Лучшие фильмы киновселенной Marvel по мнению редакции «Канобу»
«Стражи Галактики» — это главный и самый успешный эксперимент Marvel Studios. Решив снять фильм про персонажей, чья популярность заметно угасла среди фанатов комиксов, студия вернула героев на первый план, по сути подарив им вторую жизнь.
Первые «Стражи Галактики» вышли практически авторским фильмом Джеймса Ганна, поставившим новую планку качества для проектов киновселенной. А еще это самый смешной фильм Marvel, потому что Ганн смог построить идеальное взаимодействие сумбурной команды из двух пришельцев, говорящего енота, человека и живого дерева. Лет десять назад люди крутили бы пальцем у виска, если бы им рассказали, что фильм об этих героях может стать одним из самых кассовых фильмов 2014 года. Но они смогли и доказали, что Marvel Studios способна выводить на первый план самых неожиданных персонажей.
А еще «Стражи Галактики» открыли дорогу к изучению космоса. Это и новые планеты, куда может отправиться зритель с помощью фильмов Marvel, и новые союзники Мстителей, и, конечно же, новые враги, которые могут стать угрозой не только для Земли, но и для всей Галактики.
4. «Мстители: Война бесконечности» (Avengers: Infinity War), 2018
Александр Трофимов
Промо-кампания не слишком старалась это объяснить, но «Война Бесконечности» — это вообще-то лишь половина дилогии. Изначально она и называлась «Война Бесконечности. Часть 1», но потом студия либо струсила, что зрители не пойдут на половину фильма, либо решила, что и так все будет ясно. Продолжение выйдет лишь через год. Но нельзя сказать, что это неполноценный фильм — у него есть своя четкая сюжетная линия, которая приходит к яркому финалу. Продолжение, конечно, напрашивается, но это уже немного другая история — эта закончена и вышла действительно впечатляющей. Поэтому сильно ругать Marvel за введение в заблуждение желания нет — после выхода из зала ощущения оборванности на середине, как после какого-нибудь «Гоголь. Начало», нет.
Студия часто дразнила тем, что их очередной фильм будет очень мрачным, вставляла депрессивную музыку и грустные моменты в трейлеры, но сам фильм оказывался совершенно не таким (привет, «Железный человек 3» и «Эра Альтрона»).
Несмотря на то, что в этом фильме сводят вместе больше знакомых персонажей, чем в любой картине до этого (не только ленте Marvel, а вообще в любой), главным героем студия решает сделать злодея. Видимо, чтобы Мстители не ссорились за то, кто тут протагонист, ведущую роль отдают антагонисту. Это его история — и этот ход тоже срабатывает на ура, хотя он и чертовски рисковый. У Таноса полчаса экранного времени, больше чем у любого из героев — у них 20, 15, 10 и меньше минут. Это может пугать, но в данном случае это было полностью оправдано и работает на историю.
Танос действительно вышел потрясающим — теперь я вынужден признать это окончательно. Он выходит на сцену киновселенной, просидев 6 лет на троне и не сделав ни черта. Став фиолетовым компьютерным мемом в глазах фанатов, он выходит и затмевает собой всех героев, которые имели 10 лет, чтобы влюбить в себя зрителей — и вовсе не потому, что их просто хуже прописали. Это феноменально.
Если первый фильм про Капитана Америка был наивной и патриотичной историей о становлении героя, то сиквел был снят в духе современных комиксов о Стиве Роджерсе (в частности, вдохновлен серией Эда Брубейкера), где он предстает не в виде супергероя, а в качестве суперагента, готового на задания, которые простым агентам ЩИТ не по плечу.
И «Другая война» выполнена в том же стиле. Это полноценный шпионский триллер, вписанный в супергеройский сеттинг: двойные агенты, секретные организации, существующие внутри секретных организаций, спецоперации, система контроля за деятельностью всех людей, в частности, обладающих суперспособностями — все это и многое другое выглядело удивительно необычно и заметно контрастировало с предыдущими проектами Marvel Studios.
Неудивительно, что студия, увидев отклик фанатов на «Другую войну» позволила режиссерам Энтони и Джо Руссо снять впоследствии главный кроссовер киновселенной Marvel — фильм «Мстители: Война Бесконечности».
А еще «Другая война» впервые перезагружает киновселенную Marvel, лишая ее вездесущей организации ЩИТ. А это означает, что планета лишается надзора, что ведет как к новым героям, появившимся без ведома ЩИТ, так и к новым угрозам, пресечь которые будет некому, кроме Мстителей.
С этого фильма в 2008 году началась киновселенная Marvel, и лично для меня эта картина до сих пор остается лучшей среди всех снятых Marvel Studios. Отличный каст, простой, не перегружающий зрителя сюжет, злодей с адекватной мотивацией, и, самое главное, хорошо прописанная история происхождения героя.
Тони Старк в «Железном человеке» не идеальный герой, не пример для подражания, а простой человек со своими проблемами и недостатками (например, алкоголизм и эго). «Железный человек» был максимально самостоятельным фильмом. В нем, конечно, есть несколько мостиков на будущее (в частности, камео Ника Фьюри), но при этом картина не воспринимается как часть чего-то большего. И это огромный плюс.
Новые фильмы Marvel Studios сложно смотреть без контекста, а «Железный человек» до сих пор остается идеальной точкой вхождения в киновселенную. Отдельно стоит отметить, что этот фильм перезагрузил карьеру Роберта Дауни-мл., сделав его суперзвездой.
Сегодня Роберт — главный актер киновселенной, на гонорары которого можно было снять целый фильм, но тогда в 2008 году он оказался идеальным попаданием в образ Тони Старка. И вот уже 11 лет актер не может расстаться с этим образом. И, честно говоря, не хотелось бы, чтобы он все-таки сумел расстаться с Тони.
1. «Мстители» (The Avengers), 2012
Александр Башкиров
Гений Уидона — в его умении очеловечивать супергероев, показывать их несовершенными, живыми людьми с массой недостатков. В самый критический момент эти недостатки все-таки задвигаются на второй план благородством, смелостью и прочими положительными качествами героев…, но именно что — в самый последний момент!
Это проявилось еще в сериале «Баффи» и получило развитие в других сериалах Уидона (скажем, в «Ангеле») и его комиксах, написанных для Marvel. Капитан Америка, в одиночестве молотящий боксерскую грушу… Тони Старк, в ужасе закрывающий глаза перед лицом неминуемой гибели. Пресловутая «шаверма после работы».
Все это мог придумать, написать и снять только Джосс Уидон. Полная невзрачность дальнейших командных фильмов (как у Marvel, так и у DC) только доказывает, насколько трудно так непринужденно сделать один из самых дорогих в мире фильмов с самыми популярными в мире актерами в роли самых популярных в мире героев.
Marvel не вмешивалась в процесс написания сценария, наметив Уидону лишь узловые точки (герои встречаются, дерутся, навешивают злодеям). Поэтому «Мстители» — первый и последний командный супергеройский фильм, сценарий к которому не писался комитетом с рекомендациями от продюсеров и маркетингового отдела, это не tie-in к другим фильмам, комиксам, игрушкам и видеоиграм, а самостоятельное кино.
Структурно «Мстители» соответствуют личным вкусам и предпочтениям Уидона — перед нами классический боевик в традиции 80-х, грандиозную экшен-сцену в конце которого надо ждать, следя за постепенным развитием характеров. Предпочтения Уидона совпали со зрительскими (что в творчестве этого режиссера и сценариста бывает довольно редко) как в США, так и за рубежом, и «Мстители» собрали полтора миллиарда долларов.
The Avengers построены по тем же принципам, что и «Чужие» или «Дорожный воин», Уидон четко представлял себе общую драматургическую картину и конечный для зрителя эффект, которых хотел добиться. Он не ставил себе задачей равномерно загрузить фильм ничем не выделяющимися экшен-сценами, как это делают братья Руссо. Уидон хотел снять настоящее war movie, военный фильм с участием супергероев, в своем уникальном динамичном стиле, который он начал оттачивать в «Баффи» и раскрыл на всю катушку только в полнометражном «Серенити».
И эта последняя сцена битвы за Нью-Йорк — единственный боевой эпизод в истории фильмов Marvel, где у зрителя действительно перехватывает дыхание. Главное тут — не спецэффекты и не хореография драк, а индивидуальные действия героев, финальная стадия раскрытия характеров через поступки, где все решено совершенно гениально, от Кэпа, бросающегося на гранату, до Халка и Тора, дерущихся плечом к плечу.
За возможным исключением бертоновских «Бэтменов», «Мстители» — лучший фильм по комиксам, который сам по себе стоит всей остальной вселенной Marvel. Ради «Мстителей» все это действительно стоило создавать, чтобы эти актеры в ролях этих персонажей могли встретиться на одном экране в этом сценарии этого режиссера.
Подборку худших фильмов по мнению редакции «Канобу» вы можете увидеть здесь. А какой фильм MCU больше всего любите вы?
странный топ:)