24 декабря 2020
Обновлено 28.12.2020

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал

Недавно вышла последняя серия 2 сезона «Мандалорца» (The Mandalorian). Сезон начался за здравие: первая серия показала правильно встроенные отсылки для фанатов, задала хороший тон вестерна с логичными персонажами и сделала шаг в сторону расширения возможностей развития сюжета. Происходило раскрытие идей и отношений между героями.
Недавно вышла последняя серия 2 сезона «Мандалорца» (The Mandalorian). Сезон начался за здравие: первая серия показала правильно встроенные отсылки для фанатов, задала хороший тон вестерна с логичными персонажами и сделала шаг в сторону расширения возможностей развития сюжета. Происходило раскрытие идей и отношений между героями.

Но выход дальнейших эпизодов в совокупности показывает грубое нарушение фундаментальных вещей, которые могут сделать любой сериал хорошим. «Мандалорца» наводнили пошлые диалоги, которые сопровождались необоснованными (и даже глупыми) мотивациями персонажей, а поведение главного героя часто перечеркивало его качества, показанные ранее. Рассказываем, почему эти элементы в «Мандалорце» сделаны плохо и почему сериал перестает быть сериалом, скатываясь в фансервис.

Первая серия 2 сезона была детищем Фавро и получила название «Маршал». Тогда в рецензии я восхищался грамотными отсылками, которые были встроены в эпизод максимально аккуратно, но при этом всем очень эффективно выполняли свою работу. Знающие фанаты могли строить теории о дальнейшем развитии сюжета, а просто наблюдательные зрители понимали контекст, царивший во Внешнем кольце времен расцвета Новой Республики. Мне казалось: «Мандалорец» — это не про «Звездные войны».

Кроме отсылок были отлично продемонстрированы отношения: градус пафоса был снижен, но легитимен. Если Дин Джарин попал на нелегальные бои, организованные преступниками, то и разговоры будут соответствующими — о вежливости и уважении, которые всегда так сильно беспокоят истинных бандитов. «Невежливо так сразу переходить к делу», — эту фразу, сказанную тогда знакомым торговцем мандалорца, нужно запомнить. Именно «переход сразу к делу» и удар в лоб контекстом и переживаниями персонажей нарушает общее погружение зрителя поскольку заставляет усомниться в возможности происходящего.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 1

Было бы странно увидеть абсолютное соблюдение законов в городе, который далек от тирании государства. Именно поэтому Кобб Вант, маршал Мос-Пелго, выступает, по сути, главой и законодателем города.

Стоит вспомнить, как зрителю сообщают об этом — его вводят в конфликт. Очевидно, зритель находится на стороне главного героя и они оба не понимают, как вести себя: вроде есть принципы, заданные сериалом, а вроде и закон какого-то захолустного места. Вся атмосфера передается медленными сценами, которые позволяют понять — мандалорец до сих пор не понимает, как в этой дыре может скрываться его сородич.

«В этом городишке приказы раздаю я», — фраза Кобба Ванта, которая смотрелась бы глупо не будь у зрителя общего с главным героем непонимания того, почему этот человек напялил броню, и как искать других мандалорцев. В этот момент конфликт достигает максимальной стадии, но тут же следует его обрыв: другое, более масштабное и опасное существо/противник/явление объединяют героев и конфликт уходит, снижая и градус диалогов.

За этим следует договор как другой путь решения уже ушедшего конфликта. Никакой набоковской пошлости — только объяснение и развитие отношений между героями. Самым главным в этом случае выступает время: серия все же идет час и смотрится вполне самостоятельно, что позволяет авторам более подробно учесть все нюансы героев.

Первая серия сезона для меня остается одной из эталонных во всем сериале. Возможно в остальных случаях авторам действительно не хватало времени на раскрытие героев и контекста. С другой стороны — предпоследняя, 7 серия, выдержана просто отлично. В ней есть логичный план действий героев, напоминание о предыдущей истории, фансервис в меньшей степени и, в конце концов, подвод к основной трагедии главного героя.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 2

За такими масштабными сериями эпизод-филлер был ожидаем, но и он был сделан хорошо: показаны отношения между Новой Республикой, Диким космическим западом и самим главным героем. И, самое главное, пилоты кораблей Республики напоминают зрителю: все действия имеют последствия. По крайней мере должны были.

Последний эпизод выступает полной противоположностью. За прекрасным и действительно долгожданным камео (даже я ему рад!) находится полная сюжетная безнадега. Само появление персонажа из классической трилогии заставляет усомниться в наличии логики сюжета. Так или иначе, герой классических фильмов был активным участником известных событий, но почему-то никто из присутствующих не узнает его. Даже не просто не узнает, но и сам главный герой не делает абсолютно никаких высказываний, удивлений или эмоций относительно появившегося человека. Весь акцент стоит на слезливости момента, что зря, поскольку главный герой может ярко выражать собственные эмоции в конце концов.

В такой момент происходит нарушение погружения зрителя в происходящее. Зритель ждет эмоции и реакции героев и не получает их. Фансервис предполагает наличие необдуманных фактов — они ведь позволяют вспомнить собственные знания и простроить миллион гипотез. Основной принцип сериалов перестает работать и вера зрителя в историю уходит.

Кажется, что сериал продолжает кидать из стороны в сторону: отличные сюжеты замещаются абсолютно глупым блокбастерным повествованием. И это просто не срабатывает — у хороших блокбастеров (как у любых хороших фильмов) есть общий погружающий контекст, который с самого начала и до конца заставляет следить за историей.

Мнение. Почему «Мандалорец» — плохой, но радующий фанатов сериал - фото 3

Итого выделяются следующие проблемы, которые делают «Мандалорца» именно плохим сериалом:

  1. Постоянное нагнетание пафоса, который не имеет обоснования в контексте и общем нарративе. «Звездные войны» — прекрасная вселенная, основанная на идее Избранного, который лишается своего внутреннего компаса и теряется в конечном итоге. В этом проекте контекст на потерю компаса почти не задан;

  2. Вечное «злоупотребление» главным героем — к концу сезона он напоминает пустой сосуд, куда каждый из персонажей наливает собственные задачи. Самое страшное здесь, что героя это не беспокоит и он продолжает потакать каждому из своих «коллег». Сценаристам не удалось продемонстрировать полноценное изменение персонажа, и от религиозной полноты он попадает в фанатичную пустоту, минуя другие циклы развития и, по сути, становясь сумасшедшим;

  3. Громкость фактов превалирует над их связями. Во вселенной Star Wars каждый из персонажей имеет четкую роль (не обязательно большую) в рамках временного периода и абсолютно явно связан с происходящими событиями. К концу сезона Дин Джарин будто бы закрывает визор своего шлема и ничего не видит, реагируя только на мистическое «Грогу»;

  4. Самое главное — все эти пункты нарушают погружение зрителя в сериал. От этого он становится «проектом» по вселенной «Звездных войн». Да, проект получился очень хорошим, громким и качественным. Но в общем своем пустым и не запоминающимся ничем, кроме явных фактов камео, милого зеленого малыша, потенциально отличного антагониста и чудесного неубиваемого бескара.

Исходя из всех пунктов, могу лишь посоветовать смотреть сериал разом или максимальным количеством серий подряд. Поскольку именно такой подход позволит сохранить заинтересованность в сюжете и, возможно, позволит меньше нарушить зыбкое погружение в несуществующую вселенную.

Комментарии 93
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Kobychev94
Kobychev94
Комментарий был удален
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Toxic Paladin Alonger MMLXXVII
Конечно Люка никто кроме Моффа не узнал... никто не встречал Люка. О нём вообще кроме Кары Дюн никто не должен был слышать. Хотя жаль с ними не было Бобы!