько же, сколько триллер по оригинальному сценарию, снятый за 4.5 миллиона долларов.
И все же, вспоминать о «2049» приятно. Фильм вышел далеко не идеальным, сюжет переусложнили до крайности, но все же это безумно красивое и сложное кино, по-настоящему авторское. Я рад тому, что авторское крупнобюджетное кино вообще возможно, и Вильнев однозначно использовал каждый цент на то, чтобы фильм смотрелся и чувствовался великолепно, но тот факт, что лента провалилась, означает, что мы вряд ли увидим кучу авторского кино с большим бюджетом в ближайшее время.
«Оно»
Чего точно мало кто ожидал в этом году, так это того, что очередная экранизация Кинга внезапно окажется хорошей и заработает 700 миллионов долларов по миру, оказавшись на десятой строчке топа сборов за год. И это была не крупнобюджетная и пафосная «Темная башня» — она гораздо ниже, в кассовых провалах, это «Оно», снятое за 35 миллионов долларов. По Голливудским меркам — за копейки.
По трейлерам фильм выглядел довольно обычным хоррором, но после премьеры вокруг ленты поднялся не стихающий ажиотаж, ее обсуждали, советовали, сравнивали с со старой телеверсией. Теперь остается дождаться сиквела, в котором экранизируют вторую часть романа — где дети выросли.
«Логан»
Этот фильм — еще один запоминающийся сюрприз 2017 года, потому что настолько удачной человечной драмы ни от Fox, ни от режиссера «Росомахи» не ждал никто. Уровень серьезности и реализма в эмоциях, на который решился Мэнголд в своем супергеройском кино, однозначно поражает. Такого мы еще не видели, но точно хотим увидеть еще.
Получить доказательство, что взрослый рейтинг можно применять к супергероике не только ради пошлых шуток, но и для создания чего-то действительно глубокого, дорогого стоит.
Картина тоже имеет свои минусы, она далека от совершенства, но там где она сильна — она по-настоящему сильна, и забыть эти сцены не выходит и почти за год. Росомаха и Ксавьер теперь будут вспоминаться нам именно такими — живыми, страдающими, человечными. Мы даже включили «Логана» в наш «топ-100 лучших фильмов в истории» — и не жалеем об этом.
В российском кино главным сюрпризом оказалось наличие российского кино. Крупнобюджетного, амбициозного и временами даже хорошего. Я уже подробно написал о самых заметных отечественных проектах как в отдельных рецензиях, так и в итоговом материале «Самые громкие российские фильмы года», поэтому мне остается лишь сказать, что самыми приятными сюрпризами оказались «Время первых», «Салют-7» и «Майор Гром». «Легенда о Коловрате» и «Последний богатырь» удивили тем, что оказались далеко не такими плохими, какими могли бы быть. В нашем кинематографе это тянет на большой плюс.