Не только «Эпидемия»: какие российские фильмы и сериалы смотреть на Netflix
«Метод» — эталон российского детектива
Один из лучших российских сериалов 2010-х уже давно поселился на Netflix. В 2017 году продюсерская компания «Среда» продала за рубеж сразу несколько своих сериалов. Но зрители оценили далеко не все, что им предложили — парочка шоу с сервиса уже пропала (например, «Троцкий» с тем же Хабенским).
А «Метод» не просто остался: он неожиданно выстрелил именно в этом году. Подогрела интерес, конечно, «Эпидемия» (в английской версии — To The Lake), как никогда актуальный сериал о зомби в сердце России. Приближающийся 2 сезон «Метода» тоже намекал, что пора бы увидеть первую часть.
5 причин посмотреть «Метод» Юрия Быкова — один из лучших российских сериалов
Увы, с уходом режиссера Юрия Быкова исчезло и самое главное: сильный сюжет. 2 сезон начался неровно, с сомнительной идеей, а тащить на себе сериал больше некому — Паулина Андреева с этим не справляется. По крайней мере, в первых эпизодах точно нет былого драйва и напряженности.
Но слабое продолжение никак не отрицает успеха «Метода». Это по-прежнему одно из самых сильных российских шоу, и его 1 сезон стоит каждой минуты затраченного времени. Так что присутствие на Netflix очень логично: видеоплатформа с большим удовольствием покупает сильные европейские детективы.
«Фарца» о теневой торговле в СССР
Если «Метод» — это русский «Декстер», то «Фарца» — советский «Во все тяжкие». Вместо изготовления амфетамина тут — незаконная торговля иностранными товарами в СССР начала 60-х.
Главный герой Александра Петрова — начинающий писатель Андрей, вместе с друзьями-придурками вставший на кривую дорожку под давлением экстремальных обстоятельств (не рак, а долг ворам). Есть даже почти-тесть, отец девушки Андрея, майор милиции, расследующий как раз такие преступления, в исполнении Алексея Серебрякова.
Сериал (1 сезон из 8 серий) начинается просто на «ура» с массой интересных ситуаций, в которые можно было влипнуть только на теневой стороне экономики Советского Союза. Знание английского там оказывается настоящей сверхспособностью не хуже химического гения Уолта Уайта, как и умение нагло вести себя «под иностранца». Помимо этого в пилоте происходит передача эстафеты между Петровым и исполнителем главной роли в по-настоящему великом сериале о советских 60-х — Евгением Цыгановым из «Оттепели».
К сожалению, как и все российские сериалы за исключением «Оттепели», «Фарца» не выдерживает этот уровень качества на протяжении сезона. Я бы рекомендовал ограничить знакомство с сериалом первыми 4 эпизодами. Там живо и реалистично показываются уровни освоения героями подпольной спекуляции — от пластинок до кинокамер. Потом приходит пора жгучей семейной мелодрамы, который постыдились бы и худшие серии Breaking Bad.
Автор текста: Александр Башкиров
«Мажор» о перевоспитании «золотой» молодежи
Удивительно, но «Метод» был не первым сериалом, который уверенно пошел на Запад. Его опередил «Мажор» с Павлом Прилучным — на первый взгляд, банальный боевичок о полицейских буднях. На поверку это гораздо более качественный продукт.
За Прилучным со времен «Мажора» так и закрепился образ мерзавца, у которого, конечно же, на самом деле золотое сердце. Только спрятано оно где-то глубоко, куда нужно добираться целый сезон, а лучше — три. Здесь Павел играет избалованного Игоря Соколовского, сына олигарха, который по пьяни подрался с сотрудниками полиции.
Чтобы не попасть за решетку, Игорь начинает работать в том же отделении полиции. Если опустить этот слегка фантастический момент, «Мажор» — реалистичная история о перевоспитании. «В поле» с Игоря постепенно сбивают и его желание выпендриваться, и все иллюзии об окружающем мире. Он не сразу становится крутым служителем закона, а постепенно проходит все этапы становления.
Без лишней драмы в сериале не обошлось, — он все-таки российский, — но за неплохих героев и игру Прилучного его полюбили. Создатели «Мажора» продали права на адаптацию американской компании, а помимо трех сезонов вышел еще и полнометражный фильм-продолжение.
«Эпидемия» — привет от зараженных из России
Об одном из самых громких российских сериалов было сказано уже достаточно. Это не только настоящий прорыв для нашего ТВ (а снимал его, напомню, ТНТ), но проект с идеальным таймингом. Когда еще смотреть «Эпидемию», как не сидя дома на карантине. А посмотреть его действительно стоит — чтобы увидеть уровень, на который вышли отечественные сериалы.
Главное, что нужно помнить при просмотре: не стоит ждать от «Эпидемии» слишком многого. К сожалению, то, что сделало это шоу таким привлекательным для иностранцев, делает его скучноватым для нас. Добротная съемка, много масштабных сцен, обязательные сюжетные линии для зомби-муви — все это действительно круто смотрится в необычном сеттинге.
Проблема в том, что для России-то антураж вполне обычный. Планы апокалиптической Москвы и дорога до Карелии не очень тянут на экзотику. Поэтому у «Эпидемии» примерно та же судьба, что и у скандинавского сериала «Дождь»: снаружи это красивая картинка, привлекательная для аудитории Netflix, но внутри пустовато.
«Лучше, чем люди» об андроидах среди нас
Российские кинокомпании всегда старались повторять за иностранными коллегами, и часто заходили с правильной стороны. Например, концепт «Людей» (Humans) для отечественного кино и ТВ действительно был новым и интересным (для иностранцев — уже не очень).
Воплотить его в жизнь на высоком уровне не получилось, но отметить эту попытку стоит. «Лучше, чем люди» Андрея Джунковского выглядит хорошо, смотрится легко, но быстро путается в замысле авторов.
Казалось бы, сериал заступил на проторенную десятилетия назад дорожку «Бегущего по лезвию». Можно выразить так много мыслей, даже на фоне незамысловатого сюжета. В итоге вышел «Бегущий» в пересказе шестилетнего мальчика: общий смысл понятен, но суть совершенно не проработана.
Сериал рассказывает об андроиде Арисе — совершенной машине, которая неожиданно начинает чувствовать эмоции и может причинять вред людям. Но обещанное кибербудущее похоже на обычную Москву, злодеи в виде зловещей теневой корпорации работают плохо, а ответов на главные вопросы не дано.
Зато сценаристам неожиданно удалось сделать приятных персонажей и дать им логичные сюжетные ветки. В целом сериал не очень понимает, чем он является: социальным высказыванием или крутым высокотехнологичным шоу-концептом, которому не хватило бюджета. Подробнее об этих недочетах можно почитать в нашей рецензии.
«Sпарта» — история о школьниках и смертельной игре
Вряд ли создатели «Sпарты» черпали вдохновение из новостей, но плашка «все совпадения с реальностью случайны» так и просится в начало каждой серии. Сериал снимаои почти параллельно с развитием темы «Синего кита». Об этой игре в 2016 году рассказала обозреватель «Новой газеты» Галина Мурсалиева. Якобы в ВК существовала разветвленная система групп, в которой подростков по всей России подталкивали к самоубийству. Игра давно стала мемом, но осадочек остался.
Впрочем, сериал рассказывает не о группах смерти, а о виртуальной реальности. От игры «Sпарта» у игроков тоже могут быть вполне ощутимые физические последствия. Сериал стартует с самоубийства школьной учительницы, которое расследует участковый Крюков. Мрачный Артем Ткаченко, приглушенно-траурные цвета сериала и вообще искусственно нагоняемая загадочность сначала выглядят интересно.
Проблема только в том, какие выводы делает автор из своей же идеи. В отрыве от компьютерной игры режиссер и сценарист создали сильную историю. Здесь достаточно сказано о травле, о семейных дрязгах, абьюзе и неравенстве — словом, обо всех серьезных подростковых проблемах. Причем сказано реалистично, чем-то напоминая «Школу» Валерии Гай Германики, только с детективной составляющей и без полу-любительской съемки.
Образы ребят тоже вышли сильными, а Александр Петров за роль Миши даже получил «Золотого орла». Хотя на фоне всего ада, который творится дома у школьников, виноваты вовсе не общество, учителя и родители. Нет, виноваты злые и страшные компьютерные игры. Если закрыть глаза на этот отсталый и уже набивший оскомину вывод, сериал становится гораздо лучше.
- Подробнее внашей рецензии на российский сериал «Sпарта»
«Территория» — золотая лихорадка на советский лад
В русском интерфейсе Netflix очень активно предлагает посмотреть «Территорию» 2014 года (не спутайте с сериалом от ТНТ), и не зря. Это один из тех фильмов, которые однозначно стоит смотреть в высоком качестве. Главное его богатство — съемки на Чукотке и в Красноярском крае с потрясающими пейзажами и природой.
Герои «Территории» — советские инженеры, которые должны искать залежи олова. Актерский состав здесь прекрасен, причем не только звездами в виде Егора Бероева и Евгения Цыганова. Их персонажи в лучших традициях романов Джека Лондона охвачены золотой лихорадкой и верят, что у доверенной им территории есть скрытый потенциал.
Но природа, разумеется, не расстанется со своими сокровищами просто так. «Территорию» вряд ли можно назвать классическим сурвайвалом. Скорее, это сильная драма о человеческой жадности на фоне прекрасных видов. Которые могут в любой момент убить героев.
«Эбигейл» — неудачная магическая антиутопия, достойная внимания
Довольно унылая попытка в фэнтези, «Эбигейл» заслужила место в этой подборке всего за один факт — этот фильм реально доступен на Netflix. С треском провалившись в отечественном прокате, картина была на слуху в основном из-за своих создателей. Компания Kinodanz получила деньги от государства, не выполнила обязательства по возврату и проиграла суд с Фондом кино.
Почему на фильм стоит обратить внимание? У проекта был потенциал: неплохой актерский состав с Артемом Ткаченко, Равшаной Курковой и британцем Эдди Марсаном, не самый скудный бюджет и мало затронутая в российском кино тема. Фильм вышел плоским и скучным, но не вызывает возмущения или гнева, как многие другие шедевры проката.
Возможно, кинокомпании, как ТНТ-Premier с «Эпидемией», через пару лет и плохих проектов выйдут на приличный уровень. А еще BadComedian так и не выпустил обзор на «Эбигейл», так что посмеяться над ним придется самостоятельно.
«Я худею» — забавная драма о трудных отношениях с весом
Российским комедиям очень свойственно пользоваться уже избитыми образами и гэгов. Толстяки и толстушки обычно становятся объектами для издевательств: это либо страшная подружка или друг-неудачник, «компенсирующие» свою внешность юмором и наглостью, либо жадные и откровенно неприятные второстепенные персонажи.
Режиссер Алексей Нужный в последнее время снимал приятные, добротные фильмы, в которых много шуток, но гораздо больше драмы и неловких ситуаций. «Громкая связь» тому была отличным примером. Он переворачивает картину мира и ставит толстушку не на роль подружки, а на роль главной героини.
«Я худею» — это и не комедия в полной мере, а очень самоироничная драма с элементами юмора. Александра Бортич здорово вошла в образ и показала всю скованность, стыд и чувство вины худеющих людей. А зрители, которые через это прошли, утверждают, что ситуации из фильма постоянно случались с ними в жизни.
«Легенда о Коловрате» — русские «300 спартанцев»
Исторические фильмы в России убийственно серьезны, не считая пары исключений. Достоверность и следование секретным документам не делают кино автоматически хорошим. «Легенда о Коловрате» решила брать немного другим.
Евпатий Коловрат — вполне реально существовавшая фигура, а его подвиг сам по себе довольно интересен. Режиссеры и сценаристы сложили из разных версий событий одну, стройную и зрелищную. Поэтому «Легенда» смотрится легко и весело, злодеи в нем выглядят слегка сказочно, сюжет логично развивается и доходит до развязки.
А развязка картины — классическое «как сотня бравых солдат покромсала целую армию». И таких сказочно-сатирических допущений в российском кино слишком мало. Особенно с крутой стилизацией.
«Легенда 17» — отличное кино о великом хоккеисте
«Легенда 17» была настоящим прорывом для российского спортивного кино в целом и одним из важных рубежей карьеры Данилы Козловского. Это уже после актера унесло в посредственное кино. Для роли великого хоккеиста Валерия Харламова он много тренировался и играл на совесть. В таланте Олега Меньшикова, который воплотил образ его тренера, можно не сомневаться.
До и после «Легенды» подобные фильмы ложились в категорию проходных, не считая, пожалуй, «Движения вверх». Его, кстати, тоже купил Netflix. И это здорово хотя бы по той причине, что реальные достижения советских спортсменов наконец пересказывают широкой публике.
«Русалка» — магия и любовь в суровых реалиях
Среди высокобюджетных блокбастеров и драм на Netflix неожиданно затесался скромный и довольно старый фильм Анны Меликян — один из первых. Это сейчас она снимает фильмы с Хабенским, а раньше Евгений Цыганов, тогда еще толком никому не известный, был «потолком».
«Русалка» — очень странное, романтичное и слегка артхаусное кино, которое сложно уложить в один жанр. Оно одновременно и о взрослении, и о любви, и о трудностях жизни в большом городе. А еще в фильме есть немного магии. Главная героиня, 18-летняя Алиса (Мария Шалаева), обладает суперспособностями не хуже какой-нибудь Меры из «Аквамена»: она говорит с морем.
Когда Алиса влюбляется, она начинает плохо контролировать свои силы и нервы. И случайно желает Саше (Евгений Цыганов) смерти. А так как девушка она непростая, он обязательно умрет — и Алиса обязательно будет с ним до конца. В такой странной обертке Меликян начала рассказывать свои истории о любви — и не останавливается по сей день.
«Рубеж» — фантастическая драма о патриотизме и памяти
При упоминании Козловского всегда приходит на ум фантастическая военная драма «Мы из будущего» с неплохими рейтингами. Уместно ее вспомнить именно здесь — «Рубеж» очень схож с ней по своей идее. Павел Прилучный в роли циничного Михаила снова должен перевоспитаться, но теперь гораздо более жестким способом. Он буквально отправляется в прошлое и видит ужасы войны.
Мнения о фильме разделились. Кому-то попытки надавить на больное и напомнить (в очередной раз) о подвиге прошлых поколений показались слишком навязчивыми.
В «Рубеже» все действительно делится на черное и белое, люди — на чужих и своих. Хотя это больше кажется фишкой самого главного героя, Михаила: картины прошлого формирует именно его сознание, а по характеру он человек категоричный.
В любом случае, посмотреть «Рубеж» стоит ради интересного исторического момента — сражения на Невском пятачке — и красивых художественных решений.
«Невеста» — уверенный шаг в сторону хороших хорроров
Netflix — далеко не главный амбассадор ужасов за рубежом (для этого есть видеоплатформа Shudder), но свою долю хорроров в каталоге имеет. «Невеста» — далеко не лучший представитель жанра. Однако для российского кино быть средним иногда почти то же самое, что быть хорошим.
Например, «Невесту» много ругали за сценарий. К сожалению, он хромает у многих хорроров, причем не только отечественных. Режиссер Станислав Подгаевский («Владение 18», «Пиковая дама») не смог уйти от клише, зато создал в своем фильме кое-какое подобие мифологии. К исполнению есть ряд вопросов, но задумка неплохая.
Основной плюс фильма — это эстетика. Действие происходит в готической усадьбе где-то в российской глубинке. Туда перед свадьбой приезжает молодая пара, Настя (Виктория Агалакова) и Ваня (Вячеслав Чепурченко). Жених хочет познакомить невесту с родней, только родня у него с особенностями.
Старинное свадебное платье, странные фотографии, темный и зловещий дом, шорохи, галлюцинации — фильм получился не самым умным, но довольно красивым, немного в духе «Багрового пика». Поэтому посмотреть его стоит: никогда не знаешь, вырастет ли в следующем году в России новый Дель Торо.