Мнение. Как сериалы реагируют на пандемию — на примере «ковидного» эпизода «Эйфории»
Туризм, массовые мероприятия, общепит – сложно назвать индустрию, на которой пандемия не отразилась напрямую. Когда закончились запасы отснятых шоу, наступил тяжелый период еще для одной сферы.
Сериалы в наше время снимают дорого и бесперебойно, у их создателей иногда нет времени передохнуть. Некоторые крупные проекты все-таки отложили или прикрыли, другие на свой страх и риск продолжают съемки на новых условиях. Например, создатели «Ведьмака» и «Карнивал Роу» упорно пытаются подарить нам второй сезон.
С новой реальностью все справляются по-разному. Звучит цинично, но подобные темы – джекпот для медицинских процедуралов. «Анатомия страсти» в прошлые годы всегда оперативно реагировала на крупные события: авиакатастрофа, стрельба в школе, теракт в торговом центре, так что и здесь не могла не учесть коронавирус. Герои «Хорошего доктора» в новом сезоне стремительно проносятся через первые недели пандемии и наглядно показывают, как врачи бились за пациентов на передовой.
Некоторые другие сериалы о суровой реальности тоже смогли вписать пандемию в свой мир («Закон и порядок», «Всем встать», «Супермаркет»). У остальных было два пути: полностью ее игнорировать или подстроиться.
«Эйфория» выбрала первый вариант и резко сменила формат. Обычно серии в нем очень плотно набиты событиями, героями, изобретательными и стильными съемками. На некоторые сцены тратится столько сил, времени и человеческих ресурсов, что в условиях Covid-19 создавать их нереально. Режиссер Сэм Левинсон выкрутился просто: использовал одну из сквозных идей второго сезона, который пока не начали снимать.
Не считая начальной сцены, в серии всего три персонажа: главная героиня Ру (Зендая), ее спонсор-наставник Али (Колман Доминго) и работница забегаловки Марша (Марша Гэмблс). В финале первого сезона наркозависимая Ру снова сорвалась после неловкого прощания со своей подругой Джулс. Али – участник группы поддержки для наркоманов, к которому она впервые обращается за советом.
Серия вышла интересной, долгие размышления и разборы от Али хорошо развивают Ру как персонажа. Наверняка во втором сезоне этот памятный разговор поможет ей продвинуться и измениться. Как поклонница сериала, я осталась этим абсолютно довольна.
Приятно увидеть настоящий deep-dive в психологию персонажа. И не односторонний, а с комментариями от человека со стороны – от кого-то, кто уже прошел тем же путем и преодолел свою зависимость.
И все-таки накала и напряжения в серии не хватает. Первый сезон закончился больше года назад, и эмоции от его просмотра уже не первой свежести. По первоначальной задумке сцены разговоров с Али должны были быть разбросаны по второму сезону. Из-за коронавируса их превратили в полноценную серию – и в этом формате они смотрятся слабовато.
Похожий эпизод есть, например, в «Мистере Роботе» Сэма Эсмейла. В 7 серии финального сезона использовалась та же формула: замкнутое пространство, ограниченное количество персонажей и абсолютный поток сознания, показанный через диалог.
Разница в том, что ставки в нем были гораздо выше. Эллиот Алдерсон и его психотерапевт, Криста, под страхом смерти должны были докопаться до его детской травмы. Вполне реальная угроза взвинтила напряжение до максимума. Но главное, что у эпизода есть кульминация, которая очень важна для всего сериала и влияет на общий сюжет.
«Эйфории» сделать серьезный прорыв одним спецвыпуском не получилось – все мы прекрасно понимаем, что один душевный разговор не заставит человека измениться.
Скорее, вышло небольшое высказывание от автора, эдакая серия-напутствие, чтобы поразмышлять на важные темы перед Рождеством. В том числе на тему Black Lives Matter. Это одновременно радует и расстраивает. Отголоски летних протестов в серии чувствуются, а вот коронавирус по понятным причинам в повестку не попал.
Тема расизма почти не затрагивалась в первом сезоне, а наркоторговцем, который снабжал Ру наркотиками, был белый паренек по имени Фез. Это делает высказывания о революциях и «черном» и «белом» мире не мыслями героя, а просто голосом автора.
И с одной стороны, создатели имеют на это полное право. С другой – лично мне хотелось бы, чтобы привязка к актуальным новостям либо была разносторонней, либо сошла на нет.
Но гораздо интереснее не сам эпизод, а его форма – она очень символична, как итог 2020 года. Оказавшись в изоляции, люди вынужденно остались наедине с собой. Волей-неволей даже самым практичным и далеким от самокопания людям пришлось задуматься о своей жизни, о своей личности, о самых больших ценностях, которых мы лишились (или приобрели?) во время пандемии.
Карантин превратил наш дом в ту же самую маленькую закусочную, а Али – воплощение нашего внутреннего голос. С тем же успехом Ру могла безвылазно сидеть в своей комнате и разговаривать со стеной или с домашним растением.
И это странным образом перекликается с сериалами, которые все-таки затронули тему коронавируса. Комедия о разработчиках игры Mythic Quest хорошо прошлась по рабочей этике, мучительным созвонам в Zoom и трудностям удаленки. Популярная американская драма «Это мы» (This Is Us) сконцентрировалась на том, как болезнь и локдаун разделили большие семьи и сломали долгосрочные планы на жизнь.
Самые адаптируемые и гибкие сериалы так или иначе отражают (или еще отразят) пандемию. Такие большие мировые события неизбежно отражаются на творчестве. И на десяток плохих примеров вроде трэш-попыток выехать на теме коронавируса (например, «#вмаскешоу») находятся хотя бы один-два сериала, которые могут сохранить свою изначальную тему и точку зрения, но высказаться по важному поводу.
У «Эйфории» это получилось чуть менее успешно, но зато – на радость фанатам. Такие спецвыпуски дают надежду, что создатели любимых сериалов скоро смогут приспособиться к новой реальности.