Лучшие фильмы и сериалы про Землю без людей

Пандемия COVID-19 положительно сказалась на экологии — от отсутствия смога в Лос-Анджелесе до пресловутых дельфинов в каналах Венеции. В связи с этим мы решили вспомнить лучшие фильмы и телевизионные шоу, в которых показано, на что походила бы наша планета, если бы некий катаклизм выкосил большую часть (или все) человечества. А какие фильмы и сериалы на эту тему вспомните вы? Делитесь в комментариях.
Пандемия COVID-19 положительно сказалась на экологии — от отсутствия смога в Лос-Анджелесе до пресловутых дельфинов в каналах Венеции. В связи с этим мы решили вспомнить лучшие фильмы и телевизионные шоу, в которых показано, на что походила бы наша планета, если бы некий катаклизм выкосил большую часть (или все) человечества. А какие фильмы и сериалы на эту тему вспомните вы? Делитесь в комментариях.

«28 дней спустя» (28 Days Later), 2002

Самый, пожалуй, известный фрагмент такого рода — открывающая сцена зомби-фильма Дэнни Бойла по сценарию Алекса Гарлэнда. Киллиан Мерфи приходит в себя в пустой больнице, а потом добрые пять минут бродит по вымершему Лондону (что в 2002 году казалось чистейшей фантастикой).

Удивительные (на то время) виды опустевшего Вестминстерского моста и площади Пикадилли удалось снять каким-то чудом, урывками по 15 минут, перекрывая улицы на восходе солнца в воскресенье. Само собой, теперь такой зомби-фильм можно снять в практически любом городе на айфон.

Сцену продают как удивительный саундтрек Джона Мерфи и мастерская режиссура Бойла, так и потрясающая операторская работа Энтони Мэнтла, выдающего рассветную цветовую гамму и незабываемые виды города с простеньким камкордером. Весь остальной фильм получился куда хуже как по визуальному ряду, так и по сценарию — но все равно вызвал к жизни ту волну интереса к зомби (хоть быстрым, хоть медленным), что не стихает до сих пор… 18 лет спустя.

«Я — легенда» (Iʼm Legend), 2007

Третья (и на мой взгляд, самая удачная) экранизация гениального короткого романа (или длинной повести) Ричарда Мэтисона. Проект писался в конце девяностых под Арнольда Шварценнегера, но вышел в нулевых с Уиллом Смитом в главной роли.

Классный сценарий Марка Протосевича, переосмыслившего все моменты довольно-таки наивной книги, практически без изменений прошел через 10 лет производственного ада. И был более чем достойно воплощен на экране крайне неодооцененным режиссером Фрэнсисом Лоуренсом, автором превосходного «Константина» (и, к сожалению, сиквелов «Голодных игр»). Самый слабый момент фильма — измененная по сравнению и со сценарием, и с книгой концовка.

Cюжет, я думаю, никому пересказывать не нужно: главный герой считает себя последним выжившим человеком в мире, где на смену людям пришла новая раса вампиров. Днем они спят, а ночами выходят на охоту за персонажем. Он, в свою очередь, развлекается тем, что убивает спящих монстров, не понимая, что сам давным-давно стал для них древним чудовищем, которое нужно уничтожить во что бы то ни стало.

В отличие от предыдущей версии, известного фильма The Omega Man с Чарлтоном Хестоном, вирусолог Уилла Смита не отсиживается дома, совершая короткие вылазки. Он живет полной жизнью — машина, собака, автомат, распугивание оленей… Картины вымершего Манхэттена в 2007 году опять-таки казались чистой фантастикой.

«Парень и его пес» (A Boy and His Dog), 1975

Лучшие фильмы и сериалы про Землю без людей

Экранизация лучшей повести американского фантаста Харлана Эллисона рассказывает о мире после ядерной войны, по которому бродят 18-летний подросток Вик и его собака-телепат Блад. Жизнь на поверхности не сохранилась, только под землей, в бункерах и засыпанных небоскребах. Цель у героев необычная: они ищут женщину, которую Вик мог бы изнасиловать.

Фильм получился превосходный, что бы там ни говорил сам Эллисон, ничего не понимающий ни в кино, ни в телевидении. Поставил его Джастас Эллис Маккуин, актер второго плана из вестернов Сэмы Пекинпы, он же вместе с Эллисоном перерабатывал забавную, но куцую повесть в полноценный сценарий. В картине (которой серия Fallout обязана не меньше, чем «Безумным Максам») прекрасны все 3 акта, но нас сейчас интересует первый, до того, как герои приходят в поселение и идут смотреть порно в местный кинотеатр.

Скитания Вика и Блада по постапокалиптическим США превосходно сняты и написаны даже в сравнении с лучшими образчиками жанра. Они могут поспорить с тихими моментами и The Road Warrior, и The Last of Us. В наше время фильм преступно забыт, но вам обязательно нужно его посмотреть — хотя бы из-за концовки и актерской работы совсем еще юного Дона Джонсона.

«Последний человек на Земле» (The Last Man on Earth), 2015-2018

Лучшие фильмы и сериалы про Землю без людей

Редкий для жанра удачный комедийный вариант выживания от гениальных Фила Лорда и Кристофера Миллера («Лего. Фильм», «Человек-паук: через вселенные», первые 15 минут «Хана Соло»). В оригинале название более двусмысленное — подразумевается, что главный герой, простой 40-летний американец Фил Миллер (Уилл Форте из Saturday Night Live) не только последний человек на земле… но, что куда более важно, последний мужчина.

Последнюю выжившую женщину герой находит довольно быстро, первые две серии посвящены их попыткам наладить отношения. Но далее актерский состав начинает расти. За 4 сезона шоу скатилось в обычную выживальщину с каннибалами и атомными взрывами, и его быстро стало невозможно смотреть. Но первые эпизоды, в которых герои обсуждают и воплощают в жизнь «миссию» по полному заселению Земли своими потомками — лучшее, что только было снято и написано в жанре постапокалиптика в юмористическом (и местами — крайне драматичном) ключе.

Само собой, как только к ним присоединяются другие выживальцы (неважно, какого пола), шутка перестает работать. Кстати: действие 1 сезона происходит в конце 2020 года, когда все человечество вымерло от пандемии неизвестного вируса.

«Оставленные» (The Leftovers), 2014-2017

Лучшие фильмы и сериалы про Землю без людей

Если брать в расчет глобальный концепт сериала, а не его составляющие, «Оставленные» — самое реалистичное шоу о стертых с лица Земли людях. Сериал не эксплуатирует идею истребления всего человечества сразу, но показывает, что даже небольшое число исчезнувших способно потрясти коллективное сознание. Всего 2% — смешная цифра на пальцах, гигантская в масштабах человечества.

Шоураннер Деймон Линделоф снова прибегает к приему омрачения нейминга, как однажды уже сделал с «Остаться в живых» (в оригинале Lost — «Потерянные», которых в России официально переиначили в «Остаться в живых», чтобы тайтл не звучал слишком безысходно). The Leftovers буквально переводится как «Остатки» — так Линделоф охарактеризовывает 98% оставшегося на Земле населения, соболезнуя не столько ушедшим, но тем, кого покинули.

«Оставленные» показывают не то антиутопию, не то мистическую фантастику, полную психологизма и магического реализма. Шоу исследует зависимость человека от человека, нашу привязку к социуму и проверяет на прочность защитные механизмы в случае утраты на примере нескольких семей, чьи родственники «отбыли». И пока все смежные по тематике произведения фантазируют на тему зомби и апокалипсиса, «Оставленные» показывается, наверное, худший исход из возможных — новую Великую Депрессию, но уже далеко не экономическую.

Егор Парфененков

«Мстители: Финал» (Avengers: Endgame), 2019

Лучшие фильмы и сериалы про Землю без людей

Лучшая часть этого прекрасного фильма по комиксам — это его начало, где нам показывают Землю, уже кое-как адаптировавшуюся к исчезновению ровно половины населения. Последствия щелчка Таноса сняты в необычной для киновселенной Marvel (хоть и стандартной для ранних братьев Руссо) псевдо-документальной манере камерного инди-фильма. Это только усиливает ощущение реальности происходящего и невосполнимости потери… которую, конечно же, за оставшиеся 2 акта фильма супергерои всем восполнят.

Модель The Leftovers, которую выше так хвалит Егор, действительно более действенна и реалистична, чем тотальное вымирание. Ведь в случае с классическим апокалиптиком понятно, что у создателей не хватит духу оставить героя единственным выжившим существом. Что это все надувательство, затяжка времени перед тем, как в сюжет введут и прекрасную незнакомку (конечно, внешность последней выжившей на Земле женщины имеет огромное значение!), и недругов-мародеров. Пусть герой переживает и терзается экзистенциальным кризисом последнего человека. Мы-то с вами знаем, что это не так.

В случае «минусования» части населения мы оказываемся в равном положении с оставшимися. Страшнее потери каждого 2 близкого человека может быть только мысль, что их всех могут так или иначе вернуть… и придется отвечать перед ушедшими за соедянное после их ухода.

Отложить
Хотите скрыть партнерские блоки?Войдите или Зарегистрируйтесь