Главные сериалы 2019: от «Игры престолов» и «Мандалорца» до «Чернобыля» и «Эйфории»
«Благие знамения» (Good Omens)
Британский мини-сериал, снятый точь-в-точь по одноименному роману Терри Пратчетта и Нила Геймана. «Благие знамения» (Good Omens) — то шоу, которое держится исключительно на актерах, при этом проваливаясь почти в каждом другом аспекте. Заигрывая с черной комедией, сериал строит из себя колкое эпическое фэнтези, пытаясь показать комплексную историю с интересными персонажами и вселенной целой, но на выходе получилось обыденной бадди-муви с мифическим подтекстом.
Дэвид Теннант и Майкл Шин, играющие демона Кроули и ангела Азирафаэля соответственно, кое-как перетягивают на себя внимание с чопорной режиссуры и мыльных бюджетных спецэффектов, но с лихвой покрыть минусы сериала им не удается. «Благие знамения» — определенно главный фэнтезийный сериал года, который, однако, именно на фантастической части и стопорится. При этом предлагая завораживающий британский дуэт, по большей части из-за которого шоу и попало в эту подборку.
«Очень странные дела» (Stranger Things), 3 сезон
«Очень странные дела» (Stranger Things) можно назвать одним из главных сериалов Netflix, который стоит минимум в топ-3 ориджиналов сервиса. Поэтому каждый новый сезон — крупное событие, которое трудно пропустить: фанбаза подросткового хоррора захватывает все социальные сети, чуть ли не как во время выхода «Игры престолов» или «Шерлока».
Впрочем, в этот раз хайп не то чтобы оправдался — сезон получился в разы слабее предыдущих. Дети выросли и больше не так умиляют (хотя все так же впечатляют своей игрой!), а сюжет застопорился, банально вернув в игру поверженного во втором сезоне монстра, да еще и привязав классических «злых русских». Сериал также отошел от традиционного выпуска сезона в Хэллоуин, в этом году привязавшись к летним каникулам и 4 июля, что, пускай не сильно, но ударило по атмосфере.
«Мандалорец» (The Mandalorian)
Первый неанимационный сериал по «Звездным войнам» и, пожалуй, первое правильно принятое решение Disney в вопросе развития лора вселенной.
В какой-то степени «Мандалорец» (The Mandalorian) переосмыслил концепт серии, мы даже сравнивали его с недавним «Джокером»:
Сериал Фавро дистанцируется от канонов вселенной, вставляет палки в шестеренки конвейера — как и фильм Филлипса прервал поток эпических комиксмуви в угоду бытового сюжета лишь с отголосками супергероики.
С каждой новой серией «Мандалорец» наращивает темп, рисуя настоящий космический вестерн со всеми составляющими: понурым и морально разбитым героем, песчаными пейзажами и общим сюжетом про одинокого бродячего наемника. Кто бы мог подумать, что когда-нибудь Disney преломит развлекательную форму и наконец-то снимет что-то действительно драматическое.
«Любовь, смерть и роботы» (Love, Death & Robots)
Самый необычный сериал ушедшего года, где Netflix пошли ва-банк и выжали из анимации максимум. «Любовь. Смерть. Роботы» / «Любовь, смерть и роботы»(Love, Death & Robots / LOVE DEATH + ROBOTS) — это 18 диких, колких и ярких короткометражек, выполненных в разном стиле и с разными сюжетами. Здесь есть киберпанк, бойцовский клуб роботов, апокалиптика, сибирские партизаны против полчищ зергов, вампиры, кошки… в общем, решительно все, что мы с вами так любим.
Шоураннером «Любви, смерти и роботов» стал режиссер «Дэдпула» Тим Миллер, а исполнительным продюсером — Дэвид Финчер. Которые вместе выпустили, наверное, самый стильный и анархичный проект Netflix за последние годы.
«Чернобыль» (Chernobyl)
«Чернобыль» (Chernobyl) от HBO удивил всех: никто не ожидал, что американцам удастся настолько правдоподобно и качественно воспроизвести на экране события, произошедшие в Украине в 1986 году. Это буквально спирающее дух шоу, которое больно и сложно смотреть не столько из-за самой истории, сколько из-за ее подачи. Это выкрученная до максимума натуралистичность, где от одного только щелканья дозиметра идут мурашки по коже.
И хотя местами не обошлось без художественного вымысла, HBO удалось показать нашу историю максимально аутентично. Не говоря уже о том, насколько страшно было высиживать каждый из пяти эпизодов.
«Рик и Морти» (RIck and Morty), 4 сезон
Продолжение главного научно-фантастического и одного из главных анимационных сериалов последних лет. «Рик и Морти» (Rick and Morty) не отрекается от заданных еще в 2013 году канонов, все также сваливая на зрителей град черного юмора, мета-комментариев и поп-культурных отсылок.
С одной стороны, шоураннеры Джастин Ройланд и Дэн Хармон продолжают клепать ламповые зарисовки приключений Рика и Морти, играя на чувствах фанатов. С другой — по последним вышедшим сериям заметно, что сериал ничуть не изменился и в принципе не собирается куда-то двигаться, все так же зацикливаясь на своей упоротости и псевдонаучности. Пока что это еще цепляет — но со временем начнет надоедать (впрочем, это самокопирование уже надоедает), и тогда придется думать над новым подходом.
«Половое воспитание» (Sex Education)
Первый современный подростковый сериал, который заговорил о сексе в свободной, развлекательной манере, и вместе с тем познавательной. Это типичный тинейджерский проект Netflix, откровенно глупый, но добродушно смешной: британский юмор дает о себе знать.
Сериал привлек внимание своей легкостью: и хотя темы в сериале «Половое воспитание»/ «Сексуальное просвещение» (Sex education) поднимаются довольно серьезные (вроде подростковой беременности), шоу не зацикливает внимание на мейнстримной для подобных проектов депрессивности и рефлексии. И это, наверное, его главная отличительная черта.
«Настоящий детектив» (True Detective), 3 сезон
Одно из главных разочарований год — 3 сезон уже давно зарекомендовавшей себя детективной антологии «Настоящий Детектив» (True Detective), в этот раз не оправдавшей свою репутацию. Новый сезон полностью противоречит названию сериала и вообще его изначальной идее: как такового детектива там нет, а сюжет свелся к поверхностной болтовне и графомании (визуальной в том числе) за авторством Ника Пиццолатто. От предыдущих сезонов остался разве что понурый антураж и какая-никакая аутентичность — только вот смотреть на унылое подобие детектива в красивых декорациях уже не так захватывающе.
«Игра престолов» (Game of Thrones), 8 сезон
Финальный сезон главного сериала в мире, разделивший фанатов на два лагеря: тех, кто возненавидел шоу и его создателй за халтурную концовку, и тех, кто смирился. Смирился с тем, что когда-нибудь конец должен был настать — «Игра престолов» (Game of Thrones) не могла длиться вечно, а прощание с любимыми героями так или иначе вызвало бы тонну гневных эмоций: потому что идеального финала (который угодил бы всем) не существует.
Конечно, что-то можно было переписать. Конечно, концовку стоило бы переснять, чтобы угодить как можно большей части фанатов. Но так или иначе, последняя серия уже отснята: а «Игра престолово» увековечилась как одно из главных событий в современной поп-культуре.
«Хранители» (Watchmen)
Уже вторая попытка экранизировать комиксы Алана Мура — и вновь удачная. Что фильм 2009 года, что сериал Дэймона Линделофа показывают обратную сторону супергероики, жестокую и предельно реалистичную, без каких-либо приукрашиваний.
В эпоху Marvel подобные проекты — отдушина для хейтеров условного Тора и Железного Человека, хотя даже Disney в последнее время потихоньку начал менять курс своей супергеройской вселенной (взять тот же Финал «Мстителей»). «Хранителей» можно назвать основоположниками «депрессивных» героев — одним из первых поп-культурных проектов, который разглядел в сверхчеловеке человека.
«Охотник за разумом» (Mindhunter), 2 сезон
Первый сезон Mindhunter, спродюсированный и частично снятый-написанный Дэвидом Финчером по мотивам книги воспоминаний реального «профайлера» ФБР, впечатлял — но практически никуда не двигался. Сюжет там не уходил дальше основания лаборатории бихевиористики — первого подразделения органов охраны правопорядка в истории, которое целенаправленно будет заниматься преступниками, совершающими серийные преступления. Во втором сезоне отдел основан, в него даже верит новое начальство… можно, наконец-то, применить полученные сугубо теоретические познания в поле!
В центре внимания — первое успешное «дело», очень мучительное расследование серии убийств темнокожих детей и подростков в Атланте, напоминающее поиски черной кошки ощупью в глухую полночь. Вот что-то попалось в руки — но то ли это животное, портрет которого наши агенты с таким трудом создавали на основе жутчайших картин преступлений? Да и можно ли быть в жизни — а не в фильмах и сериалах, — быть уверенным, что тебе попался именно тот, единственный преступник?
Сериал завораживает процессом поиска, беспрецедентно реалистично показанным на экране. Во 2 сезоне все больше «виньеток» с участием будущего главного противника отдела — Убийцы БТК из Канзаса, которого предстоит ловить на протяжении десятилетий. Создатели убрали все лишнее, что так тормозило Mindhunter в первом сезоне — назойливую подружку Холдена, ЛГБТ-дрязги Уэнди, бесконечную бюрократию… Вместо этого нам предлагают совершенно потрясающую арку Тенча, семейные проблемы которого сначала просто отвлекают от дела, а потом становятся эмоциональным центром сериала, требующим от героя трансцендентности, расставания со всеми взглядами на добро и зло, черное и белое, правильное и неправильное.
2 сезон — это не только встречи со знаменитыми маньяками (включая Чарли Мэнсона), но и актерский бенефис Холта Маккэллэни, который в роли Билла Тенча тихо и мужественно несет на своих широких плечах неподъемный экзистенциальный груз.
Александр Башкиров
«Эйфория» (Euphoria)
Второй сериал HBO (после «Чернобыля») за год, который привлек к себе внимание исключительно качеством и сильной подачей. Это подростковая драма, которая бросила вызов формуле Netflix, выдав шоу, которое покрывает все проекты конкурента вместе взятые.
Причем не столько сюжетно и визуально («Эйфория» (Euphoria) — определенно самый стильный и эстетичный сериал о тинейджерах), сколько благодаря актерской игре. А точнее, Зендае, ставшей новой телевизионной квир-иконой, из-за которой шоу о грустных подростках выглядит не как очередной шаблонный жанровый проект, но мощный перфоманс одной актрисы, от которой не хочется открывать глаз. Как, собственно, и от каждого отснятого кадра «Эйфории».
«Черное зеркало» (Black Mirror), 5 сезон
Еще один сезон ключевого тайтла Netflix, в очередной раз спорный и вызывающий вопросы. Поиграв с интерактивностью в «Брандашмыге», Netflix вернулся к формату антологии, выпалив три серии разной тональности: трогательную ЛГБТ-мелодраму, попсовый глянец с Майли Сайрус и щекочущий нервы диалоговый триллер.
5 сезон не впечатляет и не ужасает: Чарли Брукер выдал три максимально нейтральных эпизода, не впечатляющих ни в плане сюжета, ни тем более футуризма. Впрочем, в социальном плане у сезона вышло все довольно хорошо. Как-никак «Черное зеркало» всегда было не столько про технологии, сколько пользующихся ими людей ив целом общество. И в этом плане Брукер все еще стабильно держит планку.
«Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy)
Экранизация одноименной графического романа Джерарда Уэя от Netflix, которой удалось найти баланс между комиксными условностями и приземленной историей. Сериал идет по стопам «Росомахи», «Хранителей», «Джессики Джонс» и прочих шоу, которые стирают грань между супергероем и обычным человеком — показывая что-то живое, а не сплошную хореографию в ярких костюмах.
«Академия Амбрелла» (The Umbrella Academy) — про семью, трудности близких отношения между братьями и сестрами, в чем-то напоминающие прошлогодних «Призраков дома на холме». Не столько своими темами, сколько общей атмосферой — потому что история про академию сверхлюдей оказалась не менее сильной и страшной, чем история про призраков.
«Ведьмак» (The Witcher)
Уже давно требуемая фанатами экранизация польской серии книг и игр, которую вполне можно назвать самым ожидаемым проектом 2019. Пока все выглядит многообещающе: за сериал взялся Netflix, главную роль исполнит Генри Кавилл, а по трейлерам «Ведьмак» (The Witcher) походит на наши любимые «Игру престолов» или «Викингов».
Что получится в итоге — узнаем только 20 декабря, а пока остается надеяться, что Netflix не запорет серию, и хайп по сериалу все-таки будет оправдан.