Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения
Читай нас
2020 год наконец-то закончился — и, несмотря ни на что, в плане игр он был весьма удачным. Даже несмотря на несколько весьма громких провалов, откровенно неудачный запуск новых консолей и железа для PC. Игр вышло много, хороших и разных, так что завершение поколения Xbox One и PlayStation 4 вышло более чем хорошим. Ниже — небольшой список из самых запомнившихся мне игр ушедшего года.
2020 год наконец-то закончился — и, несмотря ни на что, в плане игр он был весьма удачным. Даже несмотря на несколько весьма громких провалов, откровенно неудачный запуск новых консолей и железа для PC. Игр вышло много, хороших и разных, так что завершение поколения Xbox One и PlayStation 4 вышло более чем хорошим. Ниже — небольшой список из самых запомнившихся мне игр ушедшего года.

Часть игр я по традиции пропустил и запустил только сейчас — Nioh 2, например. Часть в принципе нет никакого желания проходить в ближайшее время — поэтому кому-то этот список может показаться странным. А еще в паре моментов я откровенно читерю, так что заранее прошу прощения.

Давайте честно: многие наверняка пропустили эту игру. Это не AAA-проект, не эксклюзив Sony, да и пиара у третьих «Пустошей» было не так много. Некоторых игроков еще оттолкнули воспоминания о не самой удачной второй части — и при всем этом разработчики уже отчитались, что Wasteland 3 в целом вышла успешной. Ничего удивительного, в общем-то, — «сарафан» у игры хороший, она к тому же доступна в Game Pass. И в нее без шуток стоит сыграть, особенно если вам по душе классические ролевые игры.

Во-первых, это действительно полноценная большая RPG. Не ролевой экшен, которых развелось столько, что глаза разбегаются, не очередная попытка превратить известную серию экшенов в нечто напоминающее ролевую игру — нет, это изначально чистокровная RPG.

Во-вторых, это большой подарок для всех фанатов серии Fallout. Нет, я не ошибся в названии и не шучу: Брайан Фарго и его команда создали игру, которая вполне могла бы стать настоящей третьей частью Fallout, если бы серией занималась inXile, а не Bethesda. Здесь, как и в третьей части Fallout, отношения отцов и детей — один из центральных столпов истории, только вот он куда более взрослый и не сводится к банальному «Найдите своего отца!». И это все при том, что в местной истории хватает откровенной дичи и совершенно несерьезных вещей.

Лучшие игры 2020 года — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова - фото 1

Во время прохождения я регулярно ловил себя на мысли, что играю именно что в Fallout. В первый или во второй — так и не определился. Но полагаю, что игра по тону все же ближе ко второй части. Иногда кажется, что авторы даже как-то перебрали, и игра скатывается в откровенную клоунаду — но потом сценаристы словно бы одумываются и история возвращается на «серьезные» рельсы. Впрочем, да, имейте это в виду — если вы ждете предельно серьезную игру про выживание людей после ядерной войны, то Wasteland 3 может вас… немного удивить своим подходом.

Словом, если вы соскучились по действительно хорошим ролевым играм, то присмотреться к третьим «Пустошам» я очень советую. Это очень хорошая RPG, на которую совсем не жалко потратить 40-50 часов жизни. К тому же большую часть багов, с которыми игра вышла, уже давным-давно пофиксили — а это значит, что ничего не будет портить ваши впечатления.

Скажи мне кто пару лет назад, что в 2020 выйдет сразу две игры по вселенной Half-Life, я бы только рассмеялся. Шутки о третьей части знаменитой серии давно уже перешли в разряд «шучу и плачу», а само отсутствие новостей о серии перестало казаться издевательством. И тут анонс! Новая часть серии, официальная, причем не какой-нибудь мини-проект на пару часов, а самая настоящая сюжетная игра. Правда, с одной оговоркой — для того чтобы в нее поиграть, нужен VR-шлем.

Это и сейчас, в 2021 году кажется какой-то очень злой шуткой над фанатами. Двенадцать лет ожиданий ради того, чтобы в итоге игрой смогли насладиться 2-3% от всех пользователей Steam? У кого-то это даже вызвало резонный вопрос — «а стоило ли вообще ждать?».

Да, стоило. Игра мало того что оказалась хорошей, хм, игрой — так она еще и сдвинула с мертвой точки сюжет, который оборвался тогда, в конце Half-Life 2: Episode 2. Плюс Valve заявила, что «больше не боится» работать над серией Half-Life — и это в очередной раз позволяет немного помечтать и представить, как через пару-тройку лет на прилавки наконец-то ляжет та самая игра, шутки о которой перестали быть смешными еще десять лет назад. Остается только надеяться, что уж она-то не будет эксклюзивом VR-шлемов, и поиграть в нее смогут все желающие. Все-таки не спин-офф, а продолжение.

Лучшие игры 2020 года — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова - фото 2

Упоминание же Black Mesa — это первый из упомянутых мною читов. Это не официальная игра от Valve — но это официально одобренный студией ремейк первой части, который провел в разработке больше времени, чем мы ждем Half-Life 3. Анонс состоялся в 2004-м, в 2012-м игру выпустили в качестве модификации, в 2015-м — она появилась в Early Access, и вот в 2020-м мы наконец-то дождались полноценного релиза.

Так что чисто технически в 2020 году мы действительно получили две новых части Half-Life. Просто одна — VR-спин-офф, а вторая — фанатский ремейк оригинала. Но все же!

Для всех фанатов это в любом случае событие радостное — серия наконец-то выбралась из забвения. Осталось немного — дождаться новостей о следующей полноценной части серии и надеяться, что уж ее выхода не придется ждать десять-двенадцать лет.

Запуск Cyberpunk 2077 можно называть как одним из самых успешных в 2020 году (если смотреть по количеству реализованных копий и цифрам одновременно играющих), так и одним из самых чудовищных провалов. Если вы не провели последние пару месяцев в анабиозе, то и сами знаете, что случилось. Кошмар вместо версии для консолей уже предыдущего поколения, ворох багов, рефанды, судебные иски… и все это на фоне отличной игры. Помните же пословицу «поспешишь — людей насмешишь»? Вот и тут так. Только вот почему-то ситуация не очень смешная.

Денис Князев в итогах года правильно написал, что «Киберпанк» — одна из лучших игр не этого года. Формулировка может кому-то показаться странной, но в целом оно так и есть. CDPR вообще могла избежать большей части негатива, отмени она в какой-то момент версию игры для старых консолей и сдвинь релиз еще раз — причем не на пару недель, а на три-четыре месяца. Да, игроки вряд ли остались бы довольны, да и инвесторы тоже. Но давайте начистоту — а разве сейчас игрой все довольны?

Лучшие игры 2020 года — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова - фото 3

До меня тут внезапно дошло, что вообще мне напоминает игра сейчас. Вышедшую за десять лет до «Киберпанка» Alpha Protocol от Obsidian! Она тоже была отличной и выдающейся местами, но вышла сырой и на релизе напоминала скорее кусок неиграбельного кода, чем полноценную ролевую игру. И в итоге «Протокол» не спасли ни ролевая система, ни крутые диалоги, ни интересная история — проблемы с геймплеем, отвратительное техническое состояние и другие мелочи похоронили игру очень глубоко. А вместе с ней — и всякие надежды на сиквел.

Сравнивать в лоб эти две игры, конечно, не очень верно — хотя бы потому, что Alpha Protocol не оказалась коммерчески успешной уже на стадии предзаказов, а просто-напросто провалилась. У CDPR как минимум есть шанс исправить… ну, если не все, то очень многое и вернуть себе расположение той части публики, которая сейчас ходит с факелами и вилами. У Obsidian же, к сожалению, такого шанса не было.

Так почему эта игра находится здесь, спросите вы? А все просто. Потому что я без дураков считаю ее одной из главных — и, что важнее, лучших игр 2020 года. Забагованные игры выходили всегда, и вряд ли в ближайшие годы их количество внезапно уменьшится. Да, и настолько забагованные игры тоже выходили. Но так уж получилось, что в случае с Cyberpunk 2077 эти самые баги мне не помешали наслаждаться самой игрой. Не сломали мне прохождение, не заставили ждать фанатских патчей и молиться, чтобы «ну вот на этот раз все сработало как надо».

Возможно, это индивидуальный случай. А может, и нет. Но дать игре шанс все-таки стоит. Может, не сейчас, а где-то в 2021 году, когда CP2077 основательно пропатчат. Возможно, тогда и для вас «Киберпанк» станет одной из лучших игр года. Пусть и не 2020-го.

Еще одна игра, которая после выхода моментально утонула в огромном количестве споров. Это все еще Doom или уже «Марио»? А какая часть лучше — эта или 2016 года? А почему игру не дают пройти с одним видом оружия?

Признаюсь честно — я во время прохождения просто кайфовал. Eternal относится к тому роду игр, где нужно найти правильный ритм, почувствовать течение и плыть вместе с ним — иначе никак. Поэтому я довольно легко принял новые правила: что патроны надо добывать из врагов, что Думгай теперь должен носиться по карте вдвое быстрее, иначе прикончат. Принял, понял и взял на вооружение. А потом просто плыл по течению, наслаждаясь кадрами шинковки противников в кровавый фарш.

И серьезно: боевка и правда может показаться перегруженной. Беготня за патронами вся эта, прыжки-пробежки, погоня за усиливающими врагов тотемами, добавление гранат и огнемета… иногда приходится включать голову и думать, что же именно пустить в ход. Склоняюсь к мысли о том, что именно необходимость думать так сильно расстроила многих игроков. Как же — игру 2016 года можно было пройти чисто на рефлексах, без «жонглирования» оружием (конечно же, оно было и там и тоже было важной частью геймплея, но об этом все почему-то резко забыли), а тут переключаться с любимого супердробовика надо, видите ли!

Лучшие игры 2020 года — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова - фото 4

Вся соль именно в том, что в Doom Eternal нет лишнего оружия, как нет и лишних гаджетов. В бою вам пригодится совершенно все, что есть у вас в арсенале — от бензопилы до огнемета. Причем в определенный момент начинаешь подмечать, что все действия совершаются уже будто бы на автопилоте.

Увидел определенного врага? Достал тот или иной ствол, сбил ему оружие или броню. Влетел в толпу мелких врагов с усиленным ударом, разрубил пополам арчвайла с помощью меча, затем притянулся с помощью крюка на супердробовике к какодемону — чтобы уйти из окружения и прикончить уже надоедливого «летчика». Затем закинуть криогранату и разрывную в центр вражеского скопления, достать пулемет и превратить в сыр оставшихся в живых противников. Думаете, это занимает много времени? Нет, конечно — на все про все у вас уйдет секунд десять. И в конце боя вы будете сидеть и садистски улыбаться. Потому что справились с очередным вызовом — сделали это быстро и красиво.

Так что да, для меня Doom Eternal — одна из лучших игр 2020 года. Злая, наказывающая за просчеты и очень адреналиновая, она вместе с тем дарит нереальное удовольствие от самих сражений. Если вы любите шутеры от первого лица, то пропускать нельзя ни в коем случае.

А вот и второй чит — игра, которую я уже упоминал в подборке за предыдущий год. Но официальный релиз состоялся в 2020-м, так что… почему бы и нет?

Тем более что Hades заслуживает каждого теплого слова в ее адрес. Она красивая, она очень круто звучит, она отлично играется и вообще просто замечательная. Плюс это, по-моему, единственная игра за 2020 год, вокруг которой не было ни одного скандала или чего-то подобного. Практически все крупные хиты минувшего года в них так или иначе замарались, а Hades умудрилась выйти из воды сухой.

Причем не просто выйти, а еще и стать одной из главных игр года. Не только по моему мнению, но и по мнению игроков и ряда игровых порталов. И это в год, когда вышли Cyberpunk 2077, Doom Eternal, The Last of Us: Part 2 и другие игры, которые должны были попросту размазать «очередной инди-рогалик» и не оставить от него ничего во время гонки за главную игру года. К счастью, «очередной инди-рогалик» смог привлечь внимание игроков, а те, в свою очередь, очень быстро разнесли весть о том, какая Hades крутая. И заслуженно.

Лучшие игры 2020 года — по мнению редактора «Канобу» Алексея Егорова - фото 5

Hades очень разнообразная и многогранная. Каждый забег — уникален, причем это касается не только оружия, с которым вы попытаетесь выбраться из Подземного царства, но и тех бонусов, с которыми вы это будете делать. Кто-то предпочитает лук с аспектом, дарующим самонаведение. Другим игрокам больше по нраву щит, позволяющий не только атаковать, но и защищаться. При желании вы сможете превратить Hades даже в подобие шутера с видом сверху, если возьмете с собой Экзагриф.

Каждое оружие здесь — со своими нюансами, подчас кардинально меняющими геймплей. То же относится и к аспектам — версиям — оружия, которые игровой процесс также меняют. Не понравился один аспект? Откройте другой и попробуйте его. Вполне возможно, что это будет именно то, что вы искали.

Конечно, по масштабу Hades сложно назвать большой игрой. Четыре локации, шесть видов оружия, не самый большой бестиарий — но этого хватает на то, чтобы подарить часов сто увлекательного геймплея, который к тому же идет в комплекте с хорошо написанными историями о разных обитателях Подземного мира. Да, эта игра не для всех — кто-то не любит «рогалики», кто-то вообще инди за игры не считает и играет только в ААА. Но если вам вдруг любопытно, за что игроки и пресса Hades так хвалят, то просто попробуйте.

Почетное упоминание: Genshin Impact и Arknights

Так уж случилось, что в мобильные игры я играю редко. Всякие гача-игры вроде Fate/Grand Order или там Azur Lane не требуют много времени, туда заходишь раз в день за чашкой утреннего чая, фармишь дейлики — и выходишь. Но обычно такого рода игры — не то, что станешь советовать другим. В 2020 году же вышло сразу две мобильные гача-игры, которые можно безо всяких шуток рекомендовать.

Первая — это Genshin Impact, которую я довольно подробно разбирал в рецензии, когда она вышла. Первая на моей памяти гача-игра, целящаяся в ААА-сегмент и выходящая не только на смартфонах, но и на PC и консолях.

Несмотря на то, что я ее забросил довольно быстро, не отметить «Геншин» в итогах года я не могу. Потому что, если забыть о всей моей неудачливости в рулетке с персонажами (из-за чего я собственно и перестал играть), претензий у меня минимум. Игра красивая и яркая, с простенькой, но рабочей боевой системой, а главное — в ней есть геймплей. Это одновременно и благословение, и проклятие. Если остальные мобильные игры, как я уже говорил, можно тыкать за чашкой чая с утра, то в Genshin Impact нужно именно что играть, чтобы выполнять дневные задачи.

Так что тут два варианта. Или вы считаете «Геншин» F2P-игрой с сессионной моделью распространения и играете иногда — когда выходит свежий контент, например. Или же вы играете в него как в другие гача-игры. То есть заходите каждый день, делаете дейлики — и так пока не надоест. Первый вариант больше подходит тем, кто играет в «Геншин» как в приключенческий экшен с открытым миром, второй же больше нацелен на тех игроков, чья цель — собрать как можно больше персонажей.

С Arknights же все немного сложнее. Это тоже гача, она тоже выполнена в анимешной стилистике, и я от нее ничего не ожидал… пока к своему изумлению не оказалось, что я втянулся. Хотя казалось бы — ну tower defense, ну с анимешными героями и механикой гачи. Что здесь может зацепить, правда?

Тут несколько моментов. Во-первых, авторы «Арки» не делают ставку на изрядно надоевший по другим играм фансервис: если вы сравните персонажей Arknights с героями той же F/GO, «Азурки» или там Granblue Fantasy, то очень сильно удивитесь. К примеру, здесь минимальное количество полуголых героинь, которые чуть ли не тыкают вам в лицо свою грудь (летние скины не в счет — они на то и скины). И нет, нельзя говорить что фансервиса здесь нет в принципе, просто по сравнению с другими играми его минимум.

Во-вторых, сам тон игры куда мрачнее, чем у других подобных проектов. Авторы не чураются убивать героев, с которыми игроки свыклись, разводить «серую мораль» и задавать вопросы в духе «а чем вы-то лучше тех, с кем сражаетесь?».

Ну и в-третьих, конечно, геймплей. Тут Arknights ухитряется быть одновременно верной трендам — то есть позволяет играть, ковыряясь в носу и делая дейлики за завтраком или во время рабочего совещания — и в то же время идти своей дорогой. Как я уже упоминал, по жанру это tower defense, то есть игра, где вы должны расставлять башни, чтобы враги не попали на вашу базу. В качестве «башен» здесь выступают разнообразные персонажи, причем у каждого своя роль, свой набор навыков и свои возможности. И тут есть два варианта того, как вы будете играть.

Вариант первый. Вы отключаете голову, полагаетесь исключительно на фанатские списки самых имбовых оперативников и пытаетесь брутфорсить уровни, просто давя врагов грубой силой. Это работает и считается вполне себе адекватным способом прохождения. В самом деле, зачем думать, если можно просто сказать «я поставил это на стол — я победил», правда?

Но есть и другой вариант, который позволяет проходить игру вообще кем угодно — даже персонажами, которые считаются слабыми. Нужно просто включить голову и начать разбираться в том, кто из героев что умеет, какая между персонажами может быть синергия и кто именно из оперативников лучше всего подойдет под данный конкретный случай. Некоторые игроки, к примеру, закрыли весь текущий сюжетный контент персонажами 3-4 звезд (читай — теми, которые практически у всех есть). И это круто, хотя иногда сильно бьет по самооценке. Сидишь такой, потеешь, пытаешься пройти набором откровенно «сломанных» персонажей — и видишь, как кто-то закрывает ту же карту набором героев, на которых ты бы скорее всего и не взглянул даже. Самооценку после такого приходится очень резко пересматривать.

Гача — она же рулетка с персонажами — в Arknights довольно мягкая, по сравнению с другими играми (и просто небо и земля, если сравнить с «Геншином»). Это не значит, конечно, что вы получите всех героев, которых хотите, по мановению волшебной палочки. Просто шансов на это в «Арке» у вас куда больше, чем в большинстве других подобных игр.

Приплюсуйте к этому приятный визуал, местами совершенно крышесносный саундтрек (это китайская мобильная игра, где есть песни на английском, японском, русском и на латыни — осознаете масштаб вообще?) и недурную историю, которая умудряется увлечь даже несмотря на обилие совершенно анимешных штампов. Я провел в ней уже целый год (почти — зарегистрировался в начале февраля 2020-го), и дропать пока что не собираюсь. Так что в каком-то смысле Arknights для меня — главная находка 2020 года. И это, знаете ли, крайне неожиданный результат.

Читай нас