Окончательные списки: прощальный взгляд на 2014
Я предлагаю вам еще раз прогуляться вдоль полок с самыми отборными деликатесами прошедшего года и убедиться, что вы не упустили ничего важного.
И начнем как раз с пересмотра моего главного топа. 5 фильмов, которые я посмотрел с того момента, нужно включить в этот топ, а еще 5, соответственно, выкинуть. Кроме того, за это время я переоценил некоторые ленты и решил изменить еще и порядок картин в топе.
Недолго думая, я убрал из топа экшен фильмы («Грань будущего», «Стражи Галактики»). Не сочтите меня снобом, я люблю развлекательное кино, регулярно пересматриваю все комикс-муви, «Звездные войны», всех «Терминаторов» и «Чужих», «Я, робот» и «Трансформеров» (ненавижу и пересматриваю).
Составляя топ в декабре я подумал, что в него нужно включить лучший экшен года, поэтому я развесил по местам «Стражей», «Дракона», «Грань» и «Рейд 2». Но сейчас я понял, что несмотря на то, что это действительно отличные представители жанра, я не хочу оставлять их всех в топе. Они не подействовали на меня так же как драмы, и глупо притворяться, что я буду ценить их так же. Экшен легко смотрится, но прикипеть к нему душой действительно сложно.
Итак, мои двадцатки:
Старый топ:
- Бердман
- Выживут Только Любовники
- Исчезнувшая
- Тропы
- Одержимость
- Рейд 2
- Отель Гранд Будапешт
- Обыкновенное сердце
- Враг
- Фрэнк
- Отрочество
- Лок
- Как приручить дракона 2
- Побудь в моей шкуре
- Конгресс
- Патруль времени
- Грань будущего
- Стражи Галактики
- Короткий срок 12
- Нимфоманка
Новый топ:
- Бердман
- Исчезнувшая
- Выживут только любовники
- Одержимость
- Охотник на лис
- Тропы
- Ида
- Стрингер
- Венера в мехах
- Отель Гранд Будапешт
- Побудь в моей шкуре
- Обыкновенное сердце
- Как приручить дракона 2
- Рейд 2
- Лок
- Враг
- Нимфоманка
- Фрэнк
- Отрочество
- Боже, помоги девушке
Возможно, вы помните видеоролик с нарезкой лучших фильмов 2014, который я оставлял под статьей с киноитогами. Как раз в нем я увидел кадры из нескольких фильмов, которые крайне меня заинтересовали своей синематографией, такая она была живая и объемная.
Одним из этих фильмов был донельзя хипстерский на вид — «Боже, помоги девушке» с Эмили Браунинг в главной роли. Фильм оказался действительно очень теплым, насквозь пропитанным тем самым ощущением жизни, молодости и свободы, которого так часто не хватает и в жизни, и в кино.
Я не стану советовать его всем, но это по-настоящему трогательная история анорексички, которая сбегает от реальности в музыку, сначала в чужую, потом — в свою. Она пытается создать собственную группу, найдя пару единомышленников. Это мир глазами подростков — не тупых комков похоти, невыносимости и тупоумия, трахающих пироги, а скорее сгустков чистого света, романтиков, умиляющих не меньше, чем котенок Гав своим «Ну ведь они же ждут».
И это мюзикл. Самый естественный из всех, что я видел. Люди начинают ни с того ни с сего петь и это не ощущается ни нелепо, ни натужно. Наверное, все из-за сюровой атмосферы всей истории.
«Венера в мехах», еще один новый фильм в топе, это фильм Романа Полански, камерная кинопьеса на двух актеров, одна из которых — его жена. История интересная: театральный режиссер устраивает пробы на главную женскую роль в своей пьесе «Венера в мехах» по роману Мазоха, того самого. В опустевший театр заявляется опоздавшая актриса и просить все же прослушать ее. Режиссер колеблется: ведет она себя как абсолютная хабалка — на Венеру не похожа. Она все же уговаривает его, переодевается и — о, чудо — полностью перевоплощается в аристократичную героиню пьесы. Режиссер, пораженный метаморфозой, теряет дар речи, а актриса тем временем вовлекает его все глубже в пьесу, пока грань между персонажем и ими самими не стирается окончательно.
Восхитительная работа маэстро. Можно смотреть вместе с «Бердманом», сравнивая кардинально разные подходы к показу театра. Фильм Иньярриту, если помните, я назвал пьесой наизнанку как раз потому, что он взаимодействует со зрителем абсолютно не так, как это желает театр, а вот фильм Полански как раз сохраняет природу и приемы пьесы, ее камерность и стерильность, изолированность происходящего.
Синематография
Пересмотром старого топа все не ограничится, я решил добавить и еще несколько списков, которых не было в декабрьских киноитогах, например, синематографию.
Этот параметр становится для меня со временем все более важным. Все сложнее мне становится смотреть фильмы, снятые убийственно скучно, мертво, стандартно. Все эти общие планы без какой либо яркой композиционной и цветовой фигуры, утомительный театр одних и тех же плавающих голов, снятых со штатива, ни одного запоминающегося, живого кадра за весь фильм – в большинство режиссеров и операторов хочется швыряться стульями, чтобы они оторвали жопу от стула и посмотрели на свою сцену, подумали хоть немного, как в ней должна двигаться камера, чтобы максимально обогатить действие смыслами, акцентами, глубиной. Посмотрите «Бердмана» или «Дитя человеческое», а потом — любой другой фильм, и станет понятно, о чем я говорю.
Безусловно приятно, что российский фильм, попавший в этом году на «Оскар», в этом плане безупречен. Там синематография очень выверенная и вдумчивая, все неслучайно, все работает на историю. Подбор локации, выбор угла съемки и скорости движения камеры, длина дубля – все выверено великолепно. Холодные пейзажи, равнодушный прибой, вся эти сине-серая природа, ни одного лишнего цвета в кадре, а в доме — все сплошь в теплых тонах, даже тот же самый солнечный свет, что мы видели на улице как холодный, лишь в доме обретает теплоту, доброту даже. Интерьер весь выдержанный в теплых оттенках, никакого бардака в кадре, все в одной гамме, прекрасная композиция, контраст «внутри/снаружи», короче — молодцы. Если бы еще сценарий не был таким прямолинейным и грубым, если бы вся эта красота рассказывала бы историю потоньше и поживее, а не некий гротескный эпос, выговаривающий все зрителю прямо в лоб.
Так вот, фильмы, с уникальным, живым визуальным языком я хочу выделить отдельно. Даже если со всем остальным у фильма проблемы, я их запомню надолго.
Только не подумайте, что я хвалю их за «красивую картинку», это не спец.эффекты и не банальные «открыточные» пейзажи (да, я на тебя смотрю, Джексон). Синематография — это умение нарисовать движениями камеры самодостаточный смысловой слой, и это очень непросто, поэтому я хотел бы обратить ваше внимание на эти фильмы. Надеюсь, вы хотя бы пролистаете их на предмет визуального нарратива.
- Бердман
- Выживут только любовники
- Побудь в моей шкуре
- Отель Гранд Будапешт
- Ида
- Нимфоманка
- Левиафан
- Тропы
- Исчезнувшая
- Боже, помоги девушке
«Ида» — польская драма о девушке, выросшей в монастыре, которой мать-настоятельница наказывает перед постригом найти свою единственную родственницу и уладить все мирские дела.
Фильм потрясающе красиво снят, черно-белая пленка, удивительно цельные и фактурные рисунки светотени, композиция, которая, наконец-то проступает явственно в каждом кадре и помогает выстроить сцену. Благородная синематография, в которой чувствуется не просто талант — порода, кровь классики прошлого века.
Сама по себе мрачная история подана на удивление без перегибов, давления на слезные железы и криков «Ах, Освенцим», «Ах, война». Лента, как и герои, очень спокойна, молчалива и сдержанна. Обе героини великолепно проработаны и отлично противопоставлены друг другу: смиренная Ида и железная тетка-прокурор с дьяволинкой.
Я не случайно упоминал, что «Ида» отберет «Оскар» у Левиафана — фильмы близкие по теме и атмосфере, но «Ида» не душит безысходностью, не давит на грудь, и ее история куда более многогранна чем двухпалубная баржа говна в «Левиафане»: один слой прямой наводкой показывающий, что вот такая у нас страна, государство и народ, второй — а вот еще государство — это типа такое библейское огромное неостановимое чудище. Окей.
А ведь могло быть так красиво: кости эти, прибой. Я бы выкинул вообще все сцены с диалогами, оставил бы только сцену зачитывания всех материалов дела — сухой стрекот неотвратимости — и снова кости, прибой, холод. Вышла бы пробивающая до глубины души короткометражка, не отвращающая своими ударами в лоб.
Актерская игра
Я не чувствую нужды выделять конкретных актеров, поэтому составлю список лент, которые поразили меня актерской игрой, даже если по остальным параметрам они и не были столь же сильными.
- Стрингер (Джилленхол однозначно лучший актер года)
- Охотник на лис (все трое поразили меня до глубины души (Карелл, Татум, Раффало), сыграв не просто хорошо — переродившись, такое бывает не каждый год, поэтому смотреть хотя бы ради этого)
- Тропы (Я люблю Васиковску, она всегда меня завораживает)
- Выживут только любовники (Хиддлстон не поразил меня ролью Локи, а вот здесь – пробил очень глубоко)
- Одержимость (Симмонс и Теллер сыграли, возможно, свои самые сильные в жизни роли)
- Исчезнувшая (Розамунд Пайк создала удивительно многомерный образ)
- Обыкновенное сердце (Марк Раффало еще раз, Тейлор Китч и Джим Парсонс)
- Бердман (Китон и Нортон прекрасны, спору нет, но я, наверное, ожидал от них этого, поэтому они так низко в топе)
- Лок (Держать на себе весь фильм, который состоит из тебя в машине и все – это высший пилотаж Тома Харди)
- Фрэнк (Фассбендер не уступил Юингу в искусстве играть без лица, голосом и пластикой. Младший Глисон нравится мне все больше. Мэгги Джилленхол — всегда приятно ее видеть, особенно в роли чокнутой)
- Боже, помоги девушке (Странно, что я не влюбился в Эмили Браунинг еще в «Запрещенном приеме»)
- Интерстеллар (Пусть я не полюбил фильм, но МакКонахи и Честейн сыграли великолепно)
- Грань Будущего (Эмили Блант была великолепна)
- Стражи Галактики (Перерождение Криса Прэтта тоже нельзя обойти стороной)
- Отель «Гранд Будапешт» (Райф «Волдеморт» Файнс, окруженный десятками всеми любимых актеров — это прекрасно)
«Стрингер» с Джилленхолом тоже по-хорошему нужно всем посмотреть. И сыграл он гениально, и история сама по себе интересная, леденящая душу — причем, не надуманными твистами, а обнажением уродства нашей природы.
Фильм рассказывает о явном социопате, который не способен к эмпатии, поэтому наш мир он рассматривает с любопытством инопланетянина. Он открыавет для себя мир стрингеров — людей, которые слушают полицейскую волну как Человек-паук, а потом летят на место аварий и ограблений. Но не для того, чтобы помогать, а чтобы снять это все и продать подороже телеканалам.
Наш герой подходит к задаче крайне серьезно и ставит своей целью стать лучшим в своем деле, и ради этого он не остановится ни перед чем.
Джилленхол не просто похудел, он катался с реальными стрингерами и добивался от себя «голодного взгляда», так как хотел создать на экране образ шакала, что ему удалось. Он сотворил персонажа не просто отталкивающего, а пугающего, настолько мощного, что его фото можно вклеивать в словарь напротив слова creepy. Лучшая его роль, абсолютное перевоплощение, слушать его бездушные монологи — абсолютное наслаждение.
Так что все-таки необходимо посмотреть всем?
И последний топ, самый главный — рекомендации. И нет, это не копипаста моего личного топа, потому что он составлялся из фильмов, попавших лично в меня и заточенных под мои вкусы. Я прекрасно понимаю, что эти фильмы не зайдут всем так же, как мне.
В топе рекомендаций я учитывал две вещи: первое — я должен верить, что фильм может понравиться максимально широкой аудитории, а не избранным с определенными вкусами, второе — топ должен включать уникальные фильмы, которые каждый должен хотя бы попробовать посмотреть, потому что эти ленты — самый важный вклад этого года в искусство кино. Итак…
- Бердман
- Исчезнувшая
- Отель «Гранд Будапешт»
- Одержимость
- Грань Будущего
- Выживут только любовники
- Рейд 2
- Ида
- Стрингер
- Охотник на лис