Круглый стол. «Оскар 2020» — статуэтки за выслугу лет, политкорректность, много слов о «Паразитах»
Победа «Паразитов» — это то самое здоровое «дайверсити», которого не хватает главной мировой кинопремии. Ведь она, по факту, не мировая, а американский междусобойчик с гостями в лице давно уже американизировавшихся европейцев. Эпоха доминирования Голливуда в большом кино заканчивается под давлением денежной массы Netflix, Amazon и других, но хочется, чтобы доминирование США тоже стало не таким очевидным.
В конце концов, каждый Оскар, отправленный за океан(ы), — это новые таланты в новых странах, которые понимают, что у них есть шанс на признания среди максимально широкой аудитории. И неплохо, если эта экспансия начнется с Южной Корее. Ведь она ближе к Калифорнии если не технологиями и капитализмом, так хоть географией и климатом.
Сергей Уланкин, главный редактор
Третий раз в истории (после церемонии 1989-го и прошлого года) церемония прошла без ведущего. Как и прежде, это лишь положительно сказалось на общей атмосфере: динамика процессии возросла, реклама сократилась, а риск напороться на шутки сомнительного содержания уменьшился («Оскар» учится на ошибках «Золотого глобуса», который в этом году вел комик Рики Джервейсом, выдававший шутки на грани фола).
Правда, россияне, не владеющие английским языком, стали «жертвой Okko»: в этом году онлайн-кинотеатр приобрел эксклюзивные права на прямую трансляцию церемонии. Поэтому россиян ждали: глупые, пошлые шутки Петра Фадеева (из уст потерявшего форму телеведущего летел и эйджизм, и сексизм); уставший уже к концу второго часа трансляции Сергей Бурунов, которому, кажется, и самому было неловко от компании Фадеева; красавица в красном платье Юлия Пересильд, которая отчаянно пыталась выправить атмосферу, но изрекла, кажется, ярчайший мем ночи «Кино — это дичайший труд, а не просто идейку словили».
Пока военная драма «1917» гребла призы наградного сезона (напомним, фильм набрал целую коллекцию наград — «Золотой глобус», премию Гильдии продюсеров и BAFTA), всем киноманам казалось, что и «Оскар» за «Лучший фильм» уже у Мендеса в кармане, но не тут-то было. Лента американца взяла лишь три награды («Лучшая операторская работа», «Лучшие визуальные эффекты» и «Лучший звук»). Главный «Оскар» ушел корейским «Паразитам», которые начали свой путь на Каннском кинофестивале, отхватив там Золотую пальмовую ветвь. Да, «1917» виртуозен с технической точки зрения, но это скорее аттракцион, нежели фильм; форма у Мендеса практически полностью затмила содержание. К тому же пресловутое действие, снятое одним кадром, когда-нибудь должно было наскучить и, наконец, это произошло. В конце концов на том же приеме уже выезжал приглянувшийся академикам «Бердмэн», а в одну воду не заходят дважды.
В самом деле исторический момент: корейский фильм не вполне известного в Голливуде режиссера (это вам не иностранцы вроде Энга Ли или Альфонсо Куарона, уже давно ставшие в Штатах «своими») забирает все основные статуэтки. Шансы «Паразитов» взять главный приз заметно увеличились после получения награды «Лучший актерский ансамбль» на премии Гильдии киноактеров. Та же награда, напомним, была и у лауреатов прошлых лет — «Операции „Арго“», «Бердмэн» и «В центре внимания». К тому же в этом году в составе киноакадемии произошли изменения: доля иностранцев среди членов киноакадемии превысила 20%, что тоже фактор немаловажный. Надеемся, что внимание, которое в 2019-м было в отношении к азиатскому кино в целом и к корейскому кинематографу в частности, в следующем году принесет плоды.
Теперь о грустном: один из лучших американских режиссеров в истории, Мартин Скорсезе, пролетел с «Ирландцем» как фанера над Парижем. Из десяти номинаций картина не выиграла ни в одной. Казалось бы, фильм, который был для Скорсезе делом буквально всей жизни, могли бы наградить, но чуда не случилось. Кажется, по-прежнему сильны негативные настроения в отношении фильмов для стриминг-сервиса Netflix: Голливуд до сих пор относится к лентам, произведенным для стриминга, как к творения второго эшелона, несмотря на рекордное количество номинаций. Да, академия наградила Лору Дерн за роль в «Брачной истории». Казалось бы, вот же она, награда Netflix. Но, справедливости ради, приз выглядит собирательным: Дерн давно его заслужила и не столько «Брачными историями», сколько многолетним и плодотворным сотрудничеством с Дэвидом Линчем («Внутренняя империя», «Синий бархат», наконец «Твин Пикс»).
Иных неожиданностей не предвиделось. Хоакин Феникс — лучший актёр («Джокер»), Брэд Питт — лучший актёр второго плана («Однажды в… Голливуде»), Рене Зеллвегер — лучшая актриса («Джуди», кажется, самая легко предсказуемая победа, стоит просто посмотреть фильм на трезвую голову), «Маленькие женщины» — лучший дизайн костюмов (возможно, несколько оскорбительная награда для ленты Гервиг, заслуживающей на самом деле большего внимания). Некоторые удивления мог вызвать приз за «Лучший адаптированный сценарий» «Кролику Джоджо» Тайки Вайтити. Но если немного разобраться, то к этому решению были яркие предпосылки: и зрительские симпатии в Торонто, где состоялась мировая премьера картины, и награда Гильдии сценаристов, и приз за «Лучший адаптированный сценарий» на BAFTA (единственная награда, которую отдали Вайтити британцы из шести номинаций фильма).
Лучшее музыкальное выступление неожиданно для всех подарил церемонии 47-летний рэпер Эминем, исполнивший песню «Lose Yourself», которая в 2003 году получила «Оскар» за «Лучший оригинальный саундтрек к фильму». А лучшую речь, без сомнений, толкнул Хоакин Феникс. «Мой брат, когда ему было 17 лет, написал вот такое: „Беги на помощь с любовью, и мир воспоследует“», — сказал актер в финале, когда на его глазах уже проступили слезы.
Тимур Алиев, редактор раздела «Кино и сериалы»
Триумф «Паразитов» заслужен полностью. Четыре Оскара и первый прецедент за 92 года, когда работа на иностранном языке получает награду «Лучший фильм». Когда мы с товарищами обсуждали номинантов и делали ставки, я не сомневался, что Хо получит награду за лучшую режиссуру. Но о статуэтке за фильм года даже не задумывался (у него все же был серьезный противовес).
- Режиссер «Паразитов» о будущем кинематографа: «Языковые барьеры преодолеваются легко»
- Режиссер «Паразитов» после победы на «Оскаре» изъявил желание распивать спиртное до утра
Если что, «Паразитов» нужно обязательно смотреть, если пропустили. Это один из лучших фильмов прошлого десятилетия. Внутри — все: и комедия, и драма, и бытовой реализм, и сказочный сюрреализм, и сюжетные твисты, и медитативное наблюдение. Фильм размышляет над социальной справедливостью без ноток осуждения, исследует сложные характеры героев без приговора. И смотрите в оригинале, лишь с субтитрами. Ведь, преодолев двухсантиметровый барьер субтитров, вам откроется множество невероятных фильмов. Фраза не моя. Это цитата Хо, режиссера фильма.
Сергей Сурепин, руководитель раздела «Новости»
«Довольно симпатичный для каскадера» Брэд Питт получил свой первый (статуэтка за «12 лет рабства» не считается) «Оскар», и снова есть ощущение награды по совокупности. Будто все высокие оценки копятся – за «Баттона» и «Манибол», топовые работы ранее – от «Бойцовского клуба» до «Друзей Оушена» – и в какой-то момент академики решают, что пора. Иначе потом актер может не попасть в «Зал славы».
Так было и с Лео Дикаприо, который дожил до своей статуэтки, а теперь смотрел на Питта глазами полными любви и понимания.
Нет, «Однажды в Голливуде» – крутой. История-то больше про Клиффа Бута, и Питт в облике каскадера предпенсионного возраста выглядит ну очень гармонично. Просто, следующий? Джим Керри? Джонни Депп?
Вячеслав Опахин, издатель «Канобу»
Результаты прошедшей церемонии «Оскара» меня изумили, и это приятное удивление. Очень рад за «Паразитов». Пару-тройку месяцев назад, когда я смотрел этот фильм, а потом расхваливал его перед друзьями и знакомыми, то даже не мог и представить, что его не только номинируют, но и удостоят сразу четырех статуэток. Хотя насчет фильма года можно поспорить (будь моя воля, то отдал бы его «Ирландцу» или «Брачной истории»), но в остальном все заслуженно.
По остальным номинациям тоже все отлично: у Бреда Питта заслуженный Оскар, у Феникса — тем более, как и у «1917» за операторскую работу, а также у мало кому известной, но офигительной Лоры Дерн за лучшую женскую роль второго плана. А вот «Джуди» с Рене Зеллвегер не смотрел, но актриса очень давно напрашивалась на свою вторую оскаровскую статуэтку.
Хотя церемония «Оскар 2020» мне не показалась революционной, как многие пишут в сети, но улучшения видны. Стало меньше снобизма и боязни обидеть не ту расу, пол или сексуальную ориентацию. Также перестали давать статуэтки афроамериканцам, за то что они просто есть и снимаются в фильмах. Хотя некоторые из них действительно заслуживают статуэток.
Павел Чуйкин, редактор раздела «Технологии»