Герои-кальки и завистливые учителя: почему новая «Сплетница» не понравится даже фанатам оригинала
Проблема № 1. Скучный сюжет
Пусть у оригинальной «Сплетницы» и были проблемы с драматургией — вечные попадания Серены в беду казались искусственными, а от Чака и Блэр, которые находили самые сомнительные поводы, чтобы не быть вместе, к финалу начало подташнивать, — в новом сериале за половину сезона не произошло почти ничего.
Все основные события наметились в первой серии: встреча и ссора двух сестер Зои (Уитни Пик) и Джульен (Джордан Александр), намёки на измену Одри (Эмили Элин Линд) и Аки (Эван Мокк) друг другу с их общим знакомым, зарождение и быстрая популярность новой благодаря Instagram версии Gossip Girl. Здесь же раскрывают саму злодейку-блогершу — теперь это группа обиженных на учеников преподавателей — и вешают сюжетные крючки, которые вроде бы должны цеплять внимание зрителя. Нам намекают на страшную тайну в прошлом Зои, раскрытия которой зритель, видимо, должен ждать с затаённым дыханием.
Однако за чересчур стремительным развитием сюжета после пилота темп событий резко замедляется, а зрителю остаётся лишь гадать, изменится ли эта ситуация к финалу. Сёстры Зоя и Джульен за четыре серии успели помириться и поссориться несколько раз без особых последствий.
Правда, стоит отдать должное авторам — один интересный ход они всё же нашли. Вместо того, чтобы накалять интригу и заставлять зрителя гадать, кто же из основных героев окажется той самой Gossip Girl, как было в старом сериале, в новой «Сплетнице» сразу же раскрываются все карты. Теперь за жизнью несовершеннолетних жителей Манхэттена пристально наблюдают не их же сверстники, а учителя с очевидным комплексом неполноценности. Вдохновившись работой своего предшественника Дэна Хамфри (Пенн Бэджли), создавшего собственный узнаваемый стиль для постов анонимной блогерши в оригинальном шоу, они стреляют язвительными комментариями в адрес своих учеников, на наших глазах теряя благородные черты.
Главная зачинщица сетевого буллинга, педагог английской литературы школы Constance Кейт Келлер (Тави Гевинсон) к середине первого сезона успевает предать коллегу и способствовать её увольнению, а еще отказаться от мечты опубликовать свой рассказ в престижном журнале. Вот только ощущение, что эти сюжетные арки в подростковом сериале абсолютно лишние, появляется уже на первых минутах пилотной серии. Зависть учителей к собственным воспитанникам в контексте гламурного проекта о Верхнем Ист-Сайде выглядит пародийно и откровенно скучно. Да и кому вообще захочется наблюдать за душевными страданиями педагогов, если перед глазами щеголяют школьницы в прозрачных платьях от Dior?
Проблема № 2. Вторичные персонажи
Звезда элитной манхэттенской школы то и дело воюет со своей лучшей подругой, почти сестрой — они уводят друг у друга парней, выясняют, кто из них популярнее, умнее и привлекательнее. В оригинальной «Сплетнице» заклятые подруги Блэр (Лейтон Мистер) и Серена (Блейк Лайвли) перманентно находились либо в состоянии войны, либо демонстрировали чуть ли не на сестринскую привязанность друг к другу. Но у этой истории был литературный первоисточник — серия романов Сесили фон Цигезар о юной нью-йоркской элите. Новая «Сплетница» почти на каждом шагу оглядывается на оригинальный сериал.
«Канобу» уже сравнивал героев старого шоу и его ребута и пришёл к неутешительному выводу, что ни один из новых персонажей не кажется самостоятельным. Все они выглядят кальками со своих предшественников из старых серий, но с поправкой на 2020-е и стремление сценаристов показать побольше diversity: в ребуте действительно много сексуальных и нацменьшинств как среди героев, так и среди создателей.
Порой «преемственность» новой «Сплетницы» доходит до копирования целых сюжетных твистов, биографий героев и почти покадрового повторения сцен оригинала. К примеру, Одри Хоуп во втором эпизоде ребута страдает от невнимания со стороны матери, дизайнера одежды, которая погрузилась в депрессию после разрыва с мужем и напрочь забыла о дочери. Аналогичная арка есть в оригинальном сериале: мать Блэр Уолдорф тоже отличалась холодностью по отношению к собственному ребёнку, а ещё точно так же занималась дизайном нарядов, что, видимо, очень распространено среди родительниц Манхэттена. Что это — желание отдать дань уважения оригинальному шоу или творческая импотенция сценаристов — выяснится, видимо, только к финалу сезона.
Открывающая сцена из ребута «Сплетницы»…
.…и открывающая сцена из оригинального сериала
Проблема № 3. Мало Нью-Йорка
Манхэттен для «Сплетницы», как Хогвартс для «Гарри Поттера» — в оригинальном сериале он не просто был сеттингом, но активно участвовал в сюжете. Выставки, показы мод и званые вечера так покорили сердце и душу Дэна Хамфри, что он даже организовал анонимный блог, посвященный сплетням о привилегированных одноклассниках. А однажды манхэттенский отель Empire стал яблоком раздора между Блэр и Чаком Бассом: Басс обманул свою возлюбленную, чтобы та провела ночь с его коварным дядей, присвоившим себе Empire, в обмен на отель. В итоге пара распалась до финального эпизода сериала.
Ребут пока совершенно не чувствует себя обязанным активно использовать городское пространство. Если в первых четырех сериях оригинала зрителю давали возможность вместе с героями прогуляться по Центральному парку, Бруклину, отелю Palace, железнодорожному вокзалу, ступенькам Метрополитен-музея и внутренним дворикам школы Constance, то новая «Сплетница» за половину сезона показала нам лишь последние два пункта, сосредотачиваясь в основном на интерьерах квартир главных героев.
Нью-Йорк и его представление — это действительно важный элемент «Сплетницы». По крайней мере так было с оригинальным сериалом, который в свое время даже заслужил от мэра города особую награду — тот увековечил в календаре локальных праздников День «Сплетницы».
Смотреть ли дальше?
Пока ребут популярного сериала 2010-х выглядит его пиратской копией. Сценаристы и шоураннеры пытаются восполнить отсутствие оригинальных сюжетных ходов ностальгией по старым персонажам и обилием diversity-повестки. Но за гламуром Манхэттена лучше вернуться к старой доброй «Сплетнице», на новые реалии американской молодежи посмотреть в «Эйфории», а трогательные сюжетные арки найти в «Сексуальном просвещении». Для кого создавали новый сериал — пока большая загадка.
Фото в статье: кадры из сериалов «Сплетница»