Исторический блокбастер «Союз спасения» от создателей «Викинга» — лучше, чем мы думали
Просмотр исторических фильмов с внушающим бюджетом, государственной поддержкой и агрессивной рекламной кампанией всегда вызывает небезосновательные опасения вместе с оправданным скептицизмом. «Союз спасения» исключением не стал. Однако состояние «В ожидании худшего» все же разбавилось положительными моментами, которые не превратили поход в кино в мучительную пытку. Можно ли считать подобное успехом отечественного кино? Отчасти. Все же проблем у «Союза спасения» с избытком.
Историческая первооснова в фильме играет важнейшую роль, поскольку создатели решили взять отдельные главы из учебника по истории и перенести их на экран. Поэтому если зритель, решивший отдохнуть в кино, забредет на сеанс «Союза спасения», то столкнется с порядочным количеством дат и имен, которых он наверняка и не вспоминал со школьной скамьи. Но фильму стоит отдать должное: он старательно пытается напомнить, кого вы только что увидели на экране, где и в каком году.
Выглядит подобное сумбурно. Особенно это касается исторических личностей, которых в фильме десятки. Сведения о них стираются из памяти через несколько секунд, так как «Союз спасения» не позволяет своему зрителю осмотреться и хоть как-то привыкнуть к героям. Поэтому первые минут сорок картины скорее утомляют обилием информации, ключевых фигур и того обстоятельства, что зрителю обязательно нужно знать о героях и событиях, чтобы целостно воспринимать фильм.
Так о чем же нужно знать, чтобы проникнуться исторической подноготной «Союза спасения»? Война с Наполеоном окончена, Россия — сверхдержава, а интеллигенция в виде военной элиты после победы «над французом» задумывается о том, что стране нужны перемены. Двадцатипятилетняя воинская служба, крепостное право, конституционная монархия в ряде европейских стран — все это служит тем самым толчком к действию для молодых офицеров.
Любопытно, что перечисленные причины создатели решили вынести текстом посреди фильма, не удосужившись раскрыть их в ходе истории. Поэтому мотивация героев выглядит примерно так: мы сидели, пили, а затем решили устроить государственный переворот.
Ни тебе рассуждений о том, как люду обычному на Руси плохо живется, ни о том, как замечательно все устроено в Европе, — ребята просто решили действовать, руководствуясь молодостью и хваленым декабристским романтизмом.
О героях зритель узнает ничтожно мало и вероятнее всего, на первых порах, будет путаться. Как уже было сказано ранее, персонажей много и раскрыты они ровно настолько, насколько позволяет двухчасовой фильм об одном из известнейших событий прошлого. Поэтому «Союз спасения» можно отнести к категории только исторических фильмов, без какой-либо жизни внутри.
Даже обилие молодых и «незаезженных» российских актеров на первом плане (вроде Леонида Бичевина или Ивана Колесникова) не спасает положение. Сопереживать судьбам персонажей хотелось бы, но подобное невозможно из-за отсутствия ощущения настоящего, того, что зритель смог бы пропустить через себя.
И все же «Союз спасения» через тернии флэшбеков и оборванных диалогов подведет к основной идее: восстанию на Сенатской площади в Санкт-Петербурге и открытого выступления против Императора Николая I. И если у пытливого зрителя оставались вопросы касательно мотивации персонажей, то на этом этапе создатели всячески будут отвлекать от ненужных размышлений спецэффектами, вроде выстрелов картечью в замедленной съемке.
Однако в «Союзе спасения», в отличии от того же «Т-34», ощущается мера в компьютерных эффектах. Подавление восстания смотрится масштабно и вполне реалистично, а заснеженный Петербург и вовсе очаровывает, становясь невольным свидетелем кровопролитной битвы.
К слову, жестокость по отношению к восставшим, в частности простым солдатам, что шли безоговорочно за своими командирами, цепляет за живое. Этому отлично поспособствовала и операторская работа, доказывающая, что над зрелищностью создатели изрядно потрудились.
Определение «исторический блокбастер», пожалуй, лучше всего подходит фильму «Союз спасения». Эффектно, дорого, по-первоканальски и опять, как это было уже в случае с «Викингом», зритель должен быть заранее осведомлен о тех событиях и людях, на которые решил посмотреть в художественном фильме.
«Союз спасения» нельзя отнести к откровенно плохим фильмам, вышедшим из-под «пера» отечественных кинодеятелей. Он провисает с точки зрения исторической подоплеки, а точнее в том, как декабристские события подаются зрителю (из разряда «прочитай книгу, а потом уже смотри экранизацию»). Также фильм плох в раскрытии своих персонажей и их мотивации. Актерская игра в большинстве своем радует, в частности приятно удивил Александр Домогаров, которого в образе военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга узнать достаточно сложно.
«Союз спасения» хорош и в демонстрации боевых действий, воссоздавая кровавые картины натурально и не вписываясь в свой же рейтинг «12+». И все же возвращаться и пересматривать фильм вновь не хочется.
Возможно, проблемой стало то, что исходный материал уложился бы в полноценный сериал и двух часов попросту недостаточно. Тогда возникает вопрос, зачем была нужна версия для кинотеатров, если хотели показать все дословно и, как обычно, в погоне за правдой?
Но попытка Первого канала снять добротное и интересное для большинства кино засчитана, хоть и не реализована на должном уровне.