09 июня 2014
Обновлено 31.07.2018

Грань Будущего

Если коротко: Идите в кино.
Если коротко: Идите в кино.

Важно: Первая часть статьи — без спойлеров. Когда мы перейдем к спойлерному обсуждению фильма, предназначенному для уже посмотревших — я предупрежу. Те, кто сомневается, идти ли в кино, так как не был впечатлен трейлерами, учтите: на самом деле кино куда мощнее, умнее и свежее, чем может показаться.

А теперь подробнее: Мы отвыкли от хорошей фантастики. Все чаще она становится лишь поводом побренчать спецэффектами и нагромоздить экшен-сцен на слабый сюжет и фантастическое допущение, состоящее из логических дыр и фейспалмов. После нашей эры, Прометей, Стартрек, Суррогаты, Элизиум, Трон, Обливион, римейк Вспомнить все — и это еще не самое худшее.

Не помогает и то, что комикс-муви, будучи смежным жанром, отжал у фантастики большую часть их общей ниши.

И все же, несмотря на это, у фантастики все далеко не так плохо, как могло бы быть. Спросите у вестернов, фэнтази и ганстерских фильмов.

Мы получили свою долю сильных картин: Луна, Девятый район, Престиж и Начало, Гравитация, Пандорум, Робот и Фрэнк. Скоро мы увидим Интерстеллар и Теорему Зеро. Я боюсь произносить это вслух, чтобы не спугнуть, но научная фантастика может получить второе дыхание, потеснив с трона комикс-франшизы. В том числе — фантастика серьезная, дорогу которой проложила Гравитация, и чей успех, надеюсь, закрепит Интерстеллар. Кто знает, может, мы и увидим фантастику без сражений и штампованных сюжетов, исследующую новые грани реальности, рассматривающую социальные вопросы под новым углом.

Как бы то ни было — Грань Будущего не из их числа. Это не социальная фантастика и не исследование тайн вселенной. **Это как раз та самая бездумная экшен-фантастика, которая доминирует в жанре.** Примечательно то, что на этот раз она сделана практически идеально.

Как бы то ни было — Грань Будущего не из их числа. Это не социальная фантастика и не исследование тайн вселенной. Это как раз та самая бездумная экшен-фантастика, которая доминирует в жанре. Примечательно то, что на этот раз она сделана практически идеально.

Да, у фильма нет философской идеи, он не задает вопросов и не заставляет задуматься. Он просто берет довольно базовую идею рестарта с чекпоинта, понятную любому геймеру и уже использованную в Дне Сурка и Исходном коде, и делает из нее кино. Больше в фильме нет ничего — ни морали, ни красочных сеттингов, ни социальных комментариев, ни размышлений о природе реальности. Это фильм про то, как солдат раз за разом ведет один и тот же бой с инопланетными захватчиками. И внезапно от этого невозможно оторваться.

Из этой простой идеи выжато все, что можно. Преимущества и минусы, драма и комичность ситуаций, в которых оказываются герои из-за этой способности. Фильм умен и обходится со своим фантастическим допущением куда бережнее туповатых собратьев. Конечно же, и здесь есть дыры в логике, натяжки и странности, но их куда меньше, чем мы привыкли. И самое главное — их не успеваешь заметить во время просмотра. Фильм настолько захватывает тебя, что все объяснения срабатывают, а пробелы в логике не выкидывают из фильма. После просмотра, как обычно, всплывают некоторые «погодите-ка, но ведь это бред», но удовольствия не уменьшают. Даже с этими дырами фильм воспринимается как нечто из ряда вон выходящее. Просто потому, что мы отвыкли от такого уровня режиссуры и монтажа, дающих четкий пейсинг и потрясающий уровень вовлеченности.

Герой Круза — не просто неопытный боец, он трус, приспособленец, тыловая крыса. Дезертир.

Реакция публики и критиков на редкость единодушная: фильм РАБОТАЕТ. Даг Лайман, снявший Мистера и Миссис Смит и Идентификацию Борна устраивает настоящий мастер класс по режиссуре. Как только кончается экспозиция и начинается завязка, динамика начинает нарастать, затем достигает пика и фактически держится на пике, не снижаясь, до середины фильма. Только для того чтобы ударить под дых неожиданной паузой, островком спокойствия для героев и зрителя — а потом снова пуститься в галоп.

Создать, а тем более удерживать такую динамику, смешивая экшен и диалоги, четко выверенный юмор и проблески романтики — безумно сложно, поэтому такого мы не видели давно. Мы привыкли к провисаниям и идиотским объяснениям, к противоречиям внутри собственной логики фильма, привыкли настолько, что фильм, с которого срезан весь лишний жир, и каждая сцена которого выстреливает в яблочко, кажется откровением свыше. Я поставил фильму 9 баллов, и только потом до меня дошло — я поставил 9 баллов фильму без идеи, бездумному экшену. Просто потому, что он отработал свою простую задачу на все 100 процентов, а этим давно никто не мог похвастаться. Редкий случай, когда не контент, а исполнение достигают столь высокого уровня мастерства, что уже не важно, что идея в основе — проста и вторична. Важно то, что все сделали свою работу ответственно и талантливо.

Грань Будущего - фото 2

Пробежимся по плюсам и минусам? Плюсы:

Режиссуру и монтаж я уже упомянул, они тянут на оскара.

Спец-эффекты не лезут в глаза с криками «смотри на меня, полгода рендера», существуя в отдельно огороженных сценах, а по-настоящему сливаются с нарративом, занимают положенное место инструмента повествования. И из-за того, что фильм не трясет перед камерой своими дорогими игрушками, а спокойно отодвигает их на задний план, погружение в мир происходит естественнее.

Экшен тоже представляет собой не отдельные eye-candy сцены, пристегнутые сбоку, а нечто, являющее собой единое целое с сюжетом. Нечто захватывающее, стремительное, драйвовое происходит постоянно. Череда битв, тренировка, погоня, монтаж неудачных попыток. Фильм так долго умудряется поддерживать бешеный драйв происходящего, что когда он внезапно сбрасывает скорость ради сцены тишины и покоя, чтобы раскрыть персонажей и их отношения, это обескураживает. Только в этот момент тебя догоняют собственные мысли и ощущения, которые ты не успел осознать из-за безумной скорости событий — полфильма они болтались за тобой как язык собаки, высунувшей голову из окна несущейся машины.

Грань Будущего - фото 3

Дизайн пришельцев я бы отметил отдельно. Да, концептуально образ захватчиков прост как гнилой банан — ни предыстории, ни мотивации, ведут себя как рой бешеных железных спрутов. И то, что их нападение зачем-то повторяет продвижение нацистов второй мировой, не помогает им нисколько углубить свой образ. Но визуально они сделаны достаточно интересно — стремительные, смертоносные, нападающие со всех сторон. Да, они явно вдохновлены спрутами Матрицы, но нужно сказать, что выглядят они куда страшнее и опаснее своих прообразов.

Реализация идеи брони. В книге, комиксе и манге броня была именно броней. В фильме ей предпочли экзоскелет, и я рад этому решению, потому что результат выглядит крайне интересно. Экзоскелеты в той же матрице или в чужом были слишком огромными, в Элизиуме — наоборот слишком щуплыми и невнятно реализованными. Здесь мы наконец видим реалистичный экзоскелет очень близкий к реально существующим образцам. Он не выпячивается как мега-оружие вроде брони старка — это просто инструмент для таскания тяжелого вооружения. Неуклюжий, быстро разряжающийся и глючащий — как и любое другое снаряжение. Персонажи находятся в них практически весь фильм, и это сильно добавляет присутствия будущего, другого мира на экране. Этот «реквизит» весит 40 кило, поэтому к актерам проникаешься реальным уважением. Круз как обычно делал все трюки сам, Блант тоже не отставала (ее костюм кстати был тяжелее, чем у Круза), пока не забеременела и не переключилась на дублершу.

Возможно, это просто некие инопланетные ролевики-реконструкторы, которые прилетели разыграть события второй мировой — они играют Гитлера.

Эмили Блант. Да, это отдельный плюс. Прекрасный персонаж, прекрасная игра. Кто бы мог подумать, что из девочки из Дьявол носит Прада выйдет такая отличная Сара Коннор — сильная, безжалостная к себе и другим, и при этом абсолютно беспафосная. Многие хвалили Еву Грин в сиквеле 300 за создание по-настоящему крутого женского персонажа, но по мне ее героиня вышла несколько натужно, а вот Эмили не пытается никого из себя строить, она просто действует быстро и жестко, исключительно из соображений эффективности. Если бы только фильм был хоть сколько-нибудь глубже, ярче, вдумчивей, она могла бы стать новой Коннор, новой Рипли. Фильм хорош, как thrill ride, но вгрызаться в память ему нечем — для этого все же нужны идея, масштабность, оригинальность. А жаль.

Грань Будущего - фото 4

Персонаж Круза тоже нельзя не отметить. Этого не показывают в трейлерах, но его герой — даже не солдат. Он пиарщик. Он имеет формальное звание майора, но его работа — сидеть в телевизоре и агитировать молодежь идти в армию. Он не просто неопытный боец, он трус, приспособленец, тыловая крыса. Дезертир. Отталкивающий поначалу главный герой — это приятно. Да, мы уже видели это в Районе номер 9, но это не значит, что мы против увидеть это еще раз. Герой не просто становится лучше, он проходит через ад и становится абсолютно другим человеком. Да, у Бломкампа вышло драматичнее, но все равно — это однозначный плюс фильму. В книге герой был молоденьким солдатом и повествование начиналось прямо с ключевого боя, но когда на роль подписали Круза, пришлось придумывать историю с пиарщиком, потому что на юношу Круз уже не похож. Но фильм от этого выиграл.

Наш Ангел Вердена

Отсутствие соплей. Да, романтика в фильме есть. Ей уделено целых две минуты. И она успевает сделать то, что должна — привязать наши сердечные нити к правильным наковальням, чтобы когда все разлетится на куски, нам было не все равно. Несколько взглядов, пара фраз, пять секунд тишины — и мы завязаны на персонажей, мы желаем им быть вместе, нам есть дело. Мне бы очень хотелось, чтобы побольше боевиков поучились так обходиться с романтической линией — лаконично, эффективно, тонко. Одной улыбкой Круза в конце они сумели передать больше эмоций, чем прочие фильма ведрами потраченного на «любовь» экранного времени. «Я не люблю песок»… Джордж Лукас, угомонись.

Прекрасный юмор. Как и любовная линия, юмор здесь прекрасен тем, что его мало, но он всегда точен, всегда в тему и бьет в яблочко. И самое главное — он не превращает все в комедию, он не снижает градус напряженности, не мешает драме, а наоборот помогает ей, не давая передавить негативным настроем.

Оригинальный роман давно перерос в долгоживущую мангу

Оригинальный роман давно перерос в долгоживущую мангу

Минусы (Отсюда начинаются спойлеры)

Я не считаю, что у фильма есть значительные недостатки, все эти вещи не сильно портят фильм, но их все равно замечаешь, поэтому справедливости ради я перечислю ряд вещей, которые могут погладить вас против шерсти.

Вводная нарезка кадров, торопливо объясняющая историю нападения сделана совсем топорно. Явно никто не собирался тратить на нее много времени и сил — давайте, мол, просто примем как данность, что у нас есть некие дефолтные пришельцы, и они на нас довольно стандартно напали. Запомнили? Всё, теперь отложим это в сторону и сосредоточимся на интересном.

Все, мол, «жизни» кончились, хардкор моуд он — нам должно было стать страшно. А стало скучно.

Миф о тупой военщине, которая не желает ничего слышать и упорото действует по-своему — он немного поднадоел. И в фильме как-то передавлен.

Стереотипный «взвод отбросов» стереотипен до боли. Ясно, что у нас немного времени на то, чтобы представить взвод, в который попадает герой Круза, и поэтому они вынуждены делать персонажи плоскими и яркими, пусть и до уровня двухбитности. Толстяк с прибабахом, агрессивный коротышка, бой-баба… Подобный отряд «чудаков» — каждый со своим заскоком — можно найти практически в любом фильме, где есть отряды.

Уже говорил, но уподобление наступления пришельцев схеме продвижения нацистов было абсолютно непришейрукавно. Нашествие начинается в Германии, Европа захвачена, Англия — следующая, адская высадка на пляже во Франции, после победы фраза про «Россия и Китай освободят восточные территории» бла-бла… Зачем? Никакого социального комментария из этого не вышло. А понять, почему армия скоростных инопланетных робоспрутов продвигается по той же схеме, что человеческая толпа с кучей медленной техники, кухнями и полевыми госпиталями — невозможно. Тем более странно, учитывая, что в романе японскому солдату приходит на помощь американка Рита. Вряд ли автор думал о второй мировой, раз американцы и японцы у него воюют плечом к плечу.

К сожалению, фильм вообще не дает убедительного объяснения, почему мы еще живы, почему пришельцы не захватили все и сразу. Судя по тому, как они сражаются, противопоставить нам такой силе практически нечего. Лондон они взяли, как только до них дошло, что можно и его взять — помешать им было некому и нечему. Возможно, это просто некие инопланетные ролевики-реконструкторы, которые прилетели разыграть события второй мировой, поэтому они продвигаются неестественно медленно — они играют Гитлера. В этом случае, все сходится.

В логике того, как работает вся эта штука со временем, дыр тоже предостаточно. Как способность приобретается и как исчезает, и так далее. Их много и обсуждение их в течение трех дней привело меня к одному выводу — махнуть рукой. Да, дыры, ну и черт с ними. Не суть важно. Не было бы дыр, Cinema Sins, Honest trailer и HISHE не смогли бы сделать смешные видео впоследствии.

Концовка — это самый большой минус. Нет, первые два акта по-прежнему мощны настолько, что средний тритий акт не убивает удовольствие от фильма, но все же… Фильм думал, что лишив Круза способности к релоаду, он повысит ставки. Все, мол, «континиусы» кончились, хардкор моуд он — нам должно было стать страшно. А стало скучно. Потому что механика перезагрузки была тем, на чем держался весь фильм. Она была источником интересного и неожиданного потока событий, источником юмора и собственных ставок, особенных страхов и надежд. И внезапно все это выключилось, фильм превратился в обычный боевик, где кучка обычных людишек нападает на базу инопланетян. Фактор Икс исчез — они сами его стерли, и это было ошибкой. Опять же — не смертельной, но без этого было бы лучше.

Вот несколько альтернативных концовок на выбор:

В оригинальной книге, как и в первой версии сценария герой не лишался способности. Более того — он в ней застревал, умирая через какое-то время даже не будучи убитым, ни от чего, просто кончалось время, выделенное на цикл. Чтобы выйти из цикла ему приходилось убивать Риту, потому что она становилась причиной зацикливания. Рита сама понимала и требовала этого. Герой не хотел терять дорого человека, но она сама нападала на него и заставляла убить себя.

Один человек, с которым мы спорили по поводу фильма, предложил такую концовку — оба героя умирают, провалив задание, не убивая омегу. Кровь альфы попадает на того черного парня, что все время клялся, что его ждут великие дела, и он поубивает кучу мимиков — мы видим, что способность перешла к нему и понимаем, что с третьей попытки у них должно получиться. Короткий намек на то, что Кейдж или Рита просекли, что с ним случилось — и титры.

Я сам подумал о таком варианте — Круз не лишается способности, они убивают омегу, выживают, женятся, заводят детей, проходят десятилетия. В конце Круз умирает от старости или от того, что ему голову отрезало трамваем — и просыпается на базе в Хитроу. Ему вручают ботинки, а он рыдает. Это добавило бы драмы и задало бы вопрос «радовался бы ты или нет». С одной стороны — избежал смерти. С другой — стер из реальности жизнь, проведенную с дорогими людьми, стер собственных детей, а создавать все это по второму разу уже не так весело. И что потом — третий раз? Вечность одного и того же?

Вопрос: какую бы концовку вам хотелось увидеть или вы довольны той, что есть?

Комментарии 164
Чтобы оставить комментарий,Войдите или Зарегистрируйтесь
mercenery
mercenery
Если кратко в фильме никак не объяснили почему инопланетян назвали мимиками, они ничто не копируют и не принимают чью либо форму. А еще сколько можно совать армии дронов которые управляются одним Материнским кораблем или королевой, это еще на Мстителях было задолбавшей и устаревшей идеей