Это больше не сериал о хакерах. Что не так с 4 сезоном «Мистера Робота»

Егор Парфененков
В редакции «Канобу» есть как минимум два человека, которые не просто любят, но в чем-то даже глубоко уважают режиссера Сэма Эсмейла и его «Мистера Робота». За два сезона Эсмейл скрупулезно выстроил эталонную историю о хакере, а в третьем почти в каждой серии переворачивал режиссерские ТВ-каноны. Четвертый же сезон за три серии пока похвастаться ничем не может — скорее, только разочаровывает.
Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 93
Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 94

Впрочем, разочарует четвертый сезон скорее тех, кто некогда клюнул на изначальный концепт сериала. Хакерство, ментальные расстройства, сюжетные майнд-факи и философия fsociety… С каждым эпизодом «Мистер Робот» рос как один из немногих действительно артхаусных проектов на ТВ, разбавляющий монументальные сериалы HBO и фаст-фуд Netflix чем-то свежим как с сюжетной, так и визуальной точек зрения.

Формат «Мистера Робота» зашел далеко не каждому, поэтому уже с третьего сезона Эсмейл начал заискивать с массовым зрителем. Что в итоге привело к вполне ожидаемым последствиям: общая идея шоу начала трещать по швам, а с ней стала разбредаться и фанбаза — с каждой серией рейтинг сериала стремительно падал, а четвертый сезон уже официально ставит точку в истории Эллиота Алдерсона.

Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 95

Не то, чтобы «Мистер Робот» далеко ушел от своих козырей: аутичный Эллиот все так же аутирует, вайб «Бойцовского клуба» по-прежнему витает в воздухе, а общество продолжает наглядно разъедать само себя технологическим прогрессом.

Сэм Эсмейл пересмотрел приоритеты: сместил акцент с массового на частное, где главный герой больше на олицетворяет среднестатистического юзера, болтающегося в системе. Эллиот превратился в героя: того самого «единственного», способного что-то да изменить, пафосного и однобокого супермена-миллениала, безвозмездно пытающегося спасти мир, который на него, конечно же, плевать хотел.

Парадоксальность четвертого сезона в том, что первые три эпизода только и делают, что развивают отношения между Эллиотом и Роботом, тогда как сложнее сам герой от этого не становится. Обе личности окончательно застолбили роли «плохого» и «хорошего» Эллиота, упростив его восприятие для зрителя.

Если на экране появляется Кристиан Слэйтер — в ход идет морализаторство и сочувствие. Слово взял Рами Малек — тут же начинает бить ключом мизантропия.

Сэм Эсмейл пошел на уступки — начал жалеть зрителя, которому, видите ли, стало сложно и лениво разбираться в происходящем. Намеки на научную фантастику, тройные агенты, а там еще и в каждом кадре мелькают куски ARG, расширяющем и без того трудоемкий лор сериала. А у нас тут как бы сериал про грустного хакера с биполярочкой.

Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 96
Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 97
Впечатления от 4 сезона сериала "Мистер Робот" | Канобу - Изображение 98

Вот «Мистер Робот» и начал сглаживать углы: упростил Эллиота, забросил арку с расследованием ФБР, перестал препарировать XXI век, напрочь убрал многогранность сценария и перестал тыкать зрителя лицом в консольные коды по несколько раз за серию.

А помните были такие fsociety? Эсмейл вот тоже нет. Сейчас происходящее упирается лишь в то, что Темная Армия — плохие ребята, а Эллиот — хороший парень. Хороший должен свергнуть плохих. Вот вам и весь лейтмотив четвертого сезона.

Эсмейл разве что стал больше уделять внимания политике и драме — темам, наиболее близким американскому зрителю, для которых, собственно, с третьего сезона «Мистер Робот» и снимается. В случае с драмой сериал в каком-то смысле возвращается к истокам: семейным разборкам и рефлексированию по былым травмам, а душевный диалог между Эллиотом и случайной девушкой из бара о наркозависимости в третьем эпизоде как бы кричит, что вот же, вот же оно! Наконец-то Эсмейл вспомнил корни «Мистера Робота»!

Вспомнил, да всего на несколько минут, больше похожих на хилый удар по ностальгии, эдакое мимолетное плацебо для фанатов.

В остальном же новые эпизоды пока что не вызывают ни малейших эмоций; больше не дают того ощущения эйфории, когда канонический ТВ-формат лопается вдребезги прямо здесь и сейчас. Эсмейл больше не придумывает новые способы извратить подачу 40-минутных серий, которые еще в третьем сезоне ощущались не как эпизоды, но чуть ли не целые короткометражные фильмы, объединенные общим сюжетом.

Хочется надеяться, что за оставшиеся десять серий Эсмейл еще вернет «Мистеру Роботу» былое величие. Сейчас сериал с одной стороны упирается в (очевидно очень скромный) бюджет, а с другой — прямо на ходу пытается переосмыслить собственный концепт. Что пока что приводит к оттенению cамых худших качеств «Мистера Робота».

  • Обзор Homecoming— второго (и во многом такого же неудачного) сериала Эсмейла
  • «Мистер Робот» занял 82 место в нашем топе 100 лучших сериалов

Последние статьи