28 января 2025Игры
Обновлено 30.01.2025

Обзор Atomic Heart: «Чары морских глубин». Майор Нечаев пошёл ко дну!

Обложка: скриншот из Atomic Heart
Обложка: скриншот из Atomic Heart

Atomic Heart — уникальная игра. Ещё до релиза шутер столкнулся со множеством проблем и скандалов. Некоторые даже утверждали, что этого проекта не существует. Но вот на дворе 2025 год, и для игры выходит третье расширение под названием «Чары морских глубин».

Я не скажу, что являюсь большим фанатом Atomic Heart. Но у меня однозначно есть очень тёплые чувства к этому шутеру и его необычной вселенной. В прошлом я уже писал впечатления о раннем билде, обзор основной игры, а также первого и второго расширений. Что же, после долгого перерыва пришла пора погрузиться в новую главу.

История продолжается!..

У основной истории Atomic Heart два финала. Главный герой, майор Сергей Нечаев, также известный как П-3, может отказаться от борьбы с профессором Сеченовым. Эта история получила развитие в первом дополнении, «Инстинкт Истребления». А в другой концовке, которую сами разработчики назвали каноничной, Нечаев бросает вызов своему начальнику. К сожалению, в решающий момент всех предаёт ХРАЗ — напарник майора. Что было дальше и как герою удалось восстановиться было рассказано во втором расширении, «Узник Лимбо».

Новое DLC продолжает и его, и центральный сюжет. Причём события начинаются почти там же, где они закончились в прошлый раз — П-3 очухивается в небольшой медицинской комнате рядом с одной из Близняшек. Помещение выходит в тот зал, где Нечаев противостоял Сеченову. Получив обновлённую перчатку с новым спутником и дополнительными навыками, герой наблюдает разрушительные последствия массового сбоя. А что хуже всего, теперь у этого кошмара есть дирижёр — ХРАЗ.

Задача проста: заручиться всей возможной поддержкой и отомстить предателю. Но сперва П-3 надо сбежать из повреждённого комплекса «Челомей» — именно отсюда, с этих же локаций, начиналась основная игра. Но теперь они изуродованы, сломаны и повреждены множеством агрессивных роботов. Контраст между тем что было и что стало производит огромное впечатление — даже большее, чем все предыдущие разрушенные лаборатории.

Когда Нечаеву удастся сбежать, ему доходчиво объяснят, что просто так бывшего товарища не одолеть. Теперь он властвует над Коллективом и обладает огромной властью. На первый взгляд ситуация безвыходная, но всё может измениться, если майор найдёт бета-коннекторы. Это золотистые колечки, которые делают носителей невидимыми для системы. Но увы, раньше герой выкинул их куда подальше — а значит, их надо отыскать. И сделать это можно только на комплексе «Нептун».

…Но с наскока тут не разберёшься

Огромный плюс и одновременно недостаток дополнения в том, что игрок должен хорошо разбираться в сюжете Atomic Heart. Множество игр получают такие DLC, что развиваются в рамках уже существующего сюжета. Но этот шутер не боится рассказывать о том, что произошло после финальных титров основной кампании. Из-за этого создаётся ощущение, будто все дополнения можно было бы объединить в полноценную вторую часть. Да, с точки зрения геймплея она бы ничем не отличалась от оригинальной игры. К тому же, тематически она вышла бы слишком разнородной — всё же второе расширение слишком отличается от всего, что было в шутере до этого.

Но с точки зрения сюжета, DLC крайне важны как для преданных фанатов Atomic Heart, так и обычных игроков, желающих просто вникнуть в местную историю. Здорово, что у геймеров есть шанс вернуться к любимым героям. Плохо, что для этого нужно докупать дополнительный контент, без которого шутер кажется неполноценным.

Дополнения лишь подчёркивают ощущение того, будто сценаристы по какой-то причине не смогли грамотно рассказать ту историю, которую хотели. Представьте это так: основная история игры это только первый акт и половинка второго. Вторую часть и финал предлагается искать в DLC — «Инстинкте Истребления», «Узнике Лимбо», «Чарах морских глубин» и грядущем четвёртом расширении.

Среди недостатков хочется отметить сумбурное повествование ближе к финалу. Казалось бы, игра должна раскрыть если не все, то большинство секретов и стать серьёзнее! Но нет, есть в шутере один странный сегмент. Во-первых, игрокам показывают новый похотливый ремшкаф — отличного спутника для извращённой Элеаноры. Во-вторых, обновлённая перчатка майора неожиданно становится центральной фигурой для решения всех проблем. Почему? Ну, история пытается объяснить это тем, что кое-кто знал о катастрофе и подготовился к ней. И в-третьих, герою буквально вручают в руку таинственный и очень важный проект. Что он делает? Да чёрт его знает! Единственные персонажи, знающие ответ на этот вопрос, увернулись от прямого ответа.

Скорее всего, сценаристы намекают на то, что ждёт нас в последнем DLC. Это интересно, но в данный момент вызвало сильную фрустрацию. Я даже не уверен, вдруг моё недопонимание вызвано тем, что я упустил важную строчку диалога? Обидно, если так — мне нравится игра и её лор, поэтому стараюсь изучить каждый уголок и прочитать все документы на компьютерах.

Зато качество сюжета стало лучше!..

Впрочем, у третьего расширения есть неоспоримые плюсы! Давайте предположим, что создателям Atomic Heart просто не хватает опыта для такого большого проекта. Всё же для студии Mundfish это первое столь крупное творение. Но благодаря тому, что сюжет разделён и поставляется порционно, есть ощущение, будто он становится только лучше.

Например, в «Чарах морских глубин» появилось больше взаимодействий с живыми людьми! Майор Нечаев оказался не единственным, кто пережил восстание роботов. Каждая сцена с другими людьми — чистое золото. Главный герой прошёл через огонь, воду и медные трубы, поэтому разработчики могут с чистой совестью рисовать из него местного Палача Рока (или Думгая, кому как нравится). Когда П-3 встречает инженера Николая или выжившего Охотника, из экрана буквально сочится брутальность протагониста.

И есть стойкое ощущение, что разделение сюжета на основную игру и дополнения помогло улучшить образ Сергея Нечаева. На релизе шутера многие игроки называли его, условно говоря, «невоспитанным хамлом, за которое неприятно играть». В DLC образ героя стал заметно лучше и приятнее. Что круто — такие метаморфозы не кажутся искусственными, натянутыми или неожиданными. Сценаристы нещадно закидывают майора откровениями, которые заставляют его пересмотреть свои взгляды на жизнь.

Более того, авторы не поскупились на отсылки. Atomic Heart и до этого ссылалась на множество мемов и других произведений. Комплекс «Нептун» выглядит как дань уважения BioShock, которым студия Mundfish, как мне кажется, во многом вдохновлялась.

…Хотя геймплей остался тем же

Раз уж упомянул абзацем выше Палача Рока, хочется отдельно обсудить геймплей. По сути он остался тем же, каким и был. Atomic Heart — это шутер от первого лица, в котором главный герой сражается как в ближнем, так и в дальнем бою. Вдобавок, у майора есть полимерная перчатка с разными способностями.

В этот раз Нечаева наградили кнутом, позволяющий как притягиваться к объектам, так и подтаскивать к себе врагов. А ещё выдали аналог фаербола, который можно раскачать до мощнейшего направленного луча. Это новые умения — удар электричеством, ставший классикой игры, никуда не делся.

Из арсенала дали новую дубинку и дробовик. Также в самом начале выдают старый-добрый пистолет, а у Элеаноры дают скрафтить автомат Калашникова. Так что набор пушек не такой большой, как в основной игре, но достаточный для уничтожения врагов. В этот раз П-3 будет стрелять не только по роботами и растениям мутантам, но и по водной живности, мутировавшей под воздействием полимеров.

Игровой процесс взял только лучшее из оригинала — путь Нечаева лежит через коридоры, небольшие лаборатории и просторные ангары. Никаких открытых и полуоткрытых зон! Любые ответвления ведут к ценному луту, среди которого можно отыскать тонны аптечек и чертежи для оружия. Благодаря этому, геймплей целиком и полностью фокусируется на сражениях.

Хотя и тут не всё идеально. Самое очевидное — Нечаев слишком быстрый для некоторых помещений. На больших аренах он буквально порхает, с чем помогает новенький «Кнут». Способность прибавляет манёвренности и делает П-3 почти неуязвимым. Однако в узких помещениях ситуация иная: из-за своей скорости майор легко утыкается в углы и стены, собирает лицом хлам и случайно цепляется за выступы. В некоторых боях такие ошибки могут стоить жизни. Но при этом игроку нельзя медлить, потому что иногда противников бывает очень много. А некоторые из них могут легко сбить героя с ног. Эта механика бесила раньше, бесит и сейчас.

Просто представьте: Нечаев во всё стреляет и кидает огненные лучи, ему вслед стреляет турель-огнемёт, сверху наваливается краб-переросток, так ещё новый вид Рафиков бьёт неприятным излучением. Чтобы выйти победителем из такой мешанины, нужно постоянно двигаться. Но рано или поздно героя всё же поймают! И в худшем случае его введут в цепочку станлоков, когда одна атака сбивает П-3, он встаёт, но тут его роняет вторая, третья, четвёртая… И в эти моменты ничего сделать нельзя — только агрессивно жать на кнопку рывка в надежде поскорее выбраться. Но герой защищаться не может, а урон по нему проходит.

Итог: очень хорошо, ждём продолжения

В «Чарах морских глубин» можно найти ворох недостатков. Но они не относятся именно к DLC — большинство проблем перекочевало из основной игры. Судя по всему, разработчики будут до последнего использовать те элементы, что у них есть. Какие-то радикальные изменения, скорее всего, реализуют только в сиквеле.

Но ощущение того, что авторы всё же прислушиваются к игрокам не может не радовать. Больше нет бесполезных просторных уровней, майор Нечаев стал более приятным героем, а качество и постановка диалогов заметно скакнули в качестве. В особенности удались беседы П-3 с бабой Зиной, содержание которых не хочется спойлерить — их стоит увидеть самостоятельно.

«Чарами морских глубин» студия Mundfish проложила красную ковровую дорожку к финалу истории. Пока лишь можно гадать, что нас ждёт. Но, судя по всему, это будет нечто масштабное и эпичное. Больше всего хочется, чтобы разработчики вытащили всё самое крутое, что у них есть: от впечатляющих противников до крутейшего динамичного саундтрека. И чтобы наконец-то дали Нечаеву как можно больше разнообразного оружия, а то уже поднадоело третье DLC подряд играть с ограниченным набором пушек.

Но больше всего хочется, чтобы финальное расширение толкнуло сюжет вперёд. Что «Инстинкт Истребления», что «Узник Лимбо», что «Чары морских глубин» — все они как будто топчутся на одном месте и пытаются развить те идеи, что были в сюжете основной кампании. Майор отказался сражаться против начальства и не узнал тайну Близняшек? В первом дополнении он всё равно нашёл ответы на многие вопросы. Майор попал в Лимбо? Во втором дополнении он вышел из Лимбо. Майор выбросил кольца? В третьем дополнении он пошёл искать кольца.

Это выглядит как бездумное хождение по кругу. Как я уже писал — сценаристам будто не хватало опыта, поэтому они завязали историю в петлю, которую теперь хотят развязать. И очень хочется верить, что у них это получится в четвёртом расширении.

Напоследок хочется ещё раз подчеркнуть, что «Чары морских глубин» — это хорошее DLC. На фоне других дополнений, оно выглядит лучше всех и прибавляет ещё 5-6 часов качественного контента к Atomic Heart.

Комментарии
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь