«Если вы считаете, что должны нарисовать комикс — начинайте сейчас». Беседа с Анастасией Phobs Ким
О творческом пути
Я начала рисовать с глубокого детства, потому что у меня родители художники и деды художники. Меня отдали в художественную школу в пять лет; и с тех пор рисование это мой основной досуг, больше я ничем не занималась особо с тех пор.
Сначала отучилась немножко в художественной школе, потом поступила в архитектурный колледж, затем во ВГИК на художественный факультет, который оторвал мое направление и сделал его отдельным факультетом анимации. Да и все, потом Bubble. Пока я училась в ВГИКе, пошла работать.
У меня был DeviantArt — он есть до сих пор, хоть и заброшенный, — у меня есть паблик, который тоже когда-то там появился, еще один о «Джайкарне», и еще один, а еще у меня есть Tumblr, и их тоже три штуки. Словом, чего у меня только нет.
О сценарном дебюте
До «Джайкарна» у меня были комиксы, а конкретно он появился из-за того, что заморозился мой предыдущий проект, который я начала еще до работы в Bubble в 2011 году. Но из-за того, что я была тогда, грубо говоря, совсем маленькая, у меня просто на него не хватило ни терпения, ни усидчивости — это тоже был веб-комикс, но он не погиб, он все еще существует, и я надеюсь, что еще продолжу его рисовать. Просто случилась работа в Bubble, я полностью на нее переключилась и комикс оказался заморожен.
О «Джайкарне»
На самом деле, я начала делать линию конкретно этого парня тогда, когда начала заниматься индийским эпосом — он меня ужасно впечатлил. А мне как раз был нужен какой-то новый восточный сеттинг, потому что у меня их же очень много, и я подумала, что Индия — это то, что нужно.
Почитать о ней стоит самую классику — «Рамаяну» и «Махабхарату». Правда, «Махабхарата» не переведена целиком на русский, но существует в пересказе, и его тоже может с лихвой хватить.
Я начала делать комикс в 2014 году и решила, что теперь не буду париться, не буду ничего делать тематически, а сделаю как пойдет. Но в течение двух лет, пока я не начала рисовать комикс, я бессистемно занималась сеттингом, неспешно выстраивая какие-то взаимосвязи.
Почему «Джайкарн» сразу не стартовал в Bubble Visions
У меня не было никакого желания делать закрытую книгу. Рома со мной не согласится — в очередной раз — но я просто считаю, что запирать комикс в таком формате и не давать возможности его прочесть никому, кроме тех, кто может купить книгу с очень ограниченным тиражом — это просто автоматически уменьшать свою аудиторию в десятки раз.
А веб-комикс чем хорош — кто хочет, тот его найдет в интернете и прочтет. А то, что книгу не будут покупать — не соглашусь, пока что неплохо идет. Просто если делать только в книге — кто про нее знает и кто узнает, что есть такой комикс?
Даже люди, которые его не видели, подходили на фестивале и говорили «а что это, а кто это, а я подумаю» — и уходили, потому что они не знают, что это такое. Они открывали его и комментировали: «ну да картинки красивые — а что это такое вообще?». Аккуратненько клали обратно, уходили и возвращались.
О процесс работы над комиксом, доступном в Сети
Я все вкладывала — и страницы, и лор, и черновики, все на свете. У меня есть Ask.fm, посвященный только этому комиксу, там какое-то гигантское количество постов накопилось за года два.
И люди иногда спрашивали вещи, о которых я даже не думала.
Иногда это конечно что-то просто очень мелкое, о чем просто не задумываешься, а иногда они спрашивают на в стиле «А почему?». И ты задумываешься: «и правда, а почему оно так получилось?». Или что-то из серии «почему с таким-то персонажем случилось это и то?» и ты сидишь и думаешь — действительно, а почему с ним все так вышло. То есть читатели очень помогают периодически. То есть не из серии «я прочитал, мне не понравилось» — это не работает; а скорее «прочитал — задал вопрос», а я читая комментарии думаю, что это интересно. Иногда даже бывает, что тебя спрашивают о чем-то, что ты уже продумывал, и в процессе ответа на вопрос ты додумываешь деталей больше, чем изначально было, «а это логичнее будет вот так…».
Фидбек всегда оказывает положительный эффект, если речь о грамотном отлике. Комментарии «говно» ты просто не считываешь. Тебе сказали «фу гадость!», но у тебя глаз уже замылен и тебе все равно становится.
О том, как изменился комикс в печатном издании
Там были некоторые ошибки, которые мне было просто некогда исправлять в течение двух лет — понадобилось два года, чтобы какие-то недочеты, которые там были, исправить для книги. Не то чтобы их было много, но это принципиальный момент.
Там, например, есть персонаж, у которого четыре руки, но об этом было забыто и у него позднее стало две руки (смеется). Поэтому я ему пририсовывала эти руки.
А еще добавился пролог — тридцать три черно-белые страницы. Цветные страницы делаются очень долго, а у меня просто уже была такая затянутая история с тем, что я не могу выложить его на «Авторский комикс» или на какой-то читабельный ресурс, потому что у меня нет начала. И если бы я делала эти тридцать три страницы в цвете, это был бы еще год работы, потому что это очень медленно. Сделать его в ч/б гораздо быстрее.
И мне, в конце концов, надоело делать цветные страницы — я люблю ч/б рисовать.
О дедлайнах Bubble
О да! Есть Bubble Visions, а есть «Bubble дедлайны». Сначала таких откровенно тяжелых, как сейчас, не было — я пришла в Bubble в самом начале, в 2012 году, и у меня был испытательный срок, когда мне давали очень маленькую работу — если сейчас на нее смотреть.
У меня первый комикс — четырнадцать страниц, на которые дали чуть ли не два месяца; то есть это очень много времени, выше крыши просто.
Я рисовала какие-то заглушки ужасные — мне на них тоже давали очень много времени. То есть у меня первая работа была четырнадцать страниц, потом опять четырнадцать страниц и дедлайны у меня начались настоящие, наверное, только после полугода работы в Bubble, и за это время я уже на всех насмотрелась.
Это во время работы над «Майором Громом», который теперь«Игорь Гром». Я сделала две вставные истории в первой арке, вторую уже рисовала целиком. Это вот были мои первые дедлайны, и это было ужасно. И самый страшный из них был, когда мы сдавали семнадцатый выпуск, это была зима, у меня еще сессия во ВГИКе, это был почти последний выпуск второй арки про ирландцев. А сессия во ВГИКе это чудесное мероприятие, как и везде, наверное (смеется). Я помню, как мы сидели в нашем старом офисе, было пять утра — я, Артем Габрелянов и наш верстальщик Слава. И мы такие сидим и думаем «ну что, мы сдали» — а нет, еще не все.
В результате я помню, как Артем Славу и меня довозил до дома, пропуская повороты и засыпая на ходу, потому что это было просто ужасно. Номер-то мы сдали, все было нормально.
А ужасные дедлайны у меня и потом были и еще будут потом. У меня был чудесный, когда мы закрывали «Грома» и последний выпуск серии, который я рисовала, пришелся на мою защиту — это было тоже красиво. Как обычно, по закону подлости это был еще и очень большой номер. Если бы не люди, которые фактически делали дипломный мультфильм за меня — другая команда людей — я просто бы провалилась и с ВГИКа меня бы не выпустили, наверно.
Если вы это читаете, спасибо вам огромное, ребят, что меня освободили!
Об участии художника в создании комикса
Диалоги я не трогаю — Алексей Хатчетт вообще не любит, когда трогают его сценарий. Потому что, когда писал Артем Габрелянов, было очень свободно — «я тебе дал сценарий, ты с ним делай, что хочешь, кадрируй как угодно».
Он порой делал так — например, написал сценарий «Майора Грома» тридцать третьего, он был очень короткий, и Артем думает, что чего-то не хватает. И говорит «доделай». И я доделаю, не вопрос.
С Лешей у нас немножко по-другому — он сразу все прописывает и за ним почти нет правок; только Рома Котков что-то правит, если у него есть какие-то вопросы. Но мы с Лешей обсуждаем сценарий до того, как он что-то напишет, или он хотя бы рассказывает, что через полгода будет в серии. Мы с ним обсуждаем: хорошо ли это, плохо ли, как лучше сделать и так далее. Я просто не люблю, когда просто прислали сценарий и ты нарисовал. Хочу понимать, к чему все ведет.
Об исторических параллелях в «Джайкарне»
Я не очень люблю такие прямые исторические параллели, наоборот, стараюсь их избегать. У меня они периодически есть, в некотором количестве, но я стараюсь их все резать так, чтобы они были максимально неузнаваемыми.
Я не очень это люблю, когда того же Джорджа Мартина читаешь и такой «Аааа, Ричард Третий!» («Игра престолов» написана на основе войны Алой и Белой Розы — ред.).
О комиксе про демона Ярха
Его мы тоже выстрадали (смеется). Идея пришла мне, когда появилась инициатива «Легенды Bubble». Я сразу же сказала Роме, что хочу сделать комикс. А у меня просто до этого было довольно много стрипов про Ярха, и я сидела и думала, что в принципе все персонажи «Бесобоя» — главные, у них времени в комиксах выше крыши. У злодеев тоже много времени, например, у того же Антихриста.
А демоны немного отодвинуты на второй план, они на фоне –появляются в основном для того, чтобы кто-то их использовал, после чего задвигаются обратно.
Хатчетт больше прописывает мифологические концепты. Он это придумывает, ему тема интересна, он сам все прописывает. А мне хотелось вытянуть кого-то из этих древних ребят, которые появились очень давно, и я решила, почему бы не Ярха? Потому что про него можно сделать легкий, хорошо читаемый сюжет без излишней перегруженности.
Алексей Волков, когда писал историю про Черного пса, консультировался с Хатчеттом просто потому, что Леша целиком придумал историю Черного пса с Королевой, и ему необходима была консультация Хатчетта. А тут получается, что всех персонажей «Ярха» придумала я — даже тех, которые были в комиксе непосредственно.
Леша, например, придумал Танахию, но просто для того, чтобы ее убить — это была тетка на один номер. А я буквально схватила за ногу и сказала: «Она мне нравится, оставляем!». И Леша такой «Ладно, хорошо». Поэтому для него «Ярх» стал сюрпризом — он видел синопсис, когда мы уже комикс начинали рисовать, и все, собственно.
Совет для начинающих художников
Мне часто задают вопросы по поводу комиксов — люди хотят начать свой проект, они говорят: «я не могу, переживаю, у меня тут недодумано, тут недоделано».
Я вот «Джайкарн» начала делать, когда у меня вообще не было ничего придумано, я начала писать лор прям в Сети, не парясь по этому поводу. Когда вы историю додумаете, она сама у вас соберется.
Главное — не бояться и не говорить «я начну завтра или послезавтра» или «я сначала закончу институт, найду работу, а потом когда-то как-то буду рисовать». Нет, если вы считаете, что должны нарисовать комикс — начинайте сейчас.
В конце концов, если не получится — бросите вы его, и черт с ним, начнете новый. Главное делайте что-нибудь, не задерживайтесь, не думайте слишком много по поводу того «могу я или нет». Начинайте с малого — крупное само придет.
Интервью брал: Игорь Кислицын
Так как он в итоге продаётся? Целой книгой?