Киномарафон: все фильмы кинематографической вселенной Marvel. Фаза вторая
«Железный человек 3» (Iron Man 3), 2013
Александр Башкиров
Самый авторский, самобытный и оригинальный сольный фильм киновселенной Marvel оказался и самым поляризующим, разделяющим аудиторию. «Железный человек 3» Шэйна Блэка собрал $1,2 миллиарда в мировом прокате — но среди критических отзывов встречаются самые негативные во всем каноне, а среди «простых зрителей» сейчас и вовсе принято писать комментарии в духе «худший фильм Marvel!» и «я с негодованием ушел из зала» (правда же, дорогие читатели?).
Блэк — гениальный сценарист, пишущий в очень специфической манере. Начиная с дебютного «Смертельного оружия», его сценарии представляют собой цепочку разрозненных экшен-сцен, дико смешных диалогов и абсурдных зарисовок вроде падения героя с моста на капот проезжающего автомобиля… в финале вдруг складывающихся в цельное драматургическое произведение, очень болезненно бьющее зрителя в, что называется, «чувства» (in the feels).
«Железный человек 3» прекрасно укладывается в канон творчества автора «Последнего бойскаута» и «Долгого поцелуя на ночь»: Рождество, оставшийся ни с чем главный герой с темным прошлым, тщательно, по-детективному замаскированный злодей и, конечно же, классический блэковский умный, но вполне реалистичный ребенок.
К творчеству Блэка-режиссера я отношусь очень неоднозначно — в дебютном Kiss Kiss Bang Bang он сумел попасть в тон собственного сценария, тогда как в The Nice Guys все просто-напросто испортил. Но в Iron Man 3 у Блэка, несмотря на отсутствие опыта работы с такими бюджетами и таким уровнем спецэффектов, все получилось. Несмотря на внешнюю хаотичность происходящего в первом, втором и третьем актах фильма, это тщательно контролируемый хаос, управляемый железной рукой художника, точно знающего, как использовать все эти шутки и экшен-сцены для раскрытия интересующих его образов.
В результате получилось самое глубокое исследование изломанной личности Тони Старка во вселенной — почти без всякой супергероики. Именно это — про нашего любимого героя сняли мрачный детективный технотриллер! — так раздражает публику. Другой раздражающий фактор — личность злодея, которую Блэку не позволила до конца раскрыть студия. Изначально планировалось, что главной, стоящей за декоративным Мандарином злодейкой окажется героиня Ребекки Холл, но продюсеры решили, что фигурки с таким злодеем никто не будет покупать, и заставили Блэка сделать негодяем персонажа Гая Пирса (фигурки с которым тоже не то чтобы шли нарасхват).
Но даже с такой трудной историей создания и переписывавшимся прямо на площадке сценарием «Железный человек 3» поражает психологической точностью образов Старка и Пеппер Поттс, актерскими работами Роберта Дауни-младшего и Гвинет Пэлтроу (которая в кой-то веки не кажется украшением) и эмоциональной глубиной их любовной линии, раскрывающейся на всю катушку на фоне грандиозного фейерверка из взрывающихся костюмов-роботов. Все как в лучших вещах Блэка — живая, трогательная история в стальной оболочке циничного боевика, и один из лучших фильмов, когда-либо снятых по комиксам.
«Тор: Царство тьмы» (Thor: The Dark World), 2013
Алексей Егоров
Второй «Тор» выходит очень уж оторванным от основной киновселенной. Да, он продолжает события «Мстителей», причем напрямую, перекидывает важные мостики к будущему MCU (в основном — сразу к «Войне бесконечности»), но и только. А еще фильм кажется безмерно скучным — в основном потому, что местный главный злодей полнейшее полено, не способное заставить зрителей хоть как-то сопереживать ему.
Да, это второй фильм о скандинавском боге, и второй же фильм Тор получает совершенно идиотского «финального босса». После «Мстителей», где Локи работал хоть по какому-то плану, постоянно — даже в заключении – издевался над врагами и реально являлся хоть какой-то угрозой для мира, Малекита из «Тора-2» не воспринимаешь серьезно. Это вообще огромная проблема фильмов Marvel, но здесь, как мне кажется, она стоит наиболее остро.
Еще одна серьезная проблема ленты — это то, что она моментально выветривается из головы. Вот серьезно, я пересмотрел все фильмы MCUбуквально неделю назад, и помню большинство из них. Но вот второй «Тор» из головы вылетел, как кусок мыла из рук. В фильме очень мало сцен, за которые можно уцепиться — штурм Асгарда, сцена с исходом оттуда, драка в разрушенном мире темных эльфов, и… все, пожалуй. Даже финальный бой получился очень уж блеклым, несмотря на довольно неплохую идею с применением телепортов и «раскидыванием» врагов из стороны в сторону.
Весь сюжет фильма умещается в одно короткое предложение: «Тор находит еще один Камень бесконечности, набивает морду его бывшему владельцу и сдает на хранение Коллекционеру». Все. Это самый важный момент фильма, который и связывает его с дальнейшими событиями киновселенной. Остальное же — даже Локи в виде Одина, что правит Асгардом — сводят на нет уже в «Торе: Рагнарек», и для киновселенной это все слабо значимо. Короче говоря, лично для меня «Царство тьмы» — это самый слабый фильм из всех 18 фильмов киновселенной Marvel.
«Первый мститель: Другая война» (Captain America: The Winter Soldier), 2014
Денис Варков
Если первый фильм про Капитана Америка был наивной и патриотичной историей о становлении героя, то сиквел был снят в духе современных комиксов о Стиве Роджерсе (в частности, вдохновлен серией Эда Брубейкера), где он предстает не в виде супергероя, а в качестве суперагента, готового на задания, которые простым агентам ЩИТ не по плечу.
И «Другая война» выполнена в том же стиле. Это полноценный шпионский триллер, вписанный в супергеройский сеттинг: двойные агенты, секретные организации, существующие внутри секретных организаций, спецоперации, система контроля за деятельностью всех людей, в частности, обладающих суперспособностями — все это и многое другое выглядело удивительно необычно и заметно контрастировало с предыдущими проектами Marvel Studios.
Неудивительно, что студия, увидев отклик фанатов на «Другую войну» позволила режиссерам Энтони и Джо Руссо снять впоследствии главный кроссовер киновселенной Marvel — фильм «Мстители: Война Бесконечности».
А еще «Другая война» впервые перезагружает киновселенную Marvel, лишая ее вездесущей организации ЩИТ. А это означает, что планета лишается надзора, что ведет как к новым героям, появившимся без ведома ЩИТ, так и к новым угрозам, пресечь которые будет некому, кроме Мстителей.
Александр Башкиров
Внезапно пришедшие в Marvel братья Джо и Энтони Руссо, начинавшие на комедийном американском телевидении, — наименее яркие авторы кинематографической вселенной.
Они не пишут себе сценариев, у них нет четкого собственного киноязыка, и если вам в их фильмах запомнился какой-то экшен-момент — значит, его ставили режиссеры «Джона Уика». У братьев Руссо всего одно достоинство — они умеют раз за разом сводить на одном экране звезд первой величины в ролях супергероев первой величины, не вступая при этом в конфликт с руководством студии, как это сделали Уидон в «Мстителях 2» и Блэк в «Железном человеке 3».
Как кино, Captain America: The Winter Soldier (да и Captain America: Civil War) сняты и написаны на уровне «Форсажей» — но это уровень хороших «Форсажей», может быть не первого, но точно шестого или пятого. Какая-никакая сюжетная структура, бойкие диалоги, нереалистичные и явно пародийные экшен-сцены… Особо придраться тут не к чему, это тот самый конвейер, крепкий вышесредний уровень, за который сейчас известна вся киновселенная.
С художественной точки зрения у The Winter Soldier ровно одно достоинство — с этого фильма в 2014 году началось четкое разделение фильмов вселенной Marvel на жанры, пародирующее жанры большого, настоящего киноматографа за пределами этой вселенной. Если в первой фазе все фильмы, кроме «Мстителей», это одна и та же история происхождения, рассказанная на разные лады, то «Другая война» — это параноидальный триллер в духе «Трех дней Кондора» или The Parallax View.
Главный герой — простой госслужащий, несправедливо обвиненный в измене и вынужденный пуститься в бега. Есть и прекрасная дамочка, более-менее случайно встречающаяся с героем и помогающая ему вывести сильных мира сего на чистую воду. Только в данном конкретном случае этот скрывающийся от полиции и наемных убийц человек — Капитан Америка, а прекрасная помощница — его коллега по Мстителям, Наташа Романова, она же Черная вдова.
Дальше во вселенной появятся и космическая опера, и фильм-ограбление, и даже политическая драма… Но именно The Winter Soldier (и в меньшей степени — куда более многожанровый Iron Man 3) популяризировали идею о том, что в супергеройской оболочке зрителям можно продавать кино про что угодно.
«Стражи Галактики» (Guardians of the Galaxy Vol. 1), 2014
Денис Варков
«Стражи Галактики» — это главный и самый успешный эксперимент Marvel Studios. Решив снять фильм про персонажей, чья популярность заметно угасла среди фанатов комиксов, студия вернула героев на первый план, по сути подарив им вторую жизнь.
Первые «Стражи Галактики» вышли практически авторским фильмом Джеймса Ганна, поставившим новую планку качества для проектов киновселенной. А еще это самый смешной фильм Marvel, потому что Ганн смог построить идеальное взаимодействие сумбурной команды из двух пришельцев, говорящего енота, человека и живого дерева. Лет десять назад люди крутили бы пальцем у виска, если бы им рассказали, что фильм об этих героях может стать одним из самых кассовых фильмов 2014 года. Но они смогли и доказали, что Marvel Studios способна выводить на первый план самых неожиданных персонажей.
А еще «Стражи Галактики» открыли дорогу к изучению космоса. Это и новые планеты, куда может отправиться зритель с помощью фильмов Marvel, и новые союзники Мстителей, и, конечно же, новые враги, которые могут стать угрозой не только для Земли, но и для всей Галактики.
Александр Башкиров
Из трех великих авторов Marvel Studios Джеймс Ганн лично мне импонирует меньше всего — но не могу не признать, что у него получаются мощнейшие в художественном плане ленты, и что конкретно первые «Стражи Галактики» — это самый яркий фильм MCU. Как и Джосс Уидон и Шэйн Блэк, Ганн начинал как высокооплачиваемый сценарист, и постепенно, жанровыми картинами в духе Slither и Super, заработал себе место в кинематографической вселенной (в том числе и у Marvel).
Ганн — человек, несомненно, талантливый, в его творчестве встречаются те же вспышки гения, что озаряют лучшие моменты сценариев и фильмов Уидона и Блэка. Но как драматург он работает совсем на другом уровне, злоупотребляя самыми дешевыми, сентиментальными, запрещенными приемами вроде умирающей в первых кадрах от рака мамы главного героя.
Другой характерный признак фильмографии Ганна — откровенное хулиганство, проявляющееся не только в непринужденных диалогах, но и в несерьезности большей части экшен-сцен… которые вдруг обрываются очень кровавыми и трагическими происшествиями. Собственно, вся творческая манера Ганна прекрасно укладывается вот в эту зарисовку из веб-сериала James Gunn’s PG Porn:
Во второй фазе Ганну повезло больше Блэка и Уидона: пока этих авторов хватали за руку в «ЖЧ3» и «Эре Альтрона», он спокойно снимал свое отдельное, обособленное «кино про глубокий космос» с никому не известными персонажами.
В результате получился очень живой и характерный фильм с максимально хулиганскими шутками и издевательским ретро-саундтреком, заодно с «Миром юрского периода» сделавший из телеактера Криса Пратта звезду уровня Харрисона Форда. Помимо Пратта радуют смешные и убедительные актеры на ролях второго плана и, конечно же, компьютерный енот, сыгранный братом Ганна, а озвученный Брэдли Купером.
Отдельно хочу отметить финальную битву, в которой гибнет беспрецедентное для вселенной (да и кино вообще) количество положительных героев. У Ганна получается создать то ощущение отчаяния, безнадежности, кромешной тьмы без единого луча света, которое отличает третьи акты действительно качественных жанровых фильмов. Даже на третьем-четвертом просмотре трудно избавиться от иллюзии, что Старлорд с друзьями вот-вот проиграют Ронану, нет чувства закономерности и неизбежности победы Добра, все идет не по плану, злодей действительно страшен и силен. И даже линия с мамой Квилла, казавшаяся мне такой сентиментальной и дешевой в начале фильма, здесь нужна для того, чтобы дать герою тот последний толчок, который переведет ситуацию от кромешного отчаяния к триумфу зубами вырванной победы.
Эта финальная, жуткая и серьезная сцена в максимально несерьезном фильме — тот самый гвоздь в голову ничего не подозревающей жертвы, который Ганн так мастерски умеет забивать даже в своих короткометражках.
«Мстители: Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron), 2015
Денис Варков
Второй кроссовер киновселеенной Marvel, который собрал вместе всех ключевых супергероев и вывел их на международный уровень. Теперь Мстители защищали не только США, но и весь мир, в частности — маленькую европейскую страну Зоковию.
Противником супергероев стал один из самых сложных персонажей Marvel — Альтрон, и в этом главная проблема сиквела «Мстителей». Дело в том, что на раскрытие этого героя издательству потребовались годы и десятки историй — уложить всю его глубину в один фильм попросту невозможно.
Поэтому Альтрон, к сожалению, оказался очередным проходным злодеем киновселенной, с той лишь разницей, что на его уничтожение потребовалось больше героев.
Еще одной ошибкой этого фильма стал его финал. Нам представили новую команду Мстителей, собранную Капитаном Америка, но в действии мы ее так и не увидели, кроме короткой пятиминутной сцены вступления в фильме «Первый Мститель: Противостояние». При следующем совместном появлении героев они перемешались и оказались по разные стороны баррикад, а значит финал «Эры Альтрона» просто лишен смысла. Зачем представлять команду, которую зрители так и не увидели в действии?
Уже после премьеры фильма выяснилось, что в работу режиссера и сценариста Джосса Уидона очень сильно вмешивалась студия, фактически вынудившая Уидона уйти из MCU. То есть частично странное впечатление от фильма можно объяснить «феноменом киновселенной DC», хотя бы той же «Лиги справедливости» — режиссер тянул одеяло в одну сторону, а студия — изо всех сил в другую.
Денис Князев
Вторые «Мстители» для меня стали одним из самых слабых фильмов всей киновселенной по ряду причин, и ни одна из этих причин напрямую с качеством самой картины не связана. Так уж вышло, я не виноват.
Во-первых, я ждал куда большего масштаба. Черт возьми, этот фильм — финал второй фазы (там еще был Ant-Man, но это другое), посвященный при этом местечковой разборке в забытой всеми Зоковии. Да, потенциально это была серьезная угроза: Альтрон хотел уничтожить человечество, подняв и сбросив на землю огромный регион. Но зрители даже намека на это не увидели. Зато они увидели битву куда более камерную, чем сражение за Нью-Йорк в первых «Мстителях».
Во-вторых, «Эре Альтрона» добавили драмы не к месту — в финале убили Ртуть, на которого всем наплевать. И впрямь — не выводить же из сюжета героя, который хоть как-то запомнился.
Смешно было наблюдать за Ртутью в исполнении Аарона Тейлора-Джонсона: актер прекрасный, но персонаж у Джосса Уидона получился совершенно дурацкий — особенно на фоне Питера, за год до этого сыгранного Эваном Питерсом в «Людях Икс».
В-третьих, при просмотртре «Эры Альтрона» я поймал себя на мысли, что хочу сыграть в это сам. В том смысле, что из фильма получилась бы неплохая игра, но вот сейчас мне показывают ее на большом экране, да еще и сыграть самому не дают. Иначе говоря, вторые «Мстители» — это концентрация компьютерной графики, за которой очень скучно наблюдать. Подобного чувства я не испытывал впредь больше ни разу — ни во время просмотра «Человека-муравья», ни «Доктора Стрэнджа», ни «Стражей Галактики 2», ни уж тем более потрясающего третьего «Тора».
«Человек-муравей» (Ant-Man), 2015
Денис Варков
Многострадальный фильм Marvel Studios, который изначально должен был поставить Эдгар Райт. Из-за разногласий со студией этого не произошло, а на замену пришел Пейтон Рид. «Человек-муравей» — это еще один эксперимент Marvel Studios, попытка презентовать аудитории, далекой от комиксов, супергероя, о котором они никогда раньше не слышали.
И фильму это в целом удалось. «Человек-муравей», подобно «Другой войне», не типичная супергероика, это фильм об ограблении, вписанный в супергеройский сеттинг. То есть Хэнк Пим и Скотт Лэнг тоже по-своему спасают мир, но методы у них заметно отличаются. А вместе с ними и подача истории. «Человек-муравей» запомнился мне как один из самых смешных фильмов Marvel Studios, но главное здесь то, что это не история становления героя. Скотт Лэнг не герой — он до сих пор не стал им в киновселенной. Он тот человек, который оказался в нужном месте в нужное время и просто оказался полезным. Грубо говоря, герой поневоле.
И в этом он близок к зрителю, потому что это простой человек, оказавшийся в исключительных обстоятельствах. Такое (во вселенной Marvel) могло произойти с каждым.
Денис Князев
Изначально фильм про «Человека-муравья» должен был снимать один из моих любимых режиссеров — Эдгар Райт. Он вместе с другом Джо Корнишем даже успел написать сценарий и приступить к пре-продакшену, однако в какой-то момент британец покинул кресло режиссера, официально — из-за творческих разногласий.
Я уверен, что у Райта мог получится один из лучших фильмов по комиксами в мире, сравнимый с третьим «Тором», которого, к слову, снял еще один талантливый постановщик — новозеландец Тайка Вайтити. Но нет, увы.
Тем не менее, неудачным фильмом того «Человека-муравья», который в итоге появился в прокате, я назвать не могу. Это просто еще одно неплохое кино про супергероя Marvel — очень камерное, с довольно смешными шутками. Да и актерский состав оказался весь к месту. Про Майкла Дугласа и Эванджелин Лилли и так все понятно, но для Пола Радда роль Скотта Лэнга фактически стала спасительной — после нее он снялся, к примеру, в фантастическом фильме «Немой» Данкана Джонса.
В общем, фильм неплохой получился, но все равно обидно из-за того, что Райт уступил режиссерское кресло Пейтону Риду. Очень уж интересно посмотреть, что там такого в сценарии и постановке британца стало причиной «творческих разногласий» с Marvel.
Алексей Егоров
Жаль, что мы никогда уже не увидим, какой бы получился «Человек-муравей» за авторством Эдгарда Райта. У Райта вполне мог получится фильм уровня «Стражей Галактики» — благо снимать он умеет, да и предыдущие его работы сложно назвать плохими (они даже были в нашем топе 100 фильмов!), но не сложилось — Райт ушел с должности режиссера по причине творческих разногласий со студией, и в итоге фильм дописывали и доснимали совсем другие люди.
Местами, конечно, релизная версия все равно выглядит и ощущается так, будто бы ее снимал Райт. Но только местами. Хотя назвать его плохим у меня язык не поворачивается. «Человек-муравей» получился неплохой историей о происхождении одного из героев — но не более. По настроению фильм вообще далек от всего того, что было в MCUраньше. По сути «Муравей» — это фильм-ограбление, смешанный с супергероикой. И несмотря на определенную торопливость (слишком уж быстро Лэнг учится управлять своими способностями), фильм все равно получился довольно интересным.
«Муравей» меня во многом подкупил своей камерностью - да, той самой, из-за которой я в свое время считал первого «Тора» скучным фильмом. Вот только там было полтора действия в часть, а «Муравей» же действительно забит действием, особенно со второй половины фильма. Фильм не берется за какие-то нечеловеческие масштабы, не охватывает несколько месяцев, не предлагает смотреть за сражением с инопланетянами, которые планируют разрушить мир — но смотреть его все равно интересно, потому что есть, на что посмотреть.
Да, повторюсь — это не фильм Райта. У того, скорее всего, вышло бы куда ярче и интереснее, чем получилось в итоге. Однако даже в текущей версии «Человек-муравей» получился неплохим фильмом — да, без особых претензий, но все-таки. Проблем у ленты хватает, но отторжения она не вызывает — это просто довольно легкий фильм, который даже на типичный блокбастер не тянет. Взрывов маловато.