Обзор третьей серии «Дома дракона»: исправление ошибки «Игры престолов» и отличный экшен
На HBO и в «Амедиатеке» вышел третий эпизод первого сезона «Дома дракона» (House of the Dragon) – приквела «Игры престолов» о самой легендарной семье Вестероса. К отличной игре актёров и интересной динамике добавился экшен – разумеется, с драконами. Редактор «Канобу» Мари Григорян отметила единственную деталь, которая по-прежнему подводит интригующий сериал.
О чем третья серия «Дома драконов»
С финальных событий второго эпизода успело пройти около трёх лет. Король Визерис I (Пэдди Консидайн) счастливо женат на леди Алисенте Хайтауэр (Эмили Кэри). Их первенцу Эйгону исполняется два года. В честь радостной даты Визерис собирает весь двор на королевскую охоту.
По решению короля его дочь Рейнира (Милли Олкок) остаётся формальной наследницей престола. Но положение принцессы становится всё более шатким: Визерис выбрал её своей преемницей до того, как у него родился сын. Теперь по двору идут слухи о том, что наследником Железного трона станет Эйгон – а Рейниру уже готовы пристроить, как любую другую знатную дочь.
В то же время Семь королевств ведут тихую, пока не объявленную войну. Пираты с группы островов под названием Ступени постоянно совершают набеги на подчинённых короля. Усмирить их пытаются брат Визериса Деймон Таргариен (Мэтт Смит) и лорд Корлис Веларион (Стив Туссен). Но никто не уверен, что им по плечу схватка с опытными бандитами, которых поддерживают Вольные города.
Главные моменты третьей серии
Отличные битвы на Ступенях
Как уже упоминалось в рекапе предыдущего эпизода, борьба с пиратами – это вторая основная сюжетная линия, которая отлично разбавляет королевские интриги. Если оглядываться на «Игру престолов», сериал не смог бы продержаться лишь на политике и обаятельных злодеях вроде Ланнистеров. В каждом сезоне была хотя бы одна эпичная битва, из которых зрители и журналисты составили целый рейтинг.
К знаменитой битве у Черноводной «Дом дракона» пока даже не приблизился, но постановщики стараются. Основная нагрузка здесь ложится на дракона Деймона, Караксеса: он красиво поджигает толпы врагов в предусмотрительно тёмной открывающей сцене. Предусмотрительно – потому, что огрехи компьютерной графики в таком освещении будут менее заметными. А учитывая, сколько драконов приходится «дорисовывать» только в первом сезоне, HBO можно это простить.
Самая напряженная (и крутая) точка эпизода – длинная финальная сцена с Деймоном Таргариеном. У этой битвы есть лёгкий флёр сказаний об одиноких воинах. Или, если опираться на кино-ассоциации, дух «Олдбоя», «Убить Билла» и других эпичных битв, где один человек подминает под себя целую армию. Причём до самой схватки сценаристы блестяще – и без слов! – показывают всю тяжёлую эмоциональную нагрузку, которая подталкивает Деймона к этому решению. Безумные Таргариены в руках умелых авторов кажутся не такими уж безумными.
Охота, достойная Джорджа Мартина
Хотя сравнения «Дома дракона» с «Игрой престолов» хочется свести к минимуму, совсем их избежать не удаётся. Журналисты The Hollywood Reporter вспомнили, какую сцену из оригинального сериала Мартин ненавидел больше всего – это была сцена королевской охоты Роберта Баратеона. По сути, в приквеле авторы повторили и улучшили её.
Когда-то писатель пожаловался, что в тот момент создатели шоу «просели по бюджету», поэтому охота выглядела максимально непрезентабельно. И это задумывалось совсем не так, заверил Мартин:
«Но я знал, что из себя представляет королевская охота. Было бы сто парней, выстроенные павильоны, множество охотников и собак. Трубили бы со всех сторон — вот как король идёт охотиться! Он бы не шёл по лесу с тремя своими друзьями, держащими копья, в надежде встретить кабана».
Охота в честь малыша Эйгона II Таргариена выглядит абсолютной противоположностью: там есть и павильоны, и трубы, и другие охотники, которые выполнили всю основную работу. Визерису оставалось только веселиться со своими гостями и в нужный момент торжественно убить оленя.
В плане церемониала «Дом дракона» пока выглядит даже интереснее «Игры престолов», поскольку на него отведено больше времени. Можно заметить много интересных мелочей – от необычной атрибутики членов Совета до холёного мопса у одной из придворных дам, из-за чего весь двор короля начинает слегка напоминать приёмы у Людовика XIV. И Визерис, которому откровенно не хочется править, прячется за всеми этими церемониями, традициями, долгими празднованиями: он постоянно пытается уйти от принятия решений.
Внимание к деталям и прорисовке персонажей
Точно так же дотошно описываются и другие герои сериала. В третьем эпизоде характер главных действующих лиц снова понемногу достраивается, они обретают новые интересные черты. Но для этого нужно смотреть шоу максимально внимательно: характер тихой и пока ещё не слишком интересной Алисенты заметен в её мягких увещеваниях и даже в наклоне головы. Гнев Рейниры считывается по сцене с кабаном – достаточно обратить внимание на то, как она говорит об убийстве животных в начале эпизода.
Радует и то, что сценаристы не концентрируются только на главных героях и сюжетных событиях: они полноценно обрисовывают всю среду, в которой развивалась Рейнира. Зрителям будет важно знать это для понимания будущего сюжета. Вмешательство Хайтауэров, настойчивые предложения от разных лордов и неожиданно здравое предложение для Визериса – всё это подготавливает почву для «Танца драконов».
Минус: напрягающая медлительность сюжета
Подробная проработка образов, определение сторон, объяснение политической ситуации во время правления Визериса I – всё это, безусловно, полезно для «Дома дракона». Но то, что можно назвать плюсами шоу, становится его минусом.
Какие-то сюжетные события в сериале, определённо, происходят – но развивается он всё равно медленно. «Танец драконов» разворачивался на протяжении нескольких десятилетий, которые авторы собирались отразить в трёх-четырёх сезонах. И есть ощущение, что первый развивается слишком медленно.
Перемещения во времени здесь очень обрывочные и не всегда понятные: в начале эпизода зрителям потребуется несколько минут, чтобы понять, что изменилось (и изменилось ли). При этом целая серия может уйти на охоту, бесконечные разговоры и очень короткий временной отрезок. HBO выпустил уже три эпизода «Дома дракона», и впереди осталось всего семь; судя по их названиям, основной конфликт между двумя сторонами придётся на финал первого сезона. Успеют ли авторы до него обрисовать всё, что нужно? Или наоборот – найдут ли достаточно интересных событий и завязок в книге Мартина, чтобы полноценно исследовать их в сериале.
Смотреть ли дальше: если запастись терпением
С одной стороны, мгновения до главной сюжетной завязки «Танца» хочется продлить: в «Доме дракона» собрали любопытный и очень харизматичный ансамбль актёров. Часть из них логично выбывает из сериала, и прощаться с той же Алкок, которую заменят на Эмму Д’Арси, – повзрослевшую версию Рейниры, – будет печально, как и с потрясающим Консидайном. Так что лишние сцены, лирические отступления и медленное развитие никому бы не сделали хуже.
Сериал, очевидно, не будет прямым отражением книг. И всё же, самое интересное действие в нём должно приходиться на более поздние периоды истории Визериса, Рейниры, Алисенты и других героев. Насколько оправдана такая долгая экспозиция, не отпугнёт ли она читателей и сможет ли сюжет «Дома дракона» вырасти над самим собой, ещё предстоит выяснить.