Какие фантастические фильмы вышли в 2020 году. От «Бога грома» и «Платформы» до «Феи» и «Спутника»
«Зависнуть в Палм-спрингс» (Palm Springs)
13 августа на российских экранах появилась очередная фантастическая комедия в духе «Дня сурка», до этого доступная на цифровых платформах. Однажды главный герой Найлз знакомится с Сарой на свадьбе ее сестры. Двое быстро сходятся друг с другом, но новое знакомство обрывают фантастические события, которые приводят, в первую очередь, к временной петле, а не любви с первого взгляда.
Теперь герои застряли в одном дне, когда «завтра всегда и все время будет сегодня». Снова и снова переживая одно и то же без права на смерть, Найлз и Сара открывают для себя новое чувство. Хотя эти персонажи — отнюдь не единственные жертвы произошедшего.
В рецензии на фильм Милена Старкова писала:
Основная линия в «Палм-Спрингс» сливается с линиями других мелодрам, где главные герои точно так же слишком большое количество времени проводят вместе, чтобы затем прийти к выводу: мы друг без друга жить не можем. И звездное небо, откровения перед горящим костром, смех, танцы, слезы и палатка только подталкивают к мысли об общей шаблонности происходящего.
События, как было отмечено ранее, переплетаются между собой сложным образом. Что-то вроде детектива Агаты Кристи со множеством сюжетных каламбуров. В какой-то момент нить повествования можно потерять и до самых титров сидеть и думать о чем-то другом, но вовсе не о том, что предполагал автор.
Здесь должна поработать внимательность и память. В остальном, сложностей с картиной никаких не возникает. Тут нет глубокого психологизма или исчерпывающей драмы. Равно как и существенных переживаний. Есть очень комичные ситуации, но распределены они неравномерно, поэтому картину нельзя назвать полностью комедийной, как это заявлено в афише. На протяжении половины фильма зрителя может ожидать жанровая дезориентация. Зато частые изменения как в повествовании, так и в декорациях не дадут заснуть. Хронометраж тоже терпимый — всего 90 минут.
«Бог грома» (Mortal)
В начале июня на онлайн-платформах вышел новый фильм норвежского режиссера Андре Овредала, автора популярного фэннтези «Охотник на троллей» (Trollhunter). Речь там об Эрике, американце с норвежскими корнями, с которым произошло таинственное несчастье, когда он решил вернуться на историческую родину, чтобы воссоединиться с семьей.
Теперь он бродит по лесу одинокий, раненный и отстраненный от всего мира. Но не всех устраивает такое положение вещей. Местный дерзкий подросток вступает в конфликт с героем, в результате чего погибает при странных обстоятельствах, а Эрика берут под стражу. И с этого начинаются все проблемы. У Эрика явно есть сверхспособности, но обуздать он их не может. С этим ему хотят помочь прибывшие американские военные и местный юный психиатр Кристи. А вот отец ребенка жаждет мести.
В рецензии на фильм Ибрагим Аль Сабахи писал:
Кроме страдающего от своих сил героя в картине нет ни одного минимально интересного персонажа. Набор картона, состоящий из злых и глупых военных, понимающего полицейского, расстроенного отца и девушки, которая тут для посредственной лав-стори.
Это могли бы искупить интрига и зрелищность. Но зрелищности здесь тоже мало. Это именно фантастическая драма, где в нескольких эпизодах появляются спецэффекты. Именно появляются, а не используются для создания зрелищной экшен-сцены. Минимализм пошел концепции лишь во вред, так как сценарий совершенно не того уровня, чтобы спокойно игнорировать отсутствие зрелища в фильме про человека с суперсилами.
Получилась еще одна история о человеке с силами, который пытается разобраться в себе, а ему мешают военные и различные обстоятельства — только с кучей примитивных диалогов вместо захватывающего действия.
«Бескрайняя ночь» (The Vast Of Night)
Инди-сайфай режиссера-дебютанта Эндрю Паттерсона был представлен на кинофестивале Slamdance еще в январе 2019-го, а в мае 2020-го картина вышла на Amazon Prime Video, где наделала много шума. Это ностальгическая фантастика об американском городке 50-х в духе эпизода «Сумеречной зоны» с очень артхаусной (чтобы не сказать претенциозной) режиссурой и минималистским сценарием.
В рецензии Анастасия Яблоновская писала:
Синопсис «Бескрайней ночи» для современного зрителя звучит тривиально, но и не для него снимался этот фильм. В самом начале картины мы наблюдаем за тем, как камера медленно проезжает по комнате, обставленной в духе 50-х, приближается к ламповому телевизору, который показывает шоу о паранормальных явлениях вроде «Сумеречной зоны».
Создавая дополнительное пространство по ту сторону экрана, Паттерсон дает зрителю отдельную роль. Теперь мы с вами — люди середины прошлого века. Мы не знаем о смартфонах, не пресыщены яркими картинками, не привыкли ставить все под сомнение. Мы легковерны, обожжены трагедией 40-х и отовсюду ждем нападения: ладно инопланетяне, а вдруг коммунисты? Телевизор для большинства из нас — все еще роскошь, источник информации и развлечений — радио и его научно-фантастические постановки. И да, нас не сложно напугать историей о том, как в маленьких городах слышали странный звук, а потом люди там исчезали.
Модный в последние годы возврат к прошлому в «Бесконечной ночи» обретает новую форму. Никто не станет пичкать вас очевидными цитатами, там где надо и нет. За исключением вышеупомянутой «Сумеречной зоны», под эпизод которой стилизована вся картина, и огромных букв WOTW, в которых сложно не узнать аббревиатуру «Войны миров» Герберта Уэллса (The War of the Worlds), прямых отсылок в фильме не найти.
Паттерсон не идет простым путем, не жонглирует референсами, а элегантно воссоздает атмосферу давно ушедшего времени. Она есть во всем — от ручных коммутаторов до автомобилей, от непритязательных планов героев на будущее до их огромных очков в темной оправе. Последние, кстати, — не только дань моде, но и неожиданно удачный прием.
«Фея»
30 апреля сразу в онлайн-кинотеатре КиноПоиск HD вышел отечественный фильм «Фея» с Константином Хабенским в роли разработчика игр для виртуальной реальности. В рецензии на фильм Тимур Алиев писал:
История «Феи» неторопливо выстраивается вокруг Евгения Войгина (Константин Хабенский — «Собибор», «Время первых», «Метод»). Он основатель и геймдизайнер компьютерных игр для виртуальной реальности. Самоуверенности Евгению не занимать: мир якобы вертится исключительно вокруг него, гениальность разработчика — его визитная карточка и в ночном клубе, и в придорожной закусочной.
Главным «козырем» компании, принадлежащей Войгину, выступает приключенческая сага «Коловрат» (да, соответствующий символ в ней также используется). Готовится к выходу уже третья часть игры, однако релизу не хватает инфоповодов для раскрутки.
Татьяна, полуобнаженная и измазанная кровью, залезла в машину геймдизайнера. Девушка спасалась от ОМОНа, бравые бойцы которого налетели на несанкционированную акцию экоактивистов. Неисповедимы хитросплетения сюжета Меликян, которыми она может гордиться. И, конечно, Хабенским, потому что больше по сути нечем.
Заключительная часть киновселенной режиссера после любимой многими «Русалки» и не во всем удавшейся «Звезды» пытается соединить крайне разные замыслы и отсылки, но терпит неудачу. Создатели сильно перегрузили структуру сюжета, да и хронометраж для авторского кино весьма внушительный (2,5 часа). Было бы что показывать, но перед нами тривиальная по сути история о самоопределении.
«Спутник»
Российский клон «Чужого» недавно вышел на западных цифровых платформах, где был на удивление тепло встречен критиками. Мы смотрели фильм в апреле в отечественных онлайн-кинотеатрах. Год 1983-й. Космический аппарат СССР с двумя космонавтами на борту завершает плановый полет и возвращается на Землю. Но что-то идет не так: силуэт голубой планеты в иллюминаторе меркнет, а люк аппарата кто-то пытается открыть. С противоположной стороны.
Монтажная склейка — и вот мы уже на Земле, видим труп одного из астронавтов, а рядом с ним пытается прийти в себя его товарищ, Константин Вешняков (Петр Федоров — «Территория», «Дуэлянт»). С черными как сажа глазами…
Тимур Алиев писал о новом проекте Федора Бондарчука:
Если режиссер Абраменко и пытался отрефлексировать ушедшую эпоху, в которой зеки — это просто корм для пришельца, а столичное начальство можно заткнуть фальшивыми отчетами, то получилось весьма слабо. Семирадов в исполнении Бондарчука с зализанной назад сединой — вылитый Прокурор из собственного «Обитаемого острова».
Антигуманистические эксперименты ученого, вследствие которых по нему «трибунал плачет» — такая же аляповатая «дань эпохе» как игрушка-Неваляшка в космосе, мечты о концерте Аллы Пугачевой и силуэты «черных воронков» НКВД, приезжающих в казахские степи по доносу.
«В космос можно, а в коридор нельзя», — бросает в одной из сцен герой Федорова. Забавным образом «Спутник» встраивается в современную самоизоляционную действительность, пытаясь различными метафорами и рифмами с русской классикой донести идею о «тюрьме в головах» и невидимом экспериментаторе с патриотическими идеалами.
Центральная тема страха — как внутреннего, так и внешнего — остается в «Спутнике» главной, несмотря на бездарную игру актеров и переизбыток стереотипов. Финальным аккордом становится внезапно мелодраматическая сцена усыновления, которую при всем желании никак не встроить в сюжетный «скелет» фильма.
«Вивариум» (Vivarium)
27 марта состоялся цифровой релиз триллера «Вивариум» (Vivarium) — слова «виварий» наши прокатчики, очевидно, не знают. Имоджен Путс и Джесси Айзенберг застреваю в пустом пригороде, выбраться из которого обычным путем просто невозможно.
Ибрагим Аль Сабахи писал о фильме:
Еще с первого ролика было очевидно, что фильм будет представлять из себя метафору семейного быта. Зацикленного, какого-то механического, словно заданного свыше, где любое отступление от нормы ни к чему не приводит. Роли написаны, и их надо исполнять. Эта толстая метафора заполняет все пространство, да так, что жир начинает течь с экрана. Никакой тонкости.
Вот папа — строгий мужчина, решающий воспитывать сына при помощи наказания. Противопоставляют ему женщину, которая все же испытывает какие-то отдаленные материнские чувства к этому неадекватно быстро растущему ребенку. Разные подходы к воспитанию приводят к конфликтам. Да и не только в этом дело.
Метафоры продолжают бить в лоб своей очевидностью. Кормилец семьи должен пропадать на работе, пока мама занята воспитанием истерящего по поводу и без, ребенка. Но единственный аналог работы в этом проклятом месте — копать яму, чтобы узнать, что внизу.
Сам же ребенок — это ходячий спойлер к финалу картины. Зачем создатели в первой трети фильма фактически дословно рисуют концовку своей работы? Как только мы видим внешность чуть подросшего ребенка, то становится очевидно, как все закончится. И самое ужасное, что промахнуться фактически невозможно, настолько банальной и прямолинейной оказывается концовка.
«Платформа» (El Hoyo)
20 марта на потоковом сервисе Netflix вышел испанский фантастический триллер «Платформа» (El Hoyo), оказавшийся одним из самых успешных релизов сервиса в этом году. Это притча в духе культового «Куба», рассказывающая о тюрьме будущего, где всех заключенных кормит передвигающийся по вертикали шведский стол.
Ибрагим Аль Сабахи писал о фильме:
Самая главная прелесть этого сюжета в том, что, помимо нескольких вышеупомянутых правил, администрация не ставит палки в колеса обитателям. Все в руках заключенных. Они должны сами наладить контакты друг с другом и попытаться понять, как сделать так, чтобы недостатка в еде не было. Но разве это так легко?
Каждый, кто почувствовал себя королем наверху, не горит желанием как-то помогать низам. Главное использовать этот месяц для удовлетворения своих аппетитов, ведь в следующий раз можно оказаться на нижних этажах, куда доходит разве что разбитая посуда.
В течение всей картины герой двигается по этой извращенной социальной лестнице, соседствуя с персонажами с разными взглядами на проблему. Кто-то готов принимать активные действия по улучшению ситуации, стараясь делиться, а кто-то нет, предпочитая объедаться как свинья. Такая ситуация заставляет зрителя подумать, как бы он разрешил эту проблему. Какие схемы можно при данных обстоятельствах воплотить в жизнь, чтобы уменьшить смертность.
Хорошая съемка и атмосфера безысходности вкупе с яркими персонажами делают этот фильм достойным внимания, но людям, не любящим жестокость, смотреть его будет совершенно невыносимо. В нем присутствует большое количество откровенно неприятных моментов.
«Сквозь снег» (Snowpiercer)
В январе 2020 на волне успеха «Паразитов» в российских кинотеатрах наконец-то выпустили фантастический боевик Пон Чжун Хо, во всем остальном мире прошедший еще в 2014-м. Это постапокалиптическая антиутопия о промерзшей насквозь Земле, где остатки человечества заперты в поезде, который ездит кругами по заснеженному миру.
Алексей Егоров писал о фильме:
Проблема персонажей в фильме в том, что все они вышли очень уж плоскими. Вроде бы у них есть и цели и стремления, да и отыгрывают актеры хорошо — но практически полное отсутствие хоть какой-то предыстории и плоскость образов все убивают. Авторы вообще могли обойтись без имен, оставив лишь прозвища, отражающие род деятельности.
«Лидер», «Машинист», «Наставник», «Министр», «Взломщик», «Охранник» — если вы смотрели фильм, то наверняка при взгляде на эти слова у вас в голове сразу же всплывут нужные лица. Плохо ли это? Пожалуй, нет — плоскость героев практически не мешает развитию истории, хотя к этой самой истории тоже есть ряд вопросов. Которые, впрочем, лучше не задавать — иначе фильм просто рассыплется как карточный домик.
Впрочем, недостатки фильма меркнут перед отличной актерской игрой и отличной же режиссерской и операторской работами. Фильм снят очень круто — авторы заморочились с детальной проработкой множества разнообразных вагонов состава-ковчега, грамотно воспользовались тем, что их «локация» это поезд, выдумав несколько отличных и запоминающихся сцен, а также добавили немного спецэффектов в виде промерзшего мира, который проносится мимо. Благодаря усилиям всей съемочной команды Snowpiercer получился весьма оригинальным и мало похожим на другие фильмы-катастрофы. Хотя бы потому, что здесь катастрофа — лишь фон для основного действа.
«Сквозь снег» ставит перед зрителем ряд неудобных вопросов — например, о том, стоит ли выбирать из двух зол меньшее или о том, стоит ли революция той крови, что прольется в ее ходе — но не отвечает практически ни на один, предлагая додумать самостоятельно.
«Кома»
30 января на российские экраны вышел новый проект Сарика Андреасяна. В центре сюжета дебютной режиссерской работы Никиты Аргунова Архитектор (Риналь Мухаметов), пребывающий в коме после автокатастрофы. Мир комы представляет собой без какой-либо логики сшитые вкривь и вкось локации, созданные из обрывков воспоминаний находящихся в коме людей.
Не успевает герой налюбоваться креативными дизайнерскими решениями этого незнакомого мира, как сталкивается с одним из Жнецов. Жнецы — это порождения умирающего мозга, монстры, которые поглощают людей и обращают в себе подобных. Но героя спасают местные обитатели, также пребывающие в коме, но уже знающие правила этого мира.
Ибрагим Аль Сабахи писал о фильме:
Что сильно напрягало, так это опять потерянный Риналь (В «Притяжении» он очень похоже играл). Он и в коме, и в реальном мире говорит и ведет себя так, словно не понимает где находится, и ему все равно. А Антон в роли Фантома дьявольски переигрывает, корча из себя мудака. Остальные же персонажи просто серые, фактически статисты. Особенно обидно за Любовь Аксенову, которая была хороша в «Гуляй, Вася», а здесь просто выступает приложением к главному герою.
И вот мы переходим к самому интересному — действию. По трейлерам некоторые могли подумать, что в этом интересном мире будет зрелищный экшен. Но его там на самом деле мало. Вступительная сцена, да в середине перестрелка, вертикальность которой интересна концептуально, но реализована топорно. В остальном ничего примечательного. Даже финальная конфронтация двух персонажей ощущается обрубленной.
В итоге все эти красивые задники лишь фон для не самых интересных диалогов, хотя с нормальным сценарием на таких локациях можно было бы устроить восхитительные потасовки с использованием окружения и странной физики мира.
«Под водой» (Undewater)
23 января на экраны российских кинотеатров вышел фантастический фильм ужасов «Под водой» (Undewater), где команда сотрудников подводной станции во главе с Кристен Стюарт попадает в ловушку между разрушающейся базой и неизвестными чудищами.
Ибрагим Аль Сабахи писал о фильме:
Картина страдает раздвоением личности. Она не может понять, чем она хочет быть. Если фильмом катастрофой, где люди гибнут от разных разрушений и косяков оборудования, то зачем тогда вся тема с монстрами? Если это подводный слэшер, то зачем весь фильм избегать тварей?
Оператор почти весь фильм боится их больше героев, улепетывая куда подальше, как только они показываются. За всю картину фактически не удается полностью и при адекватном освещении рассмотреть этот глубоководный ужас. Они постоянно в движении.
Да и напряженных страшных моментов очень мало. Все происходит слишком быстро, зрителя не успевает пробрать ужас, так как нет нормального нагнетания. Все это не значит, что у картины нет плюсов. У нее достаточно бодрый темп. Да, персонажи и диалоги слабые, но они постоянно в движении и с ними что-то происходит. У них очень мало времени на передышку. А такая динамика всегда идет на пользу.
А в финале зрителя ждет небольшой сюрприз. Благодаря нему он может даже запомниться, уж больно неожиданно это было. Да и появление такого фильма в современном кинематографе это уже удача. Так как обычно такое снимают в основном за копейки, где ничего толком не могут показать, а если показывают, то только, чтобы пустить кровь из глаз зрителей. Пусть лучше выходят такие среднебюджетные фильмы с несколькими крутыми сценами, чем копеечный ужас от студии Asylum или просто ничего.
«(Не) идеальный мужчина»
16 января вышел новый фильм Марюса Вайсберга («Бабушка легкого поведения», «Ржевский против Наполеона»), снятый на деньги Фонда Кино. Действие происходит в недалеком будущем, где в свободной продаже появились человекоподобные андроиды.
Каждая модель соответствует определенному виду деятельности, например, повар или фитнес-тренер. Света (Юлия Александрова) устраивается на работу в отдел продаж, где встречается с «не таким, как остальные» роботом (известный российский певец Егор Крид). Из-за наличия псевдо-чувств он считается бракованным, но девушка жалеет его и покупает.
Юлия Троицкая писала о картине:
Робот, логично, должен выражать минимум эмоций, но его героя носит из крайности в крайность. За пару минут спокойствие сменяется и неоправданным смехом, и слезами, и переходом обратно к смирению, а потом снова беспокойностью. Верить чему-то из этого диапазона чувств — не хочется, хотя бы потому что проникнуться ими не успеваешь.
Если от жанра «фантастика» в фильме есть андроиды, то что-нибудь от «комедии» придется искать долго. Ее просто нет. Все выглядит затянуто и плоско. То, что вроде бы должно быть смешным — выглядит абсурдно и пресно. При желании многие моменты можно было бы обыграть интереснее, к примеру подготовку к свадьбе с роботом. У него же из документов только чек!
«(Не)идеальный мужчина» получился очередным никому не нужным фильмом. Кому, кроме фанаток Егора Крида, он может понравиться — непонятно. Нет ничего, что вызовет даже легкую улыбку. Вопрос и в том, что Марюс Вайсберг хотел донести до зрителей. Хоть какой-нибудь романтики нет, есть ванильные признания и неправдоподобные чувства из книжек для девочек-подростков. Открытый финал оставил намек на вторую часть, но вряд-ли она зайдет дальше очередного фанфика из интернета.