Как попасть в киберспорт
Если раньше многие хотели стать космонавтами, летчиками, капитанами дальнего плавания и учеными, то сейчас список профессий не только увеличился, но и кардинально поменялся. Появились профессии будущего типа архитектора виртуальной реальности, сити-фермера и IT-генетика. Однако специальности, связанные с киберспортом, заслуживают отдельного упоминания. Игры перестали быть просто увлечением, став профессиональным занятием для нынешней молодежи.
Вроде еще вчера мы собирались в душных и малоосвещенных подвалах, называемых компьютерными клубами, а сегодня собираемся в чате трансляций и обсуждаем матчи с участием ведущих игроков в Counter-Strike или Dota, не выходя из своего дома. Киберспортивные турниры плавно переехали из подвальных помещений на спортивные арены мира, а киберспортсмены стали получать неплохие деньги. С появлением специализированных школ киберспорт окончательно приобрел статус профессионального спорта. Только в отличие от большого спорта, профессиональным игроком может стать любой киберспортсмен вне зависимости от возраста.
Понятно, что не всем дано стать успешными киберспортсменами. Однако шанс заявить о себе в молодой, но популярной индустрии есть у каждого. Как быстро киберспорт пробрался на телеэкраны, также быстро он проник и в образование. Сегодня получить киберспортивное образование можно во многих учебных заведениях мира, в том числе и в России. Первые киберспортивные школы в нашей стране стали открываться в конце 2000-х, а через несколько лет об открытии киберспортивной специальности и кафедры киберспорта объявил один известный российский ВУЗ.
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
- Специальность: «Теория и методика компьютерного спорта»
- Срок обучения: 4 года (бакалавриат с наличием бюджетных мест) и 2 года (магистратура с наличием бюджетных мест)
- Форма обучения: очная, заочная, очно-заочная
- Кем работают выпускники: судьями, тренерами (в спорте и киберспорте) и организаторами турниров
- Цена вопроса: 120 тыс. рублей за курс
- По окончанию обучения выдается: диплом о высшем образовании государственного образца бакалавра «Физической культуры»
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (сокращенно РГУФКСМиТ) действительно стал первым российским ВУЗом, который согласился на рискованный эксперимент, открыв прием абитуриентов на специальность: «Теория и методика компьютерного спорта» по направлению «Физическая культура». Стоит отметить, что киберспортивная специальность в университете существует по сей день. В настоящий момент на четырех курсах очного отделения обучается 56 киберспортивных студентов.
На первых двух курсах студентам преподают дисциплины (философию, психологию, биохимию, анатомию человека и др.) из основной программы направления «Физическая культура», а с третьего курса — предметы непосредственно по специальности: менеджмент в киберспорте, организация киберспортивных чемпионатов, теория и методика компьютерного спорта, история киберспорта и спортивно-педагогическое совершенствование.
Для поступления на киберспортивную специальность абитуриент должен предоставить приемной комиссии результаты ЕГЭ по русскому языку и биологии. Также будущий киберспортивный специалист должен пройти тест по определению когнитивных способностей и сенсомоторной реакции и спортивное испытание на выбор — бег на 1000 метров, подтягивание на перекладине или прыжки в длину с места. Учитывайте, что обучение на этой специальности (собственно, как и на любой другой) не бесплатное — придется отдать 120 тыс. рублей за один курс.
По словам одного из преподавателей РГУФКСМиТ Ярослава Гирякова, выпускники кафедры киберспорта имеют практически стопроцентные шансы найти работу в отрасли, так как в настоящий момент ощущается острый дефицит профессиональных кадров в компьютерном спорте.
Большинство студентов третьего и четвертого курса уже работают в отрасли. Кроме того, кафедра киберспорта плотно сотрудничает с Федерацией компьютерного спорта Москвы, Mail.Ru и несколькими компаниями, занимающимися организацией киберспортивных мероприятий, а также с рядом разработчиков компьютерных игр. Среди них Blizzard и Ubisoft. С последними у нашего университета есть подписанное соглашение о сотрудничестве.
Хотя некоторые студенты и жалуются на то, что в университете лишь малая часть преподавателей понимает как обучать киберспортивных специалистов, Владимир Прокуронов, обучающийся на 4 курсе, считает, что всему виной их халатное отношение к учебе:
К сожалению, некоторые студенты халатно относятся к учебе в целом, злятся из-за задолженностей по учебе и это выливается в подобные сообщения с их стороны. Не прогуливали бы они, получали бы знания, которые необходимы спортивным деятелям в киберспорте, тогда все было бы иначе. Да, преподаватель по теории спорта может не знать о Dota 2 или Counter-Strike, но это и не его сфера деятельности. В ВУЗе не учат на спортсмена. У нас хватает киберспортивных дисциплин.
Высшая школа экономики
- Специальность: «Управление киберспортом / E-Sports Management»
- Срок обучения: полгода
- Форма обучения: очно-заочная
- Кем могут работать выпускники: директором (заведующим) физкультурно-спортивной организацией, начальником клуба, начальником отдела (в киберспорте), начальником управления (в киберспорте), киберспортивным менеджером
- Стоимость обучения: 200 тыс. рублей
- По окончании обучения выдается: диплом о профессиональной переподготовке
В отличие от Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма, в Высшей школе экономики не решились на открытие полноценной киберспортивной специальности. Вместо этого был разработан специальный курс профессиональной переподготовки киберспортивных менеджеров совместно с Федерацией компьютерного спорта России. Курс был создан с целью решить проблему нехватки кадров в индустрии. По словам президента Федерации компьютерного спорта России Дмитрия Смита, курс преподается лучшими практиками, топ-менеджерами, экспертами из большого спорта и специалистами из смежных областей.
Среди них региональный директор Riot Games, генеральный секретарь International e-Sports Federation, представитель ESL. Они поделятся бесценными знаниями и опытом. В результате слушатель программы овладеет всеми необходимыми навыками для руководства киберспортивным проектом.
Первые лекции по программе прошли 6 декабря 2017 года. По словам члена регионального отделения Федерации компьютерного спорта России по Челябинской области Александра Гусева, организация учебного процесса оставила положительное впечатление.
Понравилась глубокая проработка модулей. Все очень структурировано: качественно подобраны преподаватели, преподаватели очень открыты к студентам и отвечают на все вопросы. После занятий можно с ними пообщаться, узнать что-то новое. Думаю, что это будут передовые курсы в нашей стране, которые помогут всем, кто хочет попасть в киберспорт.
Но бывший профессиональный киберспортсмен, а ныне аналитик и комментатор по Dota 2 Ярослав «NS» Кузнецов не разделяет взглядов представителей Федерации компьютерного спорта России. Он считает эти курсы — очень сомнительным мероприятием:
На всю РФ сейчас нужно человек 20 менеджеров — и они уже есть. Я учел всех менеджеров всего что можно. Командам хватит и пяти человек. Остальным менеджер не нужен, пускай играть научатся для начала.
Правда, Ярослав не учел, что эти курсы созданы с перспективой на будущее, ведь индустрия киберспорта не стоит на месте. Один из преподавателей курса Александр Хитров считает, что создание подобных программ может помочь развитию компьютерного спорта:
Развивается и околокиберспорт. Тема не очевидная, но может помочь развитию. Больше людей будет делать бизнес, рынок будет расти.
А комментатор Матч ТВ Павел Занозин добавил:
Цель у школ всегда одна — обучить того, кто хочет учиться. Людей ведь не насильно туда затаскивают.
По результатам собеседований на курс было зачислено 17 человек — они пройдут обучение (цена всего обучения 200 тыс. рублей) с 6 декабря 2017 года по 13 июня 2018 года.
Киберспортивная школа в Томске
- Форма обучения: непосредственно на месте
- Обучение проходит: 3 раза в неделю
- Длится обучение: по 2 часа
- Стоимость обучения: 400 рублей в месяц
Первая в стране полноценная киберспортивная школа (не в онлайне и не в тесном подвале) открылась в Томске осенью 2015 года. Три раза в неделю ребята (от 7 до 20 лет) собираются в помещении школы. Основной акцент на занятиях делается на командной игре и командных тактиках, отработке совместных действий и повышении уровня коммуникабельности, что невозможно разобрать в онлайне.
По словам директора киберспортивной школы Николая Симакова, от занятий в школе с грамотным педагогом дети научатся выбирать оптимальное решение в сложный момент и выдерживать стрессовые ситуации.
Если предать этому увлечению правильный характер, то из этого можно извлечь большую пользу. При правильном подходе к компьютерным играм и киберспорте у детей будет формироваться сила воли и другие полезные качества.
В школе преподаются две основные дисциплины киберспорта — Counter-Strike: Global Offensive и Dota 2. Есть как теоретические, так и практические занятия. Занятия ведут не топовые игроки или бывшие киберспортсмены, а люди, которые могут подробно рассказать и указать на ошибки. Но не подумайте, что слабых игроков и неграмотных специалистов могли подпустить к работе с будущими киберспортсменами: все преподаватели прошли серьезный отбор. Отметим и небольшую стоимость обучения: за 30 календарных дней родитель одного ребенка отдаст всего 400 рублей.
Обучающий онлайн-сервис MoreMMR.com
- Форма обучения: только в онлайне
- Обучение ведется: с помощью видеороликов
- Стоимость обучения: ~ 300 рублей в месяц
Не все из нас хотят платить большие деньги и связывать свое будущее только с компьютерными играми. Хоть индустрия киберспорта и популярна, но мало кто из нас сможет уверенно сказать, что ждет ее в будущем. Именно для таких людей и существуют различные обучающие онлайн-сервисы. Если человек решил стать отличным игроком, а не комментатором или менеджером, то MoreMMR.com — как один из вариантов повышения своего скилла в компьютерной игре.
MoreMMR.com предлагает разнообразный контент в виде видеороликов. Месячный доступ к роликам стоит около 300 рублей. Зато создатели сайта обещают, что за четыре недели вы сможете поднять свой рейтинг в Dota 2 на 600 очков. Это в несколько раз быстрее стандартного набора очков среднестатистического игрока. Сооснователь сервиса Максим Древаль объяснил как все это работает:
Многие игроки совсем не понимают, что им нужно развивать. Мы предлагаем улучшать сильные стороны или подтягивать отстающие в зависимости от того, что более эффективно, используя практические задания, которые пользователи проходят внутри самой игры. Вместе с этим даем пользователю фидбек, определяя, насколько выросли его навыки, и сравнивая их с результатами других пользователей.
Подобных обучающих сервисов в России практически нет, когда англоязычных сайтов развелось до кучи. Именно поэтому создатели MoreMMR.com планируют выйти на окупаемость уже через несколько месяцев. В их планах — расширить список поддерживаемых дисциплин. Пока лишь обучающий сайт существует только для дотеров.
После прочтения материала можно задаться вопросом: и это все? Действительно, если в той же Норвегии, Дании, Швеции, Германии, Китае, Южной Корее и США киберспорт преподают в некоторых школах наравне с остальными дисциплинами, то в России до этого еще далеко. Подождите: наши политики и спортивные чиновники только признали соревновательные игры на государственном уровне. Чтобы киберспорт прочно осел в российских школах и институтах, должно пройти немало времени. Во-первых, необходимо выработать план, как правильно обучать киберспортсменов. Во-вторых, создать все условия для учебного процесса. И, в-третьих, в нашем киберспорте должна действительно появиться потребность в киберспортивных кадрах.
Еще про обучение в киберспорте
- Госдума предлагает провести киберспортивную олимпиаду для школьников по всему миру
- Высшая школа экономики будет готовить киберспортивных специалистов за 200 тысяч рублей
- В российском университете начнут учить теории и методике киберспорта
- Где учиться киберспорту?
- В Китае получить киберспортивную специальность можно в 20 высших учебных заведениях
- Не «гулять», а еще три катки! В школах Норвегии учат киберспорту