От «Эрагона» до «Хроник Нарнии»: какие франшизы не смогли повторить успех «Властелина колец»
«Золотой компас» (The Golden Compass), 2007 год
Литературная основа: трилогия Филипа Пулмана «Тёмные начала»
«Золотой компас» — один из самых звёздных и кассовых провалов кинокомпании New Line Cinema. Режиссёр Крис Вайц («Американский пирог», «Сумерки. Сага. Новолуние») попытался упростить истории Пулмана с проработанным и интересным миром для семейной аудитории, а на главные роли пригласить популярных актёров: Николь Кидман, Дэниэла Крэйга, Еву Грин и Иэна Маккеллена в качестве актёра озвучки.
У мира «Тёмных начал» есть несколько беспроигрышных концепций – например, существование деймонов, животного воплощения человеческой души. Или алетиометра, специального компаса, который ответит на любой вопрос тому, кто сможет его интерпретировать. В литературной версии есть могущественная злодейская организация Магистериум – калька с современного Ватикана. Пулман активно и смело критикует католическую церковь; в интервью он прямо говорил, что его книги рассказывают «об убийстве Бога». Авторы «Золотого компаса» сгладили аллюзии – и тем самым уничтожили самое интересное, что было в романах. Правда, Ватикан на фильм всё равно обиделся.
Некоторым критикам «Золотой компас» все-таки понравился. Но картина собрала в прокате 372 миллиона долларов при бюджете в 180 миллионов долларов. Несмотря на это, студия запланировала сиквел. В 2008 году компания New Line Cinema разорилась и стала частью Warner Bros., а сиквел к «Золотому компасу» отменили. В 2019 году HBO дал книгам Пулмана еще один шанс с помощью сериала «Тёмные начала»; на данный момент вышло 2 сезона с неплохими отзывами.
«Джон Картер» (John Carter), 2012 год
Литературная основа: Марсианский цикл Эдгара Райса Берроуза
С серией книг о приключениях Джона Картера, «попаданца» с Земли, случилось примерно то же самое, что с «Тёмными началами». Исходный материал был рассчитан на взрослую аудиторию: c 1910-х по 1940-е годы Берроуз писал истории в духе «Конана-варвара» в марсианском сеттинге, которые за неимением лучшего термина называли «научным фэнтези». В идеале эти романы могли бы стать космическим фэнтези-приключением с рейтингом R.
Но права на «Принцессу Марса», первую книгу в цикле, купила компания Walt Disney. Из марсианского «Конана-варвара» попытались сделать кино для семейной аудитории. При этом студия явно возложила много надежд на сиквелы, и в фильм попало слишком много лишних деталей и сюжетных линий. Например, много, подробно и не к месту описывался мир Барсуна, планеты Марс на местном языке.
Отзывы критиков практически уничтожили фильм, назвав его затянутым и незапоминающимся. Но большинство зрителей просто не обратило на «Джона Картера» внимания. При бюджете 250 миллионов долларов картина собрала 284 миллиона по всему миру, из которых всего 73 миллиона долларов в США. Все из-за слабой маркетинговой кампании, которой занимался режиссёр фильма и большой фанат книг Бэрроуза Эндрю Стэнтон. В одном только создании трейлера он совершил столько банальных ошибок, – например, сделал его максимально запутанным и выбрал старомодный саундтрек, – что «Джон Картер» попросту оказался никому не интересен.
«Эрагон» (Eragon), 2006 год
Литературная основа: тетралогия Кристофера Паолини «Наследие»
Американскому автору Кристоферу Паолини было четырнадцать лет, когда он закончил черновик первой части «Наследия». К 2005 году фэнтези-роман для детей стал бестселлером, а уже в 2006-ом вышла киноадаптация. При съёмках первого фильма студия 20th Century Fox запланировала сразу два сиквела.
Во вселенной «Эрагона» много знакомых фэнтези-элементов. В ней есть драконы, управление которыми может дать человеку безграничную власть, а также осиротевший подросток, на которого неожиданно сваливаются магические способности. Есть гномы и их Город-Гора прямиком из книг Толкина.
Блокбастер с многомиллионным бюджетом доверили режиссёру Стефену Фэнгмейеру, который до этого не снял ни одного фильма. Сценарий писали несколько разных авторов, причем такими маленькими долями, что их имен даже нет в титрах. Если по поводу «Золотого компаса» мнения критиков разделились, то «Эрагон» просто вышел очень плохим фильмом с раздутой и запутанной матчастью и невнятными героями. В сюжете фильма было слишком много несостыковок и расхождений с книгами (например, из сюжета исчезли гномы). Визуально «Эрагон» напоминал другие популярные фильмы тех лет, например, «Гарри Поттер и Кубок огня», вплоть до постера, – только выглядел значительно хуже. Плохие отзывы, низкий рейтинг и не особо впечатляющие сборы (249 миллионов долларов при бюджете в 100 миллионов долларов) похоронили планы на сиквелы.
«Дюна» (Dune), 1984 год
Литературная основа: цикл Фрэнка Герберта «Хроники Дюны»
Киноадаптация «Дюны» — один из самых спорных и обидных провалов в мире sci-fi. Хотя сама книга — классика научной фантастики, компания Universal Pictures планировала создать «научное фэнтези» в духе «Звёздных войн» (к слову, Джордж Лукас позаимствовал Татуин именно из книги Герберта). Проект кочевал от одного режиссёра к другому: до Дэвида Линча за него хотели взяться Ридли Скотт и Алехандро Ходоровски. Первый отказался от съёмок по семейным причинам, второй — по финансовым. Universal играла по-крупному: Линчу ещё до релиза первой части предложили снимать сиквел, а к фильму выпустили тематические игрушки. Помимо актёра-дебютанта Кайла Маклахлена в картину пригласили певца Стинга и сэра Патрика Стюарта.
Но сложная и мрачная космическая сага Герберта была, как точно подметило издание The Atlantic, полной противоположностью «Звёздных войн». В фильмах Лукаса были понятные и симпатичные герои, легко запоминающиеся названия локаций, предметов и организаций. Для понимания сюжета достаточно было прочитать титры в заставке: «В далёкой-далёкой галактике…»
В «Дюне» Линч пытался объяснить сложный мир через диалоги и интерлюдии. Он помножил утомительные сюжетные подробности, вычурные имена и названия приспособлений, которыми пользовались герои, на экспериментальную, недружелюбную к зрителю режиссуру. При этом студия не дала Линчу поработать над финальной версией картины, сильно обрезала и сократила её для театрального релиза. Режиссёр убрал свое имя из титров (вместо этого в них значится вымышленный Алан Смити), назвал картину своим самым большим провалом и «не заинтересован в других версиях “Дюны”».
«Артемис Фаул» (Artemis Fowl), 2020 год
Фильм о фэнтезийном антигерое Артемисе Фауле находился в разработке с 2001 года. Сначала за проект взялась кинокомпания Miramax, которая планировала запустить франшизу. После переговоров, переписывания сценария и творческих споров в 2013 году права выкупила студия Walt Disney. Большие бюджеты и участие режиссера Кеннета Браны не ускорили процесс. Съёмки начались только в 2018 году.
Главная проблема фильма – колоссальный разрыв с литературным первоисточником. «Экранизация» лишь косвенно основана на романах Колфера. В одном из интервью Брана объяснил, что в книгах Фаул был «одиннадцатилетним злодеем из фильмов о Бонде». На его взгляд, это слишком сложно для зрителей, поэтому главного героя – основу франшизы! – сильно переделали.
Кроме того, с момента съёмок первого фильма прошло почти три года. Между событиями книг проходит не так много времени, и все актеры до следующего сиквела успеют вырасти или постареть. Включая Лару Макдоннел – юную актрису, которая играет вполне взрослую (по сюжету книг) эльфийку Холли Шорт. А о том, почему даже богатейший магический мир в «Артемисе Фауле» выглядит скучно и блекло, читайте в этой рецензии.
После оценки 4.6 на IMDB и цифрового релиза на Disney+ о сиквеле новостей пока нет.
«Хроники Нарнии» (The Chronicles of Narnia), 2005-2010
Литературная основа: одноименный цикл Клайва Стэйплза Льюиса
«Хроники Нарнии» — обидный случай, когда неправильный маркетинг и время релиза «потопили» потенциально успешный проект студии Disney. Всего в цикле Льюиса семь книг, но по ним вышло только три фильма: «Лев, колдунья и платяной шкаф», «Принц Каспиан» и «Покоритель зари».
Первый фильм по одноименному роману четырежды окупил свой бюджет в прокате. Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Уильям Моусли и Анна Попплуэлл мгновенно стали детскими кумирами нулевых. Широкую публику не смутил даже сильный христианский подтекст, который Льюис заложил в сюжет. По положительным отзывам и количеству поклонников «Хроники Нарнии» выглядели достойными конкурентами «Гарри Поттеру». Тем более, что две книжные серии во многом похожи своими христианскими отсылками, ансамблем юных героев и волшебной атмосферой.
Cейчас сложно поверить, что Disney «упустил» Нарнию. Сиквел ко «Льву, колдунье и платяному шкафу» был готов к релизу еще в 2007 году. Но студия решила сдвинуть его выход на 2008 год – и «Принцу Каспиану» пришлось конкурировать с «Железным человеком», «Кунг-фу пандой», «Тёмным рыцарем» и новой частью «Индианы Джонса». Впрочем, фильм все равно заработал 400 миллионов долларов – меньше, чем первая часть, но тоже немало. Следом вышел «Покоритель зари»: он понравился зрителям и собрал кассу в 415 миллионов долларов. Не помешал даже уход двух главных персонажей, которые по сюжету стали слишком взрослыми для Нарнии.
В планах у Disney была экранизация «Племянника чародея», приквела к событиям основной серии. Но в 2011 году у студии истекли права на экранизацию произведений Льюиса. Согласно контракту, после этого в силу вступил мораторий: должно было пройти пять лет, прежде чем другая студия экранизирует любую из книг. Компания-дистрибутор произведений Льюиса предложила снять фильм по «Серебряному креслу» и заключила новую сделку, но дальше проект так и не продвинулся. В итоге «Хроники Нарнии 4» так и остались незавершенными.
«Хроники» вполне могут повторить судьбу других фэнтези-серий и переехать на стриминги. В 2018 году Netflix впервые купил права на все семь книг разом. Даже если франшизу перезапустят, «Хроники Нарнии» – наглядный пример того, насколько сложно создать успешную фэнтези-киновселенную.
«Чернильное сердце» (Inkheart), 2007 год
Литературная основа: «Чернильная трилогия» Корнелии Функе
Компания New Line Cinema купила права на экранизацию первого романа трилогии «Чернильное сердце» в 2005 году, и поклонники книги фильм действительно ждали. Функе даже написала письмо Брендану Фрейзеру, с которого списала одного из персонажей книги, с предложением сыграть главную роль, и актёр неожиданно согласился. Вокруг него собрали не менее звёздный ансамбль из Пола Беттани, Энди Сёркиса и Хелен Миррен.
По версии некоторых СМИ, одна из первых версий фильма не понравилась фокус-группе. «Чернильное сердце» отправили на досъёмки, которые сильно затянулись. В итоге фильм провалился в прокате, не окупив свой бюджет. Одна из версия – экранизацию выпустили слишком поздно. Если в 2005-2006 году она попала бы в волну интереса к трилогии Функе, то в 2007 году ажиотаж прекратился, а поклонников у серии было гораздо меньше. Есть ещё одной причиной провала стало качество фильма. Критики и зрители приняли его смешанно: одним он показался плоским и скучным в сравнении с книгой, другим – наоборот, слишком причудливым. От дальнейшей экранизации «Чернильной крови» студия отказалась.