Читай нас
Обложка: кадр из сериала «Игра престолов»
Обложка: кадр из сериала «Игра престолов»

23 года назад, в августе 1993 года, в свет вышла первая книга нового цикла Джорджа Реймонда Ричарда Мартина «Песнь Льда и Пламени». Этой литературной серии было суждено изменить не только жизнь писателя, но и всю телевизионную и сериальную индустрию.

Но до этого момента оставалось еще как минимум 18 лет: пилот экранизации «Игры престолов» от НВО вышел только 17 апреля 2011 года. «Канобу» объясняет, как история стандартного (на первый взгляд) альтернативного средневековья стала одним из главных явлений мировой массовой культуры.

Что предшествовало «Игре престолов»

Джордж Мартин приступил к написанию цикла «Песни Льда и Пламени» в далеком 1991 году и изначально задумывал его как трилогию. На данный момент опубликовано пять книг («Игра престолов», «Битва королей», «Буря мечей», «Пир стервятников» и «Танец с драконами»). Последняя из них вышла в год выпуска первого сезона экранизации от НВО, и теперь из запланированных осталось еще две («Ветра зимы» и «Грезы о весне»).

К моменту написания первого романа цикла Мартин уже давно был известным не только писателем, но сценаристом на телевидении. Свой первый рассказ он опубликовал еще в 1971 году, а первый роман — в 1977. Более подробно о ранних произведениях и карьере Мартина-сценариста вы можете узнать из материала Александра Башкирова.

Будучи фанатом Толкина, Джордж Мартин довольно долгое время хотел попробовать написать какое-то поистине эпическое фэнтези, но никак не мог придумать стоящий сюжет. И вот, под вдохновением от событий Войны Алой и Белой Розы и романов французского писателя Мориса Дрюона «Проклятые короли», появился мир Семи Королевств Вестероса. А книги последнего, кстати, потом даже переиздавали с цитатой от Мартина: «Это — оригинальная Игра престолов!». Подробнее о неочевидных и не очень реальных исторических предпосылках Game of Thrones можно узнать из нашего спецматериала.

На питчинге всех интересовало: «Кто же мать Джона Сноу?»

Кит Харингтон (Джон Сноу) и Эмилия Кларк (Дейенерис Таргариен) на съёмках «Игры престолов. Источник: соцсети Кларк и Харингтона

Уже после выхода второго романа из цикла ПЛиО «Битва Королей» в 1999 году и успеха экранизации «Властелина Колец» от Питера Джексона на автора буквально посыпались предложения от разных продюсеров и режиссеров о покупке прав на вселенную.

Опыт работы в кино- и телеиндустрии подсказывал Мартину, что его работы слишком объемные для экранизации, и поэтому поначалу он очень скептически относился к этой идее. Так продолжалось до 2007 года, когда в гонку за правами вступил новый игрок: кабельный телеканал НВО, с которым, кстати, Джордж уже работал до этого. Например, его рассказ «Вспоминая Мелоди» был адаптирован для эпизода их сериала «Автостопщик» в ноябре 1984 года.

Питчинг идеи сериала состоялся в 2006 году и длился 5 часов. По словам шоураннеров, они заполучили одобрение Мартина своим ответом на вопрос: «Кто мать Джона Сноу?».

Изначально планировалось, что в каждом сезоне одну из серий будет писать сам Джордж Мартин, а остальные — шоураннеры Дэвид Бениофф, который до этого написал «25-й час», «Трою», «Люди-Х: Начало. Росомаха», и Д. Б. Уайсс – к этому моменту он успел поработать сценаристом над фильмом по Halo, приквелом «Я — легенда» и «Игрой Эндера». Но позже к ним присоединились еще Джейн Эспенсон («Баффи — истребительница вампиров», «Звездный Крейсер „Галактика“», «Светлячок», «Эллен») и Брайан Когман.

История сериалов: «Игра престолов» — как HBO создал одно из главных явлений поп-культуры - фото 1

Декорации Винтерфелла на съёмках первого сезона «Игры престолов». Источник: Twitter

Первый черновой вариант сценария пилотной серии предложили в августе 2007 года, второй — в июне 2008. НВО понравились оба, но заказали пилот только в ноябре 2008 года. Такая задержка могла случиться из-за забастовки Американской Гильдии Сценаристов, которая затянула процесс написания. В 2009 году впервые этот эпизод впервые показали внутри НВО и… после очень холодного приема было решено его переснять.

Всего изменения затронули около 90% хронометража эпизода и включали в себя, в том числе, смену актерского состава. По разным данным, пилот стоил, в итоге, от 5 до 10 миллионов долларов США, при запланированном бюджете в 50-60 миллионов на весь сезон в десять эпизодов.

Вообще говоря, бюджеты сериала росли на протяжении всех съёмок. Уже во втором сезоне они получили прибавку в 15 процентов ради масштабной битвы в эпизоде «Блэкуотер», которая стоила около 8 миллионов долларов — остальные серии укладывались в 6 миллионов. На тот момент, это был один из самых дорогих шоу. Во многом именно НВО задали тренд на вкладывание большого количества средств, улучшение качества и увеличение масштаба съемок сериалов.

Затраты росли вплоть до последнего, восьмого сезона – на серию уходило около 15 миллионов долларов. Это сделало «Игру престолов» самым дорогим в производстве сериалом в истории. Ранее этот скромный «титул» удерживали «Корона» от Netlfix (13 миллионов долларов за серию) и «Скорая помощь», открывшая миру Джорджа Клуни (тоже 13 миллионов долларов за серию).

Идеальный каст – залог успеха

Источник: HBO

Актерский состав «Игры престолов» — это действительно одна из самых сильных сторон сериала: здесь с первого сезона, можно было найти как действительно именитых актеров с большим опытом (те же Шон Бин в роли Неда Старка и Лена Хиди в роли Серсеи Ланнистер), так и дебютанты – например, юная Мэйси Уильямс в роли Арьи.

Подбор актеров, как и в большинстве проектов, осуществлялся по обычной схеме: через прослушивания. Исключение здесь составили только Шон Бин и Питер Динклейдж, их авторы хотели видеть в касте с самого начала.

Правда, при пересъемке пилота произошли некоторые изменения. Например, Кэйтлин Старк изначально должна была играть Дженнифер Эль («Король говорит!», «Гордость и предубеждение», новый «Робокоп»), но на ее место взяли Мишель Фэрли («Чисто английское убийство», «Отбросы», «Другие»). Вместо Эмилии Кларк Дейенерис Таргариен изначально играла Тамзин Мерчант («Гордость и предубеждение», «Тюдоры»). Этот и другие интересные факты о создании сериала «Канобу» уже собирал в отдельной заметке.

Как книги переносили на телеэкраны

Фотографии со съёмок из соцсетей Кита Харингтона, Кристофера Хивью, Николая Костера-Вальдау

Объёмы книг в цикле Джорджа Мартина действительно впечатляют, даже если брать только те, что были выпущены на момент начала съёмок. Снимать дословную экранизацию не представлялось возможным, а значит, надо было адаптировать имеющийся первоисточник. Для начала Мартин поделился с Бениоффом и Уайсом своими планами на окончание истории и тем, какие ключевые события ждут персонажей и мир в будущем. После этого сценаристы совместно с автором начали выделять важные моменты в сюжетных линиях каждого из героев и как показать их в сериале так, чтобы добиться какой-то определенной объективности: ведь в романах мы, все же, видим так или иначе точку зрения того персонажа, который сейчас переживает эту ситуацию.

Читатели, знакомые с первоисточником, конечно, заметят, что изменилось и раскрытие персонажей. В каких-то местах в сериал попросту добавили больше диалогов, поскольку на плёнке очень трудно передать внутренние размышления и монологи героев; где-то добавили или изменили принимаемые решения и совершаемые действия. Полунамёки, вроде сексуальных отношений Ренли и Лораса Тирелла, стали буквальными. Больше об основных различиях книг и сериала можно узнать из материала Александра Башкирова.

История сериалов: «Игра престолов» — как HBO создал одно из главных явлений поп-культуры - фото 2

Создание компьютерного дракона Дейнерис. Источник: HBO

По той же причине некоторые функции и детали истории одних персонажей передали в руки других. Например, авторы объединили бастардов Роберта Баратеона — Джендри и Эдрика, что позволило свести сюжетные линии Арии, Мелисандры и Тороса из Мира, лучше раскрыв и самого бастарда. В какой-то момент сериал начал сильно расходиться с книгой и есть все основания полагать, что финал в книжной саге мы увидим другой: возможно, кардинально.

Основные локации для съемок были выбраны в Северной Ирладнии, Марокко, Шотландии и Хорватии. С этим связано сразу две забавные истории. Город Дубровник в Хорватии, где снимают Королевскую Гавань, столицу Семи Королевств Вестероса, после «Игры престолов» оказался перенасыщен туристами. Каждый год поток гостей города увеличивается примерно на 10 процентов, что несет значительный прирост экономики, но угрожает потерей статуса объекта Всемирного Наследия ЮНЕСКО, так что в планах администрации теперь есть пункт про ограничение количества приезжающих туристов.

Северной Ирландии тоже несказанно повезло: все же это одна из главных съемочных локаций. И, по данным местного правительства, за все время съемок с 2010 года сериал от НВО принес региону более 150 миллионов фунтов стерлингов. А это, надо заметить, информация, которая была озвучена после выпуска шестого сезона, так что сейчас эта цифра должна быть еще значительнее.

Восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными

Эмоции актёров на чтениях сценария 8 сезона. Источник: документальный фильм HBO ‘The Last Watch’

Последующие сезоны только увеличивали интерес аудитории, что происходит далеко не со всеми сериалами. К восьмому сезону цифры выросли до абсолютно космических — до 43 миллионов зрителей на эпизод. Это на 10 миллионов зрителей больше, чем у седьмого сезона (32,8 миллиона) и даже этот отрыв сам по себе превышает количество людей, посмотревших первый сезон. И всё-таки, на финальном сезоне что-то пошло не так.

При первоначальной модели выхода фанаты могли каждый год ожидать по новому сезону. Последнего пришлось ждать целых два, аколичество серий уменьшилось до шести. Зрителей успокаивали, что все это необходимо для более качественного процесса съемок, а из-за увеличенного хронометража эпизодов разницы в общей продолжительности не будет.

Тем не менее, после выхода первой серии восьмого сезона отзывы зрителей были весьма оптимистичные: люди очень ждали финала истории, за которой они следили уже восемь лет. Но кого-то уже здесь начало смущать то, что в эпизоде, вроде как, ничего особо не происходит, а ведь их всего шесть: когда же авторы успеют нагнать нужного эпика? Как оказалось, это не главная проблема.

С каждой новой серией оценки критиков и зрителей становились все хуже и хуже: многие жаловались на отсутствующую логику персонажей и повествований, экономию в продакшне и неудовлетворительный финал истории для многих героев. Как итог: восьмой сезон получил рекордно низкие оценки по сравнению с остальными сезонами на Rotten Tomatoes — 58% от критиков и 32% от зрителей.

История сериалов: «Игра престолов» — как HBO создал одно из главных явлений поп-культуры - фото 3

Как бы много людей и как бы сильно ни остались разочарованы завершением этой истории, глупо отрицать, что это один из самых культурно значимых проектов последних десяти лет. Влияние «Игры престолов» тяжело переоценить.

Его можно увидеть везде: от тонн мерчендайза (настольные игры, реплики Железного Трона, костюмы, фигурки, кружки) до тысяч отсылок в других произведениях, миллиона пародий и, конечно, бесконечного количества тематических мемов. Даже детей называли в честь героев сериала – и это далеко не единичные случаи! Про музыку Рамин Джавади, главного композитора, даже нечего и говорить: её с двух нот узнает любой человек, даже не смотревший сериал.

После выхода «Игры Престолов» наметился скачок в желающих изучать историю средних веков в университетах. В колледже Беркли, совместно с авторами, даже сделали курсы Дотракийского языка – должно быть, очень весомая строчка в резюме.

«Игра Престолов» постоянно с момента своего старта номинировалась на самые разные награды, среди которых есть «Эмми», «Золотой Глобус», премия Гильдии сценаристов США, премия Гильдии Киноактеров США и премия Британской Академии. В 2015 году сериал даже поставил рекорд по числу наград «Эмми» за сезон: всего он взял 12 статуэток, из которых 4 — главные.

Что было дальше?

История сериалов: «Игра престолов» — как HBO создал одно из главных явлений поп-культуры - фото 4

Вселенная породила и несколько видеоигр по мотивам: здесь вам и классическая игра от Telltale, и RTS от Cyanide, и полноценная RPG от тех же Cyanide, и мобильная Reigns в оболочке «Игры Престолов», и еще какие-то другие мобильные игры, не представляющие какого-то особого интереса. Мы разобрали лучшие игры по Game of Thrones в отдельном материале.

Можете спокойно пропустить вообще все эти проекты, но если все же очень хочется, то стоит попробовать поиграть в Game of Thrones, RPG от Cyanide. Да, у нее довольно кривенькая ролевая и боевая система, но захватывающий сюжет, по поводу которого авторов консультировал сам Мартин, а у некоторых персонажей лица и голоса актеров сериала, что уже неплохо.

А еще можно поставить на смартфон Reigns: Game of Thrones — выверенная формула предыдущих игр серии, только юмор теперь более тематический, да и фансервиса щедро навалили. Но, опять же, давайте не забывать, что Джордж Мартин теперь работает над сюжетом для новой игры From Software, Elden Ring. Вот там точно должно быть что-то интересное.

К сожалению, основной сериал закончился, для многих так еще и разочаровывающе, но не закончилась история этой вселенной: НВО уже говорило, что они планируют выпустить пять спин-оффов, которые будут рассказывать о разных персонажах в разных временных периодах. Уже известно, что в 2018 году одобрили пилотную серию приквела «Игры престолов», действие которого развернется за несколько тысяч лет до основных событий саги. Его главный сценарист — Джейн Голдман («Расплата», «Пипец», «Звездная пыль»), сам Мартин тоже участвует в процессе.

В каком направлении вселенная пойдет дальше? Это нам еще только предстоит выяснить.

Читай нас