31 августа 2015
Обновлено 09.01.2016

Киноитоги лета

Как ни больно это осознавать, но лето кончилось. Даже если осень не грозит вам возвращением к учебе, теплые дни отпускать не хочется, немногие успели ими полноценно насладиться. Помимо прочего это значит еще и то, что поток бездумных блокбастеров обмелеет, а серьезного кино, претендующего на Оскар, будет выходить больше.<br />Но о фильмах этой осени мы скоро поговорим отдельно, пока же я предлагаю оглянуться на лето 2015 и посмотреть, что оно принесло в нашу кинокопилку. Что порадовало, что разочаровало, а что мы могли в суматохе пропустить и теперь можем посмотреть дома.
Как ни больно это осознавать, но лето кончилось. Даже если осень не грозит вам возвращением к учебе, теплые дни отпускать не хочется, немногие успели ими полноценно насладиться. Помимо прочего это значит еще и то, что поток бездумных блокбастеров обмелеет, а серьезного кино, претендующего на Оскар, будет выходить больше.
Но о фильмах этой осени мы скоро поговорим отдельно, пока же я предлагаю оглянуться на лето 2015 и посмотреть, что оно принесло в нашу кинокопилку. Что порадовало, что разочаровало, а что мы могли в суматохе пропустить и теперь можем посмотреть дома.
Киноитоги лета - фото 1

Если вы помните, год назад я писал подобный материал, освятив его 10 серьезным летним фильмам, которые можно было легко потерять в толчее дорогих экшенов.

Если честно, мне сложно игнорировать разницу между двумя летними урожаями. В прошлом году я писал о таких фильмах как «Лок», «Враг», «Побудь в моей шкуре», «Повар на колесах», «Тропы» (первая статья) и «Любовь по рецепту и без», «Теорема Зеро», «Хоть раз в жизни», «Фрэнк», «Хотел бы я быть здесь» (во второй статье).

Я до сих пор помню эти фильмы, многие из них вошли в список моих любимых не только за это лето или этот год, а любимых и точка. Оглядываясь на нынешнее лето, я не знаю, что противопоставить этой подборке.

Безусловно, я смотрел далеко не все выходившие фильмы и где-то там, среди малоизвестного инди могли затеряться свои шедевры вроде тех же «Троп», которые я легко мог пропустить, если бы не отслеживал фильмы любимой Васиковской.

И все же, если судить по тому, что я все же успел посмотреть, лето выдалось гораздо слабее прошлогоднего.

Был ряд картин, о которых я по тем или иным причинам не смог написать отдельно. Я постараюсь восполнить эти пробелы здесь, а вы выбирайте, что вам интересно.

Киноитоги лета - фото 2
Киноитоги лета - фото 3

«Супер Майк XXL»

Первая часть вышла три года назад и была крайне скромным фильмом, который ни на что особо не рассчитывал. Естественно, «фильм про мужской стриптиз» большинство мужчин не станет смотреть, побоявшись косых взглядов, да и самим им не комфортно смотреть на мужские зады – чего ради?

Женщины тоже могли обойти «Супер Майка» стороной из-за скромности, а то и пуританства. Ходить на него парами несколько странно, мужикам компанией – тоже, а вот с подружками по приколу – может покатить неплохо. В общем, уже по самому концепту своему фильм сильно ограничивал себя в аудитории, и все же отбил свой бюджет больше десяти раз.

Первого «Супер Майка» три года назад я посмотрел с удовольствием. Решился я на это исключительно из-за Содерберга, этого режиссера не уважать невозможно, поэтому мне было интересно, что он сделает с этой темой.

Состав актеров тоже был отличный. Татум, отбрасывающий комплексы, признающий свои корни, мол, да, я начинал со стриптиза, а стал звездой Голливуда и вот отдаю дань нелегкому ремеслу. Фильмов, раскрывающих тяготы мужского стриптиза, мягко говоря, немного. Ну и МакКонахи, конечно, в роли Далласа, светящийся от харизмы, вступающий в свой МакКонессанс, был вишенкой на торте.

Главное, конечно, было в сценарии, в самой концепции. Это был не какой-то эксплуататорский танцевальный фильм с шаблонным сюжетом и не легкая эротика для женской аудитории. Это была настоящая драма про парней, которые идут на сцену не от хорошей жизни, но учатся ценить эти терапевтические сеансы для женщин, которые просто хотят расслабиться и получить немного внимания и нежности.

Киноитоги лета - фото 4

Фильм вышел прекрасный: глубокий и погруженный в реальность, как урановый лом в ртуть. Всем так понравилось то, что довольно неожиданно для всех получилось, что решено было снять сиквел.

Я уже писал в статье про пороки сиквелов, приквелов и спин-оффов, что проблема любой второй части прежде всего в том, что она не первая. У нее уже нет чистого листа, нет уникальности и нет той цельности, которой обладает любая оригинальная история, существующая сама по себе. Самые вкусные ходы уже реализованы в оригинале, сиквелу всегда приходится добирать остатки. Да, существует сотни дорог, по которым можно пойти, но того драматического импакта и той эпичности эта история уже, скорее всего, иметь не будет.

«Супер Майк XXL» не стал исключением и просел по сравнению с первой частью. Сильно, конечно, ударило по нему то, что Содерберг ушел с роли режиссера на более скоромные роли продюсера и оператора, но вряд ли бы даже его постановка сильно изменила дело.

Выяснилось, что сказать сиквелу практически нечего. Он продолжает историю ребят в ключе довольно шаблонном, затаскивая франшизу «Майка» на почву все тех же схематичных танцевальных фильмов, которых Татум тоже в свое время хлебнул достаточно.

Майк основал свой бизнес, но скучает по веселому прошлому, поэтому решает съездить со старыми друзьями в одну последнюю поездку на конвенцию стриптизеров и там отжечь. Мы видим и историю «возвращающихся чемпионов», и изобретение новых сценических образов и танцев для каждого, и разнообразные остановки на пути этого роуд муви. Все это мы видели миллион раз, на уровне фабулы и структуры жизненность из фильма ушла.

Самое важное, что удается сделать фильму – это не впасть в откровенную эксплуатацию. Мол, собрались додоить фанатов и срубить бабла. Нет, сиквел пытается оставаться настоящим кино, давать интересные характеры и мысли, есть хорошие диалоги и ситуации, есть химия в коллективе, картина неплохо смотрится, но вторичность сжирает ее изнутри.

Каких-то супер-интересных танцев тут нет (хотя женскими глазами все может смотреться и по-другому), Татум все еще великолепно двигается, но восхититься каким-то креативным номером не вышло.

В итоге, я не стану советовать смотреть сиквел. Он далек от «ужас-ужас», но все же недостаточно интересен. Гораздо лучше посмотреть первую часть, если вы ее не видели. Запереться где-нибудь ночью, чтобы вас никто не застукал и посмотреть. Вы взрослый человек, мужские жопы в стрингах можно и потерпеть ради хорошего кино про жизнь. Не так там и много этих жоп.

Киноитоги лета - фото 5

«Идеальный голос 2»

Сюда, в принципе, можно копипастить предыдущую страницу. Снова сиквел, снова стигма «кино для девочек», снова не стесняюсь признаться, что первая часть мне очень понравилась, и я даже пересматривал ее перед сиквелом.

Конечно, тут уже ни о какой серьезности, реалистичности и драме речи не идет. Это просто кино про студенток, поющих а капелла, то есть, без музыкальных инструментов, пение ртом. Первая часть была подвержена всем упомянутым выше шаблонам танцевальных, вокальных, спортивных и прочих соревновательных фильмов, но она выбрала из этих затасканных схем лучшие и воплотила их очень эффективно.

У нас есть группа изгоев, которых не принимает толпа и высмеивают некие надменные лидеры, изгои собираются вместе, сплоченные главной героиней, ищут свои сильные стороны, раскрывают потенциал и всех кладут мордой в асфальт. Занавес. Работает каждый раз, как ни странно. Конечно, привкус нафталина от этих ходов чувствуется весь фильм так сильно, что от него чихаешь, но свой заряд позитива эта история дает и в миллионный раз.

Сиквел попытался сделать все то же самое в миллион первый раз, придумать новых шуток и фишек, дать новых злодеев, но что-то пошло не так. Фильм смотрится гораздо слабее первого. Опять вспоминаются все те же проблемы сиквелов с тем, что самые вкусные вещи уже захапал оригинал, и это не исправить.

Девчачий коллектив «Голоса», как и команда стриптизеров «Майка», во второй раз уже не выглядят такими интересными. Как девушка, с которой просыпаешься после ночи бурного знакомства, наутро может показаться уже не такой Лиззи Олсен, как прошлым вечером в клубе.

И все же, несмотря на куда более бедный набор удачных структурных элементов, интересной динамики отношений и так далее, сиквел собрал свою кассу. Как мы помним, еще и «Безумного Макса» в бокс-офисе теснил.

«Майку», кстати, это не удалось, бюджет первой части там был меньше, а сборы больше. Правило сиквелов по увеличению сборов вне зависимости от качества фильмов здесь не сработало, а вот с «Идеальным голосом» все получилось – увеличили бюджет вдвое, получили в два раза больше денег, сохранив почти десятикратный множитель доходов по сравнению с затратами.

Киноитоги лета - фото 6

«Миньоны»

Ну что, поехали в третий раз? Я смотрел обе части «Гадкого я», шедевром их не назову, но удовольствие я получил и впечатление от франшизы довольно приятное.

«Миньоны» изначально выглядели рисковым шагом и, по факту, вышли не слишком удачными. Свой вагон денег при этом они получили, несмотря на недостатки. И какой вагон – больше миллиарда. Даже «Гадкому я 2» не хватило до этой отметки тридцати миллионов.

Критики назвали спин-офф слишком детским и жаловались на то, что весь фильм приходится слушать белиберду желтых дебильчиков вместо сколько-нибудь осмысленных диалогов.

Но у меня сложилось несколько другое впечатление. Именно назойливо детским уровнем шуток меня сильно достали «Монстры на каникулах», слишком уж они полагаются на тупые гэги, гипертрофированную мимику, жестикуляцию и переигрывание. У «Миньонов», как ни странно, этой проблемы нет.

Решение не делать речь главных героев осмысленной мне тоже показалось как минимум смелым. Естественно, мы видим это не первый раз. Есть немое кино, есть начало «ВАЛЛ-И» и «Вверх», где тоже все прекрасно обходились без слов, да много чего есть, но все равно смело. В принципе, то, что герои несут непереводимую белиберду, лишь изредка снисходя до знакомых слов вроде «банана», «окей», «ноу», не мешает их понимать.

Киноитоги лета - фото 7

На мой взгляд, основная проблема спин-оффа была в хреновом сценарии. Точнее, в самой его основе, в фабуле, в питче. Начало, которое показано в трейлерах, посвященное доисторическим приключениям миньонов – замечательное. Завязка, где показано, что они растеряли всех хозяев и впали в апатию – тоже логичное и удачное. Решение Кевина спасти племя и отправиться на поиски нового Босса – прекрасно. А вот дальше начинается какая-то муть.

Приплываем в Америку, начинаются какие-то комедийные ситуации, которые не очень хорошо ложатся в общую структуру, размывают фокус, сбивают динамику. Конвент злодеев – прекрасно, но дальше нам представляют новую злодейку Скарлетт, делают на ней огромный акцент и все начинает слипаться в огромный мегапельмень.

Дело даже не в том, что Скарлетт – неинтересный персонаж. Они с мужем вышли и правда неплохо, но с точки зрения структуры, развития истории и персонажей, все катится в тартарары. Это не похоже на полноценную историю, больше на какой-то недоваренный питч, из которого так и не смогли сделать что-то адекватное.

В студии Pixar за такой сценарий добрый Джон Лассетер постучал бы автору по голове плюшевом Немо, и отправил бы заниматься более полезными делами – например, снимать девушек в барах или топить урановые ломы в ртути.

Тут есть хорошие шутки, есть изобретательность и есть милые желтые дебилоиды, но смотреть это тяжело, как ни крути. В итоге, «Миньонов» я тоже не могу рекомендовать к просмотру.

Киноитоги лета - фото 8

«Алоха»

Кинолето – период довольно размытый, Box Office Mojo так и пишет – считать летние фильмы начинаем с мая. Есть еще один фильм, который попадает под такую трактовку лета и о котором я не мог не написать. Это «Алоха», вышедшая 29 мая.

Камерон Кроу – режиссер со сложной судьбой, которая приводит меня в откровенное замешательство. Есть у него фильмы, которые большинство оценило по достоинству: «Почти знаменит», «Ванильное небо», «Джерри Магуайер». А есть фильмы, которые попали в меня абсолютно, но оставили равнодушными большинство зрителей и критиков.

Про «Элизабеттаун» я уже рассказывал в одном из наших воскресных дайджестов – этот фильм многие годы остается в моем топ-5, он абсолютно волшебный. При этом его называют самым провальным у Кроу. «Алоха» похожа на него как по сути, так и по судьбе.

Во-первых, похожи истории: парень, переживший некое фиаско вынужден вернуться в места, где когда-то жил, столкнуться со старыми знакомыми и найти некого нового себя, в чем ему поможет непробиваемая оптимистка, очаровательная фея, вся такая из себя неординарная девушка. В первый раз эту музу играла Кирстен Данст, теперь, в «Алохе», не менее очаровательная Эмма Стоун. Кроу сменил одну подружку Человека-паука на другую.

В ходе знаменитого Sony-хака в одном из слитых имейлов обнаружились и впечатления студии от ранней версии «Алохи» – мол, все ужасно, связность отсутствует, полный сумбур, о чем фильм, неясно.

Я готовился к худшему, но в результате «Алоха» мне понравилась. Да, до «Элизабеттауна» она не дотянула, да, у некоторых это волшебство застрянет в горле как наивность и фантазерство, но фильм все равно доставил мне удовольствие. Ну а посмотреть на Брэдли Купера, Эмму Стоун и Рейчел МакАдамс на Гавайях, побыть немного в тропическом раю – всегда приятно.

В итоге, «Алоху» я могу осторожно посоветовать тем, кто может потерпеть немного наивности и сумбура ради приятного и неглупого фильма.

Киноитоги лета - фото 9

«Шпион»

Если говорить о самом большом приятном сюрпризе лета, то для меня им оказался «Шпион». Я абсолютно позорно его проспал, вернее, сознательно решил не идти на него в кино и не писать рецензию. Мне казалось, что комедия выйдет глупой и шаблонной, а все шутки будут строиться на издевательствах над Мелиссой МакКарти. Трейлер намекал, что этим все не ограничится, и у фильма есть большой потенциал, но в итоге я все же не поверил. А зря.

Издевательств над Мелиссой и ее полнотой, конечно, было навалом, но только поначалу, затем с «полноватой офисной неумехой» происходит чудесная метаморфоза, и она превращается в способного агента. Ход-то предсказуемый, удивительно то, что метаморфоза эта вышла убедительно.

Нам показывают, что она умеет драться, быстро соображать, отыгрывать свое прикрытие, стрелять, брать ситуацию под контроль и так далее. Вот это было неожиданно.

Можно сколько угодно пытаться представить нелепых персонажей крутыми, но вот сделать это убедительно, действительно перевернуть мнение зрителя – это удается крайне редко. «Арчер» – один из редких удачных примеров.

2015 – год шпионов. 5 фильмов уже вышли, Бонд и «Мост шпионов» еще впереди. Как уже шутили в комментариях, 007 лент в год. И при всем при этом героиня Мелиссы останется в моей памяти как самый убедительный и способный агент года. Возможно, дело в неожиданности, но фильм и впрямь показывает нам ее таланты и навыки один за другим, пока не добивается уважения к персонажу.

Шутки тоже вышли хорошими, а смотреть за персонажами Джуда Лоу и Джейсона Стэйтема – сплошное удовольствие.

Конечно, это не шедевр вроде пресловутого «Kingsman» и не нечто масштабное как «Племя изгоев», не столь красивое и стильное, как «Агенты А.Н.К.Л.», но это однозначно хорошее кино – не только смешное, но и действительно интересное именно как шпионский экшен-фильм. Чертовски неожиданно, но это так.

Киноитоги лета - фото 10

Смерть «Супермен жив»: Что случилось?

Об этом документальном фильме мы планировали рассказать отдельно, но, к сожалению, не получилось. Это история того, как собирался и как развалился фильм «Супермен жив» с Николасом Кейджем в главной роли. Снимать его должен был Тим Бертон, а одну из версий сценария писал Кевин Смит.

До этого я знал про этот проект только из байки, что Смит рассказывал на всех своих вечерах – как безумный продюсер говорил ему вставить в сценарий бои супермена с гигантским пауком, а Брейниака – с полярными медведями, охраняющими Крепость Одиночества. Все это напоминало выдумки Смита, но как показывает документалка, большая часть байки оказалась правдой, причем признает это тот самый продюсер. Да, медведи, да, паук, они же очень страшные, было бы круто.

Чего я не знал, так это того, насколько далеко зашел проект, сколько всего было сделано, насколько успел вложиться во все это Бертон, Кейдж и все остальные.

Долго работали над многослойным костюмом, кораблем Брейниака, дизайном существ, оказавшихся у него в рабстве, в общем много интересного было погребено под руинами.

Причина закрытия проекта сложилась из многих вещей, но большим ударом стал провал «Бэтмена и Робина». Как я уже писал раньше, Бертон должен был реально ненавидеть Шумахера за то, что тот загубил не только его франшизу Бэтмена, но и нерожденного Супермена.

Документалка вышла крайне интересной, всем советую с ней ознакомиться. Аналогичный фильм по так же отмененной «Дюне» Ходоровского, конечно, поражал куда сильнее, но там величина и значение проекта было просто огромным, ее тоже советую посмотреть, она сильно меняет представление об истоках нашей любимой кинофантастики.

Киноитоги лета - фото 11

«Антураж»

Еще этим летом вышел «Антураж», полнометражный сиквел сериала, продлившегося 8 сезонов. Он рассказывал о группе друзей, пытающихся добиться успеха в Голливуде.

Один из них – красавчик-актер, который уже стал звездой на момент начала повествования, а остальные – его «антураж», окружение. Сериал был любопытен из-за того, что все приключения четверки строились на реальной истории Марка Уолберга, который решил сделать из своей жизни забавную пьесу.

Несмотря на некоторую шаблонность, шоу неплохо показывало процесс работы над фильмом изнутри и устраивало регулярные камео интересных людей, играющих там самих себя, вроде Джеймса Кэмерона, который в сериале снимает свою версию «Аквамена». Уже ради этого стоит осилить пару сезонов.

Как бы то ни было, я посмотрел все 8 сезонов подряд и ждал фильма, мне было интересно, что произойдет с героями. За те два месяца, что я его ждал, я потерял весь интерес. В ретроспективе персонажи вспоминались как плоские карикатуры, и возвращаться к ним не хотелось.

Фильм в результате ничего особенного, чего не было в сериале, предложить не смог. Бюджет эту формулу интереснее не сделал, повышенная концентрация камео знаменитостей – тоже.

Вердикт – если вы решитесь смотреть «Антураж», смотрите все 8 сезонов и фильм подряд. Начинать с фильма особого толку нет, лучше попробовать первый сезон – это будет логичнее. Смотреть фильм тем, кто не видел сериала, практически нет смысла. Если сериал вы видели, вы прекрасно представляете, что увидите в полнометражке. Еще больше того же самого. Если вы соскучились – вперед. Если нет – проходите мимо.

Киноитоги лета - фото 12

Чтобы подытожить впечатления, я разбросал все релизы по двум простым колонкам для наглядности. Если вы читали не все из этих рецензий, удобно будет прокликать их отсюда.

Разочаровали:

Порадовали:

Киноитоги лета - фото 13

Честно говоря, итог немного удивил меня самого. Я почему-то думал, что разочарований было больше. Вот что значит негативное мышление. Возможно, это потому, что «радости» были не слишком запоминающиеся и зачастую едва переваливали за заветный рубеж. Шедевров не было, были неплохие фильмы.

А вот разочарования, наоборот, хлопались как жаба об асфальт. Если проваливаться, то в тартарары. Ощущение это создают, по большей части, «Пиксели» и «Фантастическая четверка», но и «Юрский мир» с «Генезисом» тоже в ретроспективе вспоминаются как потерянные возможности и проходняк.

А у вас какие впечатления от этого кинолета? Много насчитали отличий?

Комментарии 55
Чтобы оставить комментарий, Войдите или Зарегистрируйтесь
Михаил Вальмон
Михаил Вальмон
Хочу "Мордекай" посмотреть, а "Шпион" хорош - да, с Джейси просто лежали.