Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
Недавно вышла последняя серия 2 сезона «Мандалорца» (The Mandalorian). Сезон начался за здравие: первая серия показала правильно встроенные отсылки для фанатов, задала хороший тон вестерна с логичными персонажами и сделала шаг в сторону расширения возможностей развития сюжета. Происходило раскрытие идей и отношений между героями.
Недавно вышла последняя серия 2 сезона «Мандалорца» (The Mandalorian). Сезон начался за здравие: первая серия показала правильно встроенные отсылки для фанатов, задала хороший тон вестерна с логичными персонажами и сделала шаг в сторону расширения возможностей развития сюжета. Происходило раскрытие идей и отношений между героями.

Но выход дальнейших эпизодов в совокупности показывает грубое нарушение фундаментальных вещей, которые могут сделать любой сериал хорошим. «Мандалорца» наводнили пошлые диалоги, которые сопровождались необоснованными (и даже глупыми) мотивациями персонажей, а поведение главного героя часто перечеркивало его качества, показанные ранее. Рассказываем, почему эти элементы в «Мандалорце» сделаны плохо и почему сериал перестает быть сериалом, скатываясь в фансервис.

Первая серия 2 сезона была детищем Фавро и получила название «Маршал». Тогда в рецензии я восхищался грамотными отсылками, которые были встроены в эпизод максимально аккуратно, но при этом всем очень эффективно выполняли свою работу. Знающие фанаты могли строить теории о дальнейшем развитии сюжета, а просто наблюдательные зрители понимали контекст, царивший во Внешнем кольце времен расцвета Новой Республики. Мне казалось: «Мандалорец» — это не про «Звездные войны».

Кроме отсылок были отлично продемонстрированы отношения: градус пафоса был снижен, но легитимен. Если Дин Джарин попал на нелегальные бои, организованные преступниками, то и разговоры будут соответствующими — о вежливости и уважении, которые всегда так сильно беспокоят истинных бандитов. «Невежливо так сразу переходить к делу», — эту фразу, сказанную тогда знакомым торговцем мандалорца, нужно запомнить. Именно «переход сразу к делу» и удар в лоб контекстом и переживаниями персонажей нарушает общее погружение зрителя поскольку заставляет усомниться в возможности происходящего.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 1

Было бы странно увидеть абсолютное соблюдение законов в городе, который далек от тирании государства. Именно поэтому Кобб Вант, маршал Мос-Пелго, выступает, по сути, главой и законодателем города.

Стоит вспомнить, как зрителю сообщают об этом — его вводят в конфликт. Очевидно, зритель находится на стороне главного героя и они оба не понимают, как вести себя: вроде есть принципы, заданные сериалом, а вроде и закон какого-то захолустного места. Вся атмосфера передается медленными сценами, которые позволяют понять — мандалорец до сих пор не понимает, как в этой дыре может скрываться его сородич.

«В этом городишке приказы раздаю я», — фраза Кобба Ванта, которая смотрелась бы глупо не будь у зрителя общего с главным героем непонимания того, почему этот человек напялил броню, и как искать других мандалорцев. В этот момент конфликт достигает максимальной стадии, но тут же следует его обрыв: другое, более масштабное и опасное существо/противник/явление объединяют героев и конфликт уходит, снижая и градус диалогов.

За этим следует договор как другой путь решения уже ушедшего конфликта. Никакой набоковской пошлости — только объяснение и развитие отношений между героями. Самым главным в этом случае выступает время: серия все же идет час и смотрится вполне самостоятельно, что позволяет авторам более подробно учесть все нюансы героев.

Первая серия сезона для меня остается одной из эталонных во всем сериале. Возможно в остальных случаях авторам действительно не хватало времени на раскрытие героев и контекста. С другой стороны — предпоследняя, 7 серия, выдержана просто отлично. В ней есть логичный план действий героев, напоминание о предыдущей истории, фансервис в меньшей степени и, в конце концов, подвод к основной трагедии главного героя.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 2

За такими масштабными сериями эпизод-филлер был ожидаем, но и он был сделан хорошо: показаны отношения между Новой Республикой, Диким космическим западом и самим главным героем. И, самое главное, пилоты кораблей Республики напоминают зрителю: все действия имеют последствия. По крайней мере должны были.

Последний эпизод выступает полной противоположностью. За прекрасным и действительно долгожданным камео (даже я ему рад!) находится полная сюжетная безнадега. Само появление персонажа из классической трилогии заставляет усомниться в наличии логики сюжета. Так или иначе, герой классических фильмов был активным участником известных событий, но почему-то никто из присутствующих не узнает его. Даже не просто не узнает, но и сам главный герой не делает абсолютно никаких высказываний, удивлений или эмоций относительно появившегося человека. Весь акцент стоит на слезливости момента, что зря, поскольку главный герой может ярко выражать собственные эмоции в конце концов.

В такой момент происходит нарушение погружения зрителя в происходящее. Зритель ждет эмоции и реакции героев и не получает их. Фансервис предполагает наличие необдуманных фактов — они ведь позволяют вспомнить собственные знания и простроить миллион гипотез. Основной принцип сериалов перестает работать и вера зрителя в историю уходит.

Кажется, что сериал продолжает кидать из стороны в сторону: отличные сюжеты замещаются абсолютно глупым блокбастерным повествованием. И это просто не срабатывает — у хороших блокбастеров (как у любых хороших фильмов) есть общий погружающий контекст, который с самого начала и до конца заставляет следить за историей.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 3

Итого выделяются следующие проблемы, которые делают «Мандалорца» именно плохим сериалом:

  1. Постоянное нагнетание пафоса, который не имеет обоснования в контексте и общем нарративе. «Звездные войны» — прекрасная вселенная, основанная на идее Избранного, который лишается своего внутреннего компаса и теряется в конечном итоге. В этом проекте контекст на потерю компаса почти не задан;

  2. Вечное «злоупотребление» главным героем — к концу сезона он напоминает пустой сосуд, куда каждый из персонажей наливает собственные задачи. Самое страшное здесь, что героя это не беспокоит и он продолжает потакать каждому из своих «коллег». Сценаристам не удалось продемонстрировать полноценное изменение персонажа, и от религиозной полноты он попадает в фанатичную пустоту, минуя другие циклы развития и, по сути, становясь сумасшедшим;

  3. Громкость фактов превалирует над их связями. Во вселенной Star Wars каждый из персонажей имеет четкую роль (не обязательно большую) в рамках временного периода и абсолютно явно связан с происходящими событиями. К концу сезона Дин Джарин будто бы закрывает визор своего шлема и ничего не видит, реагируя только на мистическое «Грогу»;

  4. Самое главное — все эти пункты нарушают погружение зрителя в сериал. От этого он становится «проектом» по вселенной «Звездных войн». Да, проект получился очень хорошим, громким и качественным. Но в общем своем пустым и не запоминающимся ничем, кроме явных фактов камео, милого зеленого малыша, потенциально отличного антагониста и чудесного неубиваемого бескара.

Исходя из всех пунктов, могу лишь посоветовать смотреть сериал разом или максимальным количеством серий подряд. Поскольку именно такой подход позволит сохранить заинтересованность в сюжете и, возможно, позволит меньше нарушить зыбкое погружение в несуществующую вселенную.

Читай нас