Как успех «Дэдпула» изменит Голливуд
Голливуд мыслит схемами, историями успеха, что часто замыкает его в порочный круг – если фильм сработал, его надо клонировать снова и снова, если нет – выкинуть, не разбираясь в причинах и больше не гринлайтить ничего похожего. Это оставляет очень мало места для новых идей и шансов пробиться на экраны чему-то свежему. Мы уже говорили об этом в статье про экранизацию игр и то, почему весь жанр так долго находился в стагнации.
«Дэдпул» как идея был Голливуду непонятен. Вполне буквально, продюсер Fox изначально так и сказал: «Я не понимаю этот сценарий». Только количество просмотров утекшей (все уже уверены, что слитой лично Рейнольдсом) тестовой сцены и положительная реакция фанатов на нее свели чудо «Дэдпула» к понятному для студий языку – цифрам.
После его премьеры все снова сводится к ним. Студия вряд ли оценила оригинальность и креативность фильма, но 9 побитых рекордов она видит. Вяжи галстуки, «Оттенки серого» – все твои февральские рекорды по сборам за один день и за уик-энд летят в топку. Шатай трубу, «Месть ситхов», ты больше не самая прибыльная премьера Fox.
Соси модем, «Матрица: Перезагрузка», самый прибыльный уик-энд для фильма с рейтингом «R» – это больше не про тебя.
333 миллиона мировых сборов за неделю. Я иду за тобой, «Страсти Христовы» и твоими 611 миллионами мировых. Дай только срок и кто-то пососет девятидюймовый гвоздь.
В общем, очевидно, что Голливуд не оставит эту победу незамеченной. Вот только не факт, что этому стоит радоваться. Студии не в первый раз превращают нечто хорошее в парад уродов из-за своего узколобого понимания ситуации.
Трилогия Нолана дала нам не только Джокера и полтора отличных фильма, но еще и открыла эпоху Мрачных Комиксов. «Мстители» были не просто веселым гик-аутом, они запустили механизмы мутации.
Так же как «Звездные войны» в свое время перевели весь Голливуд на рельсы франшиз, «Мстители» заразили всех зудом общих вселенных.
Теперь мало было просто иметь сиквелы, приквелы и ребуты, нужно было уметь расщеплять франшизу на отдельные, чтобы затем снова свести все воедино. Идиотская затея с «общей киновселенной монстров» все еще ковыляет, несмотря на провалы «Виктора Франкенштейна» и нового «Дракулы» – нам еще предстоит вытерпеть ребуты «Мумии», «Человека-невидимки» и прочих вместе с тем групповым дерьмодемоном, которого они из этого впоследствии слепят.
Голливуд по-прежнему все та же обезьяна, пытающаяся натянуть очки себе на жопу. А ведь еще не иссякла река дерьма, хлынувшая после успеха «Голодных игр»: все эти «Пятые волны», «Дивергенты», «Гостьи», тысячи их. После «Аватара» мы до сих страдаем от головной боли на 3D-сеансах, а чего-то столь же впечатляющего в этом самом 3D так и не создали.
Так что может вынести Голливуд из успеха «Дэдпула»? Что нужно как можно больше супергеройских фильмов с рейтингом «R». Что все должны материться и шутить про яйца. Что надо ломать четвертую стену. Что надо всей супергероике урезать бюджет по эти самые яйца, ибо, видимо, это подстегивает креатив. Что надо больше вбухивать в пиар-кампании и в таковых постоянно подмигивать зрителю, как будто у тебя тик.
Это может показаться преувеличением и крайностями, но за эту неделю мы услышали такие новости: «Росомаха» получит рейтинг «R», «Спауна» собираются перезапустить в виде хоррора с рейтингом «R» (первый, кстати, был «PG-13»), «Сила Икс» тоже выйдет с рейтингом «R». И так далее.
Мы писали и про пост Джеймса Ганна, режиссера «Стражей галактики», который тоже обеспокоен тем, что Голливуд сделает неверные выводы и просто наплодит фильмов со «взрослым» рейтингом или начнет всюду вставлять откровенный юмор и обращение напрямую к зрителю. Многие этого боятся. И, если вдуматься, не зря.
Фокус в том, что все заметные черты «Дэдпула» подходят только ему. Мертвому бассейну нужен этот рейтинг – без него уйдут его лучшие шутки, а экшен потеряет сок, чуваку с пистолетами и катанами придется опять играть в «люди прилегли поспать» вместо того, чтобы играть отрубленными головами в футбол.
Да, скинуть оковы PG-13 пойдет на пользу «Росомахе» и «Спауну» – пора Хью хоть в последнем фильме дать покромсать врагов на кровавые шматы, но «Человеку-пауку» точно не сдался рейтинг «R», как и большинству фильмов Marvel – он лишь ограничит их аудиторию и не факт, что добавит чего-то хорошего.
Дэдпулу можно ломать четвертую стену, потому что он делал это десятилетиями в комиксах, накоплен опыт, выработаны свои правила. И наконец – «Дэдпул» это прежде всего первая супергеройская комедия. Да, Marvel вставляют в фильмы шутки, но экшен остается главным стержнем, здесь же они меняются местами. Шутки в фокусе, экшен в роли поддержки. Здесь к месту говорить со зрителем и шутить про МакЭвоя, жадную студию и Хью Джекмана – это комедия. Если кто-то из Людей Икс посмотрит в камеру посреди Апокалипсиса и скажет: «Чуваки, ну полная жопа, видите?», это будет не особо к месту.
Все вульгарные шутки Уилсона смотрятся приемлемо потому, что фанаты к ним готовы и отчасти подготовили к ним других, объяснив, что так и надо. Если Паркер начнет шутить про яйца те же фанаты поднимут всех на вилы.
И даже с пиар-кампанией все не так просто. Нельзя устроить такое виральное пиршество любому фильму – общение на равных с фанатами, обращение к их желаниям, было в основе всего проекта. Игривость персонажа и его игнор четвертой стены позволили сделать пару отличных роликов, а ироничное отношение к себе – забавные плакаты. Вознагражденная любовь фанатов породила фанатские постеры – как это часто бывает – но именно внимание создателей к фанбазе позволило включить их в официальную кампанию, как постер с зонтиком.
Урок, который мог бы вынести Голливуд в идеальном мире – нужно давать шанс новому и талантливому. Рисковать. Но вместо этого они хотят сделать все наоборот и превратить риск в безопасное выжимание денег из формулы. Шутка в том, что успех «Дэдпула» вряд ли удастся повторить даже его собственному сиквелу.
Его феномен оказался не во всей вышеперечисленной ерунде, а в том, что это было дико, нагло и неожиданно. Шутка, повторенная дважды, теряет свою прелесть.
Даже если вы поржали с видео кота, играющего на пианино, и разослали его друзьям, маме и бабушке, вы не будете пару лет ждать сиквела про кота, играющего на синтезаторе, и пересматривать первый ролик каждое рождество.
Это была шалость и шалость удалась, но я не скажу, что не могу дождаться сиквела «Дэдпула». Он утолил жажду нового и свежего, смелого и относящегося с иронией к себе и всей индустрии. Теперь та же самая жажда требует чего-то другого, чего-то нового.
Было бы отлично, если бы студии осознали, что «Дэдпул» учит подходить с уважением к оригинальному материалу и не бояться реализовывать его так, как он сам диктует. Если нужен рейтинг «R» – делаем с ним, если более уместен рейтинг «PG» – не пытаемся добить до «PG-13», чтобы привлечь аудиторию повзрослее. Если Супермену и Пауку больше к лицу яркие цвета и жизнерадостность, не пытаемся облить их грязью и ржавчиной и бросить в канаву депрессии и вечного дождя, где сидит Бэтмен. И к вам не зарастет…
Жаль, но в это не верится. Слишком часто Голливуд доказывал, что не понимает нюансов и рубит сплеча.
Чем в реальности обернется для нас наше маленькое черно-красное чудо – остается лишь гадать. И надеяться на то, что это не выльется в очередной парад уродов. Ведь когда эти уроды с рейтингом R и шутками про яйца сквозь четвертую стену доберутся до проката и безнадежно провалятся, это может убить нахрен весь жанр. И вряд ли стоит верить, что ему на смену придет нечто глубокое и прекрасное, как колодец пива или Саша Грей. По тем же самым причинам.