Лучшие фильмы по мифологии
Видеоверсия:
«Битва титанов» (Clash of the Titans), 1981 г.
В материале про лучшие фильмы о пиратах я уже рассказывал о гении Рэя Харрихаузена и трех фильмах о Синдбаде-мореходе, до сих пор блистающих бессмертными stop motion-спецэффектами. Но помимо трилогии по арабским сказкам Харрихаузен участвовал и в создании двух фильмов по греческим мифам, из которых один важен для истории мирового кинематографа, а другой до сих пор — отличное развлекательное кино.
«Битва титанов» — довольно точная интерпретация мифа о Персее, сыне Зевса, победившем Медузу-горгону и спасшем эфиопскую принцессу Андромеду от морского чудовища. У фильма на удивление сложная сюжетная структура, в которой участвуют и боги, и смертные (и полусмертные) герои, и последние представители древней расы титанов — в просторечии монстры.
Хотя в роли Зевса тут халтурит сам Лоренс Оливье, а Афродиту изображает постаревшая первая девушка Бонда Урсула Андресс, в главных ролях Персея и Андромеды заняты абсолютно неизвестные актеры. Продюсеры фильмов Харрихаузена поступали так сознательно — во-первых, чтобы у Харрихаузена был больший бюджет для работы со спецэффектами (на актеров тратили суровый минимум), во-вторых, чтобы звезды в главных ролях не отвлекали от этих самых спецэффектов, главного аттракциона фильма.
В отличие от компьютерной графики, физические спецэффекты не стареют и не отвлекают от происходящего — наоборот, с годами их эффект только усиливается, как усиливался эффект самих мифов и сказок, переходящих из культуры в культуру. На фоне всего того компьютерного мыла, что нам показывают в современных блокбастеров, вручную сработанные боевые сцены Харрихаузена — это настоящее искусство, где важен и сам дизайн фигурок, и хореография поединков, и характерная только для этого человека, мгновенно узнаваемая манера движений бойцов.
Хотя в «Синдбадах» встречаются потрясающие битвы чудовищ (например, дракон против циклопа), а «Ясон и аргонавты» произвел революцию в мире спецэффектов, на мой взгляд, именно «Битва титанов» — величайший труд Харрихаузена.
Весь фильм задуман и снят ради двух сцен — битвы Персея с Медузой и сражения с морским чудовищем, которое в фильме для ясности называют Кракеном. По сюжету Персею нужно завладеть головой Медузы для победы над Кракеном, он получает экипировку и маунта (Пегаса), собирает команду и идет в рейд на Медузу в греческий загробный мир.
Поединок с Медузой вам обязательно надо посмотреть целиком:
«Битва титанов» вышла существенно позднее основных фильмов Рэя Харрихаузена — к началу 80-х маэстро занимался stop motion-спецэффектами свыше 30 лет и достиг технических высот, благодаря которым Clash of the Titans выделяется даже на фоне всего остального его творчества. Из простенькой, казалось бы, сцены битвы с Горгоной Харрихаузен сделал настоящую фантасмагорию с двухголовыми собаками и гигантскими скорпионами, настоящий шедевр не только ремесла создания спецэффектов, но и вообще кино, поспорить с которым может ровно один фильм — оригинальный «Кинг Конг».
Один из героев фильма «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар» говорит, что Clash of the Titans «не выдержал испытания временем». Это полная ерунда, Рэндэлл! «Битва титанов» в 2018 году смотрится так же лихо, как и в год выхода фильма, бессмертные эффекты Харрихаузена поддерживают самую честную и подробную адаптацию греческого мифа в истории кино (не взирая на Кракена).
Именно мифологичность, общеизвестность происходящего делают концовку оригинальной «Битвы» такой трогательной. Много вы знаете фильмов, где в честь героев называют созвездия?
О том, как трудно нарезать из истории о Персее и других греческих мифов нормальный фильм, свидетельствуют бездарный ремейк «Битвы титанов» 2010 года и его еще более отвратительный сиквел «Гнев титанов» 2012 года. Оба фильма оказались такими провальными, что третью часть, «Месть титанов», просто не стали снимать.
«Ясон и аргонавты» (Jason and the Argonauts), 1963 г.
Jason and the Argonauts — образцовый, хрестоматийный «фильм Рэя Харрихаузена». Никому не известные актеры, режиссер и сценарист, первый попавшийся под руку миф в качестве основы… и — спецэффекты с кукольной, снимающейся по одному кадру за раз анимацией, в 1963 году потрясшие зрителей так, как до этого их потрясал только падающий с Эмпайр-стейт-билдинг Кинг Конг.
Как и оригинальный миф, «Ясон и аргонавты» — очень простая история в жанре men on a mission. Крутой герой (Ясон) собирает банду из чуть менее крутых характерных актеров (аргонавты), чтобы выполнить самоубийственное задание (добыть у колхидцев Золотое Руно) для безумного тирана (Пелий).
В ходе выполнения задания партнеры Ясона либо выбывают из команды (Геркулес), либо гибнут в схватках с гигантским бронзовым роботом и Лернейской гидрой.
Но, несмотря на монументальность этих сцен, всю мировую поп-культуру перевернула последняя в фильме боевая сцена, в которой Ясон и последние уцелевшие аргонавты сражаются с семеркой скелетов, проросших из зубов Гидры. Без этой сцены не было бы ни Golden Axe, ни Prince of Persia, ни Dark Souls — да и где еще в играх, фильмах, сериалах и комиксах нам не встречались эти устрашающе-жизнерадостные скелетоны!
На «Оскарах» в 1992 году, вручая Харрихаузену статуэтку за достижения всей жизни, Том Хэнкс заявил:
Кто-то говорит — «Касабланка», кто-то — «Гражданин Кейн». Но я считаю, что «Ясон и аргонавты» — величайший из когда-либо снятых фильмов.
Я не совсем согласен с Томом — та же «Битва титанов» мне кажется более совершенным жанровым кино, но в «Аргонавтах» привлекает простейшая сюжетная структура, ведущая нас от одной сцены с незабываемыми спецэффектами к другой. В этом плане фильм действительно гораздо лучше, чем скучнейший и переоцененный «Гражданин Кейн» или крайне неровная и прерывающая на идиотской получасовой флэшбэк «Касабланка».
«Геркулес» (Hercules), 1997 г.
Фильмов уровня «Битвы титанов» и «Ясона и аргонавтов» больше нет, но я рекомендую вам пересмотреть очень неплохой диснеевский мульт по мотивам мифов о Геракле. Главное тут — очень нестандартная актерская работа Джеймса Вудса в роли главного злодея Аида.
Большинства реплик Аида не было в сценарии — их сымпровизировал сам Вудс, придумав универсальный образ «продавца подержанных автомобилей или голливудского агента». Из-за того, что Вудс говорит так быстро и так много, его героя было нечеловечески сложно анимировать — на 1 секунду с Аидом уходило 2 недели работы. Само собой, оценить все это можно только в оригинале.
В остальном это совершенно стандартный диснеевский мультфильм второй половины 90-х, когда под один и тот же сюжет с песнями и смешными животными ложились и арабские сказки, и Шекспир, и греческие мифы. «Геркулес» не дотягивает до эталонного «Аладдина» — но, на мой взгляд, легко уделывает невыносимо-сентиментальный «Король Лев».
«Подвиги Геракла» (The Labours of Hercules) в сериале Agatha Christie’s Poirot («Пуаро»), 2013 г.
Помимо полнометражного кино и мультфильма в плане адаптаций мифологии можно посоветовать один телевизионный фильм. Агата Кристи назвала своего знаменитого сыщика Эркюля Пуаро в честь Геракла (Hercule) — и воспользовалась этим, чтобы выпустить сборник, в котором каждая история соответствуют тому или иному подвигу из оригинальных мифов.
В эпизод британского сериала с Дэвидом Суше в роли Пуаро вошли адаптации «Керинейской лани», «Эриманфского вепря», «Стимфалийской птицы», «Пояса Ипполиты» и «Укрощения Цербера». Хотя к оригинальным мифам эти детективные сюжеты привязаны крайне условно, перед нами прекрасный образчик раннего постмодернизма — в 1947 году гениальная Кристи переосмыслила греческие мифы так, как в наше время ее с Конан Дойлом творчество переосмысливают сценаристы британских и американских сериалов (название рассказа сохраняется, все остальное отправляется за борт).
Достойны упоминания:
«Бандиты времени» (Time Bandits), 1981 г.
В культовом (хоть и далеко не лучшем) фильме Терри Гиллиама 11-летний мальчик в компании шестерых карликов успевает навестить Древнюю Грецию, встретиться с Агамемноном (Шон Коннери) и помочь ему убить минотавра.
«Боги Египта» (Gods of Egypt), 2016 г.
Провалившаяся в прокате и у критиков, но небезыинтересная в художественном отношении адаптация египетской мифологии от очень талантливого режиссера и сценариста Алекса Пройаса. Боги здесь — огромные мутанты с лицами Джерарда Батлера и Николая Костера-Вальдау, преспокойно живущие среди смертных (и почему-то исключительно белых) египтян.
«Вальхалла: Сага о викинге» (Valhalla Rising), 2009 г.
Очень кровавая и невыносимо-претенциозная (как всегда у Николаса Виндинга Рефна), но все-таки заслуживающая просмотра история путешествия одноглазого северянина с группой крестоносцев по неоткрытой Северной Америке, в которой намешаны сразу все мифологии и представления о загробной жизни.
«Минотавр» (Minotaur), 2006 г.
Британский жанровый режиссер Джонатан Инглиш, более известный по рыцарскому боевику Ironclad, экранизировал миф о Тесее, Афине и Минотавре в виде чистого хоррора с Томом Харди в главной роли. Древним грекам, я думаю, очень понравилось бы.
«Тринадцатый воин» (The 13th Warrior), 1999 г.
И фильм Джона Мактирнана, и оригинальный роман Майкла Крайтона — замаскированные адаптации англосаксонского эпоса «Беовульф». В художественном отношении и фильм, и книга дадут сто очков форы бездарнейшему мультфильму «Беовульф» Земекиса по сценарию Нила Геймана, а помимо собственно поэмы там исследуются и более древние корни преданий о поединках великих воинов с ужасными чудовищами.
«Моя прекрасная леди» (My Fair Lady), 1964 г.
Прекрасный фильм на основе бродвейского мюзикла, поставленного по британской пьесе «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу. Пьеса в свою очередь основана на древнегреческом мифе о скульпторе, влюбившемся в вырезанную им из слоновой кости девушку Галатею. У Шоу дело происходит в Лондоне конца 19 века, роль Пигмалиона исполняет преподаватель фонетики, на спор решивший научить обычную цветочницу говорить с акцентом высших слоев британского общества. Роль девушки-кокни Элизы Дулиттл сыграла Одри Хепберн.
«Принцесса Мононоке» (Princess Mononoke), 1997 г.
Лучший, на мой взгляд, мультфильм Хаяо Миядзаки, где под видом очень крутой истории о юном принце и волшебном лесе исследуется столкновение культур из трех японских эпох (помимо очевидного противостояния природы и индустриального общества).