06 февраля 2024Игры

Обзор Atomic Heart: «Узник Лимбо». Майор Нечаев застрял в Subway Surfers

Обложка: скриншот из Atomic Heart
Обложка: скриншот из Atomic Heart

«Правила Atomic Heart изменятся» — примерно это обещали разработчики игры, показывая дополнение «Узник Лимбо». В трейлерах мелькали карамельное оружие, пряничные человечки и совершенно новые механики. Как сильно преобразилась одна из лучших игр прошлого года расскажет автор «Канобу» Руслан Ярсанаев.

«Я уже говорил тебе, что такое безумие?»

Второе DLC для Atomic Heart стартует ровно в тот момент, когда заканчивается каноничная концовка. Майор Сергей Нечаев провалился в странный мир Лимбо, собранный из обрывков сознания. Каждый видит это место по-разному: например, главный герой «не вывозит реализм». Поэтому игроков будут ждать сладости, глупости и пошлости. Последнее сложно пропустить — отсылки на женские гениталии можно найти на дверях и деревьях. Их также прямым текстом упоминают в одной из песен.

Застрять в этом безумном месте — плохая идея. Это подтверждает сам герой, превратившийся в шерстяного монстра. Он не только растерял память, но и говорить разучился! Его спутница, также известная как Слеза, раскрывает опасности Лимбо чуть подробнее. Здесь люди теряют себя. Она, например, вообще не имеет никакой чёткой формы. И хочется верить, что именно по этой же причине она говорит чересчур наивно. Мол, это наглядный контраст между суровым майором, вкусившим боль реального мира, и травмированным умом, прожившим внутри «сказки» несколько лет.

Именно Слеза будет главным напарником, готовым ответить на массу интересных вопросов. Причём разница в подходах с первым DLC разительная: если там за каждую крупицу информации приходилось воевать, то здесь информацией засыпают с самого начала! К счастью, болтовня удачно распределена по всему хронометражу.

Причём иногда на огонёк дружеских разговоров будет заглядывать и ХРАЗ, чей образ до сих пор жив в голове Нечаева.

Чтобы не свихнуться, вернуться в реальное тело, а заодно спасти Слезу, майору надо любым способом вылезти из Лимбо. Для этого придётся принять участие во множестве непростых испытаний. Нечаева ждёт бой с монструозным колобком и даже сражение с гусем, чья роль в повествовании становится всё более загадочной. Но для этого надо осилить витиеватый путь…

1000 и 1 новая механика

Разработчики не соврали — в «Узнике Лимбо» знакомая игра заметно изменилась. Теперь Atomic Heart это не просто шутер, а… Коллекция мини-игр? Первым делом игрока познакомят со скольжением по трассам. Нечаев магнитится к карамельно-пирожным дорогам, которые ведут его по направлению камеры. Куда игрок смотрит — туда герой и направляется. На первый взгляд кажется, что всё просто. Но постепенно маршрут усложняется, заставляя учиться новым трюкам. Приходится быстро ориентироваться, активней двигать мышкой и запоминать свой маршрут.

Такие заезды одновременно напоминают смесь Mirror’s Edge и TrackMania. Более того, есть хардкорные уровни, которые отлично проверяют навыки и терпение. Иногда вообще непонятно куда и как скользить. Некоторые трассы придётся проходить с десяток, а то и сотню раз.

И без этого никак — на уровнях Нечаев собирает яблочки, которые можно разменять на различные апгрейды. К сожалению, «рогаликом» тут и не пахнет — игроки не смогут собрать какой-нибудь тематический билд, потому что все апгрейды заранее предопределены. Таким образом, Майор в любом случае получит все улучшения. Также есть золотые монетки, открывающие скины на оружие — покупка даст доступ к образам для основного сюжета.

Также в игру добавили больше платформинга. Подобные сегменты были в основной сюжетной кампании, но их было очень мало. Да и присутствовали они, по большей части, в различных побочных активностях. Здесь же такой геймплей выкрутили на максимум. Нечаеву предстоит отталкиваться от прыгучих платформ, цепляться за переворачивающиеся блоки и так далее. В такие моменты Atomic Heart ощущается как своеобразный симулятор Марио от первого лица.

А в финале игра и вовсе превращается в своеобразный аналог Subway Surfers. Довольно забавный уровень, в который вложили почти всё лучшее от жанра «раннеров».

К счастью, дополнение не забывает о том, что оно всё же принадлежит к шутеру — примерно треть от всего сюжета будет посвящено стрельбе. Причём битвы постоянно подкидывают разного рода испытания. Иногда надо победить врагов, стоя на рассыпающейся платформе. В другой ситуации важно завалить определённое количество вражин до того, как это сделают они. А одного из боссов нужно закидать его же миньонами.

Ты паркурщик, Нечаев!

Казалось бы, всё очень круто! Разработчики предложили новый опыт, необычный взгляд на игру. Появились несколько забавных геймплейных механик, показывающих самые честные намерения авторов: студия не пыталась продать «вырезанный кусок игры». Вместо этого в DLC приготовили то, чего раньше не было.

Но есть проблема. Во-первых, «Узник Лимбо» лишь в очередной раз подчёркивает, что платформеры от первого лица — истязание, достойное одного из кругов ада. Перспектива «из глаз персонажа» не позволяет грамотно оценить расстояние, отделяющее главного героя от платформы. Из-за этого намного проще ошибиться в расчётах, поэтому персонаж будет частенько промахиваться и падать. Хуже всего становится к финалам уровней — чтобы добраться до конца, Нечаев должен пропрыгать через «маленькие островки». И тут геймерам придётся надеяться на удачу, свой скилл, глазомер или многократное заучивание.

Во-вторых, новые геймплейные механики получились слишком поверхностными. Скольжение более-менее развлекает на протяжении всего DLC. В эти моменты Нечаев служит чем-то вроде снаряда, который несётся куда глаза глядят. Это достаточно весело, чтобы развлечь на протяжении нескольких часов. А вот другие элементы не могут этим похвастаться. Недо-паркур Нечаева не получил никаких улучшений. Он может подтягиваться на выпирающих деталях, прыгать и делать рывки в сторону. Это было в оригинальной кампании, и это же осталось в DLC без каких-либо изменений.

Нечаев всё также цепляется только за те выступы, что расположены в паре миллиметров от других. Он не может сделать рисковый выпад наверх, чтобы ухватиться за отдалённый карниз. Ему даже не по силам сделать двойной прыжок — казалось бы, частая механика в платформерах. Прыжок всё такой же невысокий, он почти не нужен. Если надо куда-то долететь, то с этим помогут отталкивающие платформы.

А рывок… Он всегда хорош! Вот только и с ним всё не так радостно, как могло бы быть. На некоторых трамплинах рывок смертельно опасен — по какой-то причине он не даёт ускорение, а полностью его забирает. Могут быть ситуации, когда Нечаев летит по прекрасной траектории, но из-за рывка персонаж зависает в воздухе, после чего падает вертикально вниз.

Скорее всего, дело в багах. А их тут хватает. Герой, карабкаясь по выступу, может завернуть лапами за угол. Но камера положения не изменит — она останется на начальной плоскости. То есть майора как бы скрутило: руки ушли в одну сторону, а голова осталась на месте. Выйти из этой позиции поможет только чудо или возврат на контрольную точку.

Также в дополнении есть проблема с сохранениями. Главный герой может падать сколько угодно — его просто воскресят возле ближайшей безопасной точки. Это правило работает на протяжении всего прохождения… Кроме финала. Почему-то там можно увидеть самый настоящий Game Over, хотя до этого подобного не было. Если подумать и попытаться вникнуть в происходящее, этому нюансу можно найти объяснение. Но ощущается это как геймдизайнерская ошибка. Как и наличие электрического удара! Майор Нечаев мог бить врагов электричеством с помощью своей перчатки. Но в Лимбо у него её нет, да и никто о ней не вспоминает… Пока во второй половине разработчики вдруг не заявляют о её наличии.

Оказывается, с самого начала «Узника Лимбо» можно было косплеить Палпатина и бить врагов смертоносными разрядами! Но игрок узнает об этом только при прохождении одного из испытаний. И после этого пресловутый удар электричеством понадобится ещё раза два максимум.

Пряники в рот этому Лимбо

Я хотел обойтись без неприкрытого личного мнения, но не могу. К сожалению, это дополнение задело те струны души, которые не надо было трогать. Дело в том, что я люблю Atomic Heart. Мне нравится этот необычный сеттинг, который по-доброму хочется назвать «русским BioShock». Мне нравится смелость авторов, добавляющих в игру всё, что им нравится. А русские песни в DOOM-обработке — это просто любовь, они навечно поселились в моём плейлисте.

Я обожаю Mirrorʼs Edge. Мне нравится наблюдать за паркуром. Я даже когда-то был среди тех, кто защищал систему передвижения в Assassinʼs Creed… В итоге она оказалась лучше той, что есть сейчас, но это дебаты для отдельной статьи.

Но я ненавижу платформеры. «Узник Лимбо» заставил меня по-настоящему страдать. Дополнение пытается работать в этом жанре и делает это неплохо. Приемлемо, если точнее. Но ни разу не идеально. Некоторые этапы казались чертовски затянутыми. Другие просто скучными. А третьи ощущались настоящей пыткой, потому что они сожрали по ЧАСУ на прохождение.

Иногда моя злость откровенно зашкаливала. Казалось, будто некоторые механики — это просто чья-то выпуская работа на курсе по геймдизайну. А в некоторых ситуациях я буквально просил игру, чтобы определённые сегменты закончились как можно скорей. Мне хватает смелости признать, что по большей части проблема была во мне, а не в них. Да, им не достаёт полировки, но всё не так плохо, как казалось мне. Тем не менее, если я чувствовал себя плохо, то это очень нехороший знак.

Итог: когнитивный диссонанс

С одной стороны, авторы необычно показали одну из граней Atomic Heart. Игроки узнали дальнейшую судьбу персонажей, получили массу ответов на животрепещущие вопросы. Более того, саундтрек (который выйдет одновременно с самим DLC — не пропустите!) пополнился сразу несколькими крутейшими композициями! Пройти дополнение надо как минимум ради финального трека. Хочется верить, что разработчики продолжат удивлять дальше.

Если в самом последнем дополнении будет звучать «Моя оборона» Егора Летова (или любая другая песня этого талантливого человека), это будет очень круто. Судя по развитию истории, подобные треки всё больше и больше подходят к происходящему.

А с другой стороны «Узник Лимбо» убил целое скопление моих нервных клеток. Смена акцентов, из-за которой аркадный геймплей заменил шутер, радует первые полчаса. В остальноё время на экране творится откровенное «душнилово». Хотя нельзя исключать, что тут дело в банальной вкусовщине.

В любом случае, «Узник Лимбо» больше радует, чем огорчает. Но ненамного. Дополнение, при всей моей любви к Atomic Heart, смелости авторов и саундтреку, доставило немало дискомфорта. Первое дополнение, пусть и было немного вторичным, радовало больше. Хотя, может быть, в этом и была главная затея авторов? Сделать нечто такое, чтобы оно вызвало яркие и живые эмоции? Здорово, если так. Но в моём случае это были боль и ненависть.

С другой стороны, если вам по душе платформеры — особенно с видом от первого лица! — то и в это дополнение вы рискуете влюбиться со всей силы. На вкус и цвет, как водится, товарищей нет.

Комментарии 1
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
vl77klg
vl77klg
Обзор отличный. В том плане, что и рыбку съесть, и на лимбо сесть у автора получилось вполне профессионально. Финалочка про "больше радует, чем огорчает, но не намного" это и вовсе шедевр. Автор как бы намекает, что посидеть на лимбо за рыбку он завсегда готов))) Господи, ну наберись ты смелости и скажи честно и прямо - лютое говнище это ваше дополнение, но саундрек крут. Что ж ты ерзаешь-то, пытаясь угодить и тем и этим?