Обзор восьмой серии «Одни из нас»: каннибалы из Колорадо и трансформация Элли
Состоялась премьера восьмого эпизода «Одни из нас» (The Last of Us) под названием «Когда мы нуждаемся». Режиссёром выступил Али Аббаси, сценаристами – Нил Дракманн и Крейг Мэйзин.
Элли ухаживает за раненым Джоэлом, но случайно натыкается на сектантов-каннибалов в лесах Колорадо и с одним из главных монстров саги – людоедом и педофилом Дэвидом. Рассказываем об основным событиях эпизода. Осторожно, в обзоре очень много спойлеров!
Серия практически дословно повторяет сюжетную линию встречи Элли с группой каннибалов под предводительством Дэвида (Скотт Шеперд). В игре «Одни из нас» (The Last of Us) Элли и Дэвид так же знакомятся во время охоты, девочка так же угрожает ему и его напарнику смертью в обмен на лекарства для Джоэла. Но сериал не даёт злодею ни малейшего шанса обмануть бдительность главной героини: в эпизоде отсутствует сцена нападения на Дэвида и Элли заражённых, которая на некоторое время связала персонажей игры общей бедой и необходимостью доверять друг другу.
Вновь Дракманн и Мэйзин пытаются сместить фокус с кордицепса на людей, сумевших выжить в этой тёмной эпохе благодаря потере остатков человеческого. А молодой режиссёр Али Аббаси, специализирующийся на хоррор жанре, смог облечь самую психологически напряжённую серию сезона в мрачную оболочку вестерн-слэшера. Заснеженные леса, ледяные ручьи, камера замирает, чтобы прорисовать незыблемость жизни природы на фоне полного забвения человеческого.
Моменты лесного умиротворения сменяются охотой, а затем по нарастающей обретают всё более зловещие черты. Главным монстром оказывается не кордицепс, поразивший все людское, а люди, освободившие свою деструктивную сущность.
Сценарий ставит на одну чашу весов аморальные действия, совершённые антагонистами, на другую — жестокость главных героев. Элли совершает убийство, а Джоэл открывается зрителю с новой стороны – всё это происходит под крики, слёзы, брызги крови, взгляды мертвецов прямо в камеру и тягучий саспенс.
Кто такой Дэвид?
Взамен вырезанной сцены с нападением заражённых, серия раскрывает контекст жизни одного из самых пугающих персонажей мифологии игры – Дэвида, который сбежал из КЗ в Пенсильвании во время войны Светлячков и ФЕДРА, уверовал в бога и образовал вокруг себя общину.
Зрители встречают Дэвида первыми, что позволяет погрузить в сюжет не только знакомую с игрой аудиторию, но и непосвящённую. Сценаристы добавляют герою новые детали: в сериале Дэвид «играет» роль проповедника, использующего религию в качестве инструмента власти и подавления маленькой коммуны, устроившейся в курортном городке в Колорадо. Сперва он кажется заботливым отцом, взявшим под опеку группу выживших: переживает о девочке, оставшейся сиротой – её отца недавно убил некий безумный мужчина, путешествующий с девочкой (финал шестого эпизода).
Блестяще сыгранный Скоттом Шепердом, герой сохраняет амбивалентный статус. Будучи чутким психологом, этот персонаж манипулирует не только своими «ближними», но и с перспективой зрительского взгляда. Он предлагает нам воспринимать себя как эмпата и даже провидца, но на повествовательном уровне мотивация и поведение героя ни на минуту не кажутся нормальными. Он — настоящий сектант, готовый разжечь инквизицию, псих, способный скормить девочке труп её отца.
Пока Дэвид старается окружить своих людей мягкой улыбкой, пространство вокруг отражает его истинную натуру. Восьмой эпизод частично противопоставляется шестой серии с помощью схожего контекста и декораций: выжившие объединились и обосновались в маленьких северных городах. Но если Джексон был представлен как оазис посреди пустоты, как очаг свободы, полного потенциала к жизни и будущему, то впечатления от резорта Колорадо – опустошающие. Дома почти до крыш замело снегом, в стенах зданий темно и затхло, люди подавлены и молчаливы – они напрочь утратили свою волевую идентичность, слушая религиозные речи безумца и боясь высказаться против его законов. У этих людей нет будущего, в них не осталось сил для борьбы. Они справляются со страхом смерти и голодом, поедая умерших.
Безумие и двуликость Дэвида раскрывается при первой встрече с Элли. В сцене знакомства он проявляет себя как хитрый политик, способный заманить своей откровенностью и милосердием и напугать возможной расправой. Его цель – забрать Элли в свою «семью» любой ценой, поквитаться с Джоэлом за убийство жителя его коммуны. Дав девочке возможность сбежать и начать исцеление её спутника, Дэвид готовит нападение: на следующий день он вместе со своими людьми поймает Элли и посадит за решётку подле стола мясника.
Пробуждение Джоэла
В восьмом эпизоде поведение Элли полностью свелось к инстинктам: ей нужно выжить, чтобы помочь Джоэлу не умереть. В момент опасности она зажимает в его руке нож, что он мог спастись от нападения, и пытается отвлечь злодеев и увести их подальше от раненного напарника. Разрывающий сердце момент расставания героев впечатан в ужас выживания.
Пока Элли забирают в плен, Джоэл пробуждается от болезненного сна и убивает вторгнувшегося в его дом чужака с оружием. В этой серии мы впервые видим на что Джоэл действительно способен. Например, превозмогая боль, тихо убить в стелс-режиме, жестоко пытать человека, вонзив лезвие ножа в его колено, чтобы спасти единственное, что у него осталось. Едва окрепнув, бежать на поиски Элли по сугробам, лишь бы не потерять шанс увидеть её вновь. Герои стали настоящей семьёй друг для друга, в героине Джоэл видит отражение своей дочери, он боится навсегда её потерять.
Но куда большим открытием эпизода становится новая сторона Элли, которой хитростью и ловкостью удаётся вырваться из темницы, всадить нож для мяса в шею напарника Дэвида — Джеймса, прекрасно сыгранного Троем Бэйкером (исполнителем роли Джоэла в оригинальной игре), поджечь здание коммуны и зверски убить главного злодея.
Герои прожили эти два страшных дня в изнеможении, события эпизода полностью поменяли их образы, показав два совершенно разных моральных полюса — ненормальных каннибалов и двоих людей, пытающихся выжить и спасти друг друга — в некотором зловещем единстве.
Вердикт
Эпизод получился насыщенным на драматически сильные моменты и психологически разрывающие сцены – тьма повисла над центральными персонажами саги и начинает постепенно разъедать их изнутри.
Режиссёр и сценаристы постарались использовать возможное зрительское знание об исходе серии во благо хоррор-спецэффектов, представив известного злодея слегка с другого ракурса. В сериальной адаптации чувствуется больше реализма и зловещей приземлённости, события не всегда оказываются погружены в фантастический контекст, сюжет больше озабочен деталями человеческой монструозности. Как бы зритель ни был осведомлён о финале этой сюжетной линии, когда героиня Беллы Рамзи в слезах, крича и дрожа множество раз вонзает нож мясника в тело Дэвида, становится по-настоящему и по-новому больно за Элли.
Её наивный и невинный мир всё стремительнее исчезает в сумерках, растворяясь в чёрной ночи вынужденного бесчеловечия.