«Элитный отряд 1-2», «Реинкарнация» и «Пеплопад». А что вы смотрели на прошлой неделе?
«Элитный отряд» и «Элитный отряд 2: Враг внутри» — предтечи «Нарко» про бразильский спецназ
Готовясь ко второму сезону «Нарко: Мексико» (они же Narcos: Mexico) — на мой взгляд, просто-напросто лучшего live action-сериала Netflix, — я пересмотрел первый сезон, а также перечитал тематическую книгу и пересмотрел несколько фильмов. Книга — изумительный «Картель» Дона Уинслоу, настоящая большая литература, несмотря на «крутосваренный» тон и заезженную тематику мексиканского наркобизнеса (а также на весьма неровные и попсовые сиквел и приквел). Обязательно прочитайте — если возможно, не в переводе.
Ну, а из фильмов я бы хотел обратить ваше внимание на дилогию «Элитный отряд» (Elite Squad в англоязычном прокате, Tropa de Elite в оригинале) бразильского режиссера и сценариста Жозе Падильи. Падилья — один из режиссеров, продюсеров и основных вдохновителей «Нарко». В частности, на 1 странице сценария пилота от имени его сценариста Криса Бранкато говорится:
Предполагается, что вы смотрели «Элитные отряды» нашего режиссера Жозе Падильи, рисующие картину того, на что похож современный, маскулинный подход к кино Латинской Америки. Это быстро, сложно, остро, круто и эпично. Тогда вы поймете, что голос, который сейчас зазвучит за кадром, нетипичен для Голливуда. То, как изображения воздействуют на нас на фоне голоса Мерфи в нашей голове, — основа нашего путешествия от истоков наркотрафика до той тьмы, в которую спускаются мужчины ради ПОБЕДЫ.
Фильмы рассказывают о так называемом подразделении BOPE — бразильском Батальоне специальных полицейских операций, участники которого гордятся черепом, многозначительно ухмыляющимся с официальной эмблемы батальона. Их работа — в годы важных политических и международных событий заходить в фавелы, кошмарные и живописные трущобы Рио-де-Жанейро, и просто-напросто убивать всех встреченных там вооруженных (по возможности) людей.
Падилья, который помимо «Нарко» потом снимет очень странный ремейк «Робокопа», сполна показывает свою уникально-реалистичную, быструю и стильную манеру в отображении многочисленных массовых перестрелок и просто очень круто написанных, снятых и сыгранных сценах отбора и тренировок. Формально главный герой — капитан Роберто Насименту, тот самый гипнотизирующий нарочито-спокойным закадровым голосом Вагнер Моура, будущий Пабло Эскобар из первых двух сезонов основных Narcos.
Но и в первой, и во второй части «Отряда» будни батальона выступают лишь фоном для других историй. В первой части это камерная пьеса о том, как один из кандидатов в элитные бойцы, лейтенант Андре Матиас, пытается поддерживать отношения с благополучными сверстниками-студентами, скрывая от влюбленной в него девушки и ее левацки настроенных друзей свою работу. Само собой, рано или поздно и та, и другая жизнь пересекутся — с катастрофическими последствиями.
Вторая часть — масштабный политический эпик, в которой капитан уходит на повышение в органы госбезопасности, а ставший абсолютным фанатиком службы лейтенант, наоборот, попадает на канцелярскую должность в самом неблагополучном и коррумпированном подразделении военной полиции Рио. Но оба они — каждый со своего конца, — в итоге хватаются за щупальца одного и того же огромного скользкого спрута. На сей раз это система полицейских «крыш» над фавелами, пришедшая на смену бандитским крышам из первого фильма.
Оба фильма сняты по воспоминаниям реальных командиров BOPE — силовиков с весьма ограниченным взглядом на бразильскую (да и мировую) действительность. Самое крутое, что у Падильи получились либеральные и провокационные фильмы, в которых точкам зрения студентов и прочих борцов за права угнетенных уделяется не меньше внимания, чем фанатичному закадровому бормотанию капитана Насименту.
Да, в рамках драматургии обоих картин либералы все-таки оказываются не правы, и ключевые вопросы там не решить иначе как при помощи меткой стрельбы элитного отряда. Но и при этом и сам капитан, и преданные ему Черепа выступают кем угодно, но не идеализированными всесильными вершителями справедливости вроде Грязного Гарри или спецназовцев из любого американского фильма.
Негодяи попадают под раздачу практически случайно. В силу их рискованного образа жизни до них наконец-то дотягивается коса судьбы, вслепую молотящей инструментом (в лице того же Батальона) направо и налево.
Тут скорее налицо идеология The Wire — или тех же «Наркос». Бандосы в конце должны проиграть, но не потому, что они плохие парни, а потому что сценаристы и режиссеры во второй части фильма решили поставить точку именно тут — и не показывать нам дальнейшее удручающее возвращение всего на круги своя.
Автор: Александр Башкиров, руководитель раздела «Кино и сериалы»
«Руки прочь от кинокружка!» — девочки делают аниме в культовом мульте режиссера Devilman: Crybaby
На прошлой неделе мне наконец-то удалось добраться до «Руки прочь от кинокружка!» (в оригинале — Eizouken ni wa Te o Dasu na!), который поставил Юаса Масааки. Помните одну из последних его работ — Devilman: Crybaby? Здесь то же самое, только намного лучше, чуть приземленнее и более доступно.
Это, если позволите, настоящий шедевр, из которого сочится любовь к японской анимации. Впору хоть садись и начинай подводить итоги 2020 года, потому что, кажется, лучше уже быть не может!
Мне совсем не хочется рассказывать, о чем сериал. Я бы с удовольствием просто говорил, насколько он прекрасен, сыпал громкими эпитетами — и все. Концепция-то на самом деле проста как две копейки: три (очень разные!) девочки хотят сделать аниме и шаг за шагом идут к своей мечте. Но сказать, что к ее реализации подошли с креативом, ничего не сказать.
Даже с точки зрения повествования в шоу много нюансов, которые делают историю неповторимой. С одной стороны, это добротный слайс — школьницы, комедия и немного приключений. С другой, документальный фильм, авторы которого подробно рассказывают, что из себя представляет аниме изнутри.
Однако все величие тайтла раскрывается в первую очередь через изумительный визуал. Каждый кадр — маленькое произведение искусства. Eizouken буквально показывает, что такое полет мысли, одна серия — и ты заражен энтузиазмом. Еще одна — и перед тобой лежит пыльный блокнот, в котором ты на скорую руку с довольной лыбой начеркал какую-то жуть. Еще не захотели посмотреть «Руки прочь от кинокружка!»? Окей, тогда вот вам волшебный опенинг — попробуйте теперь отвертеться!
Автор: Дмитрий Кинский, редактор отдела новостей
Devilman Crybaby («Человек-дьявол: Плач») — лучшее аниме на Netflix
На прошлой неделе ко мне пришло осознание, что раздел аниме на Netflix — это лучший способ начать знакомство с японской анимацией, если человек вдруг этого пожелает. Там собраны крайне примечательные работы на любой вкус, и пускай не все они шедевральны, но как минимум дают понять основные жанровые особенности. А еще там можно найти Devilman Crybaby от Масааки Юасы — и уже это достаточно весомый повод, чтобы раздел аниме на Netflix в принципе существовал.
Devilman Crybaby — это яркий пример style over substance в аниме, но которое при этом все-таки пытается положить в головы зрителям немного смыслов. Получается неоднозначно. С одной стороны, аниме полнится крайне мощными сценами, будто вышедшими из романов Роберта Маккаммона, а красной нитью сквозь весь сюжет идет мысль о влиянии общественного мнения на личностные качества.
С другой, как-то не получается серьезно воспринимать драму, когда главный герой регулярно орет фразы в духе IʼM NOT A DEVIL, IʼM DEVILMAN!.
Впрочем, местная история, в которой все сделано так, чтобы выдавить из чувствительных зрителей слезу, в итоге становится лишь обязательной условностью. Ведь главное в Devilman Crybaby — это стиль, который проявляется тут самыми разными способами. Когда людей разрывают на части — то обязательно с необычными ракурсами и кислотными цветами. Когда делается акцент на сцены секса — то непременно в духе дичайшего трипа. Даже уличная жизнь, которая своеобразным подтекстом течет во всех десяти сериях, специально гиперболизирована, чтобы привлекать еще сильнее.
А яростный синтвейв-саундтрек идеально подчеркивает странное влечение к жизни ночных городов Японии.
Подход к анимации Юасы идеально дополнил общую концепцию. Немного рваная, почти неряшливая картинка усиливает напряжение каждой битвы. Мало где можно найти такое же ощущение скорости, как в Devilman Crybaby. И потому тут у нас редкий случай, когда общая поспешность сюжета становится не минусом, концептуальной особенностью.
В Devilman Crybaby каждый фрагмент сочится яростью, праведным гневом и дьявольской энергией. Это чистая агрессия в формате анимационного шоу, и хвала Netflix, что сервис выделил бюджеты на нечто столь прекрасное.
Автор: Никита Казимиров, редактор отдела новостей
«Пеплопад» — шпионский боевик с примесью фильма-катастрофы
В выходные посмотрел относительно свежий и самый дорогой корейский фильм (бюджет 22 млн долларов) «Пеплопад» (Ashfall). Вышла невнятная смесь «2012» и корейских шпионских фильмов про Север и Юг, где по сюжету начинает извергаться вулкан горы Пэкту, нанося чудовищный ущерб ближайшим населенным пунктам. Чтобы остановить его, нужно ядерное оружие, за которым на Север отправляют местного сапера и команду, навязав им северного шпиона в исполнении пробившегося в Голливуд Ли Бен-хона.
Разрушения выглядят неплохо, хотя и не дотягивают по качеству до западных коллег, но вот вся околошпионская линия утомляет. Химия между противоборствующими героями очень слабая, а диалоги пытаются повторять аналогичные из картины «Стальной дождь», где представители севера и юга тоже должны были сотрудничать, чтобы предотвратить катастрофу. Только тот фильм во всем превосходит «Пеплопад», особенно в постановке экшен-сцен, которые тут беззубые. Даже перестрелки не вызывают никаких эмоций, настолько вяло они поставлены, а разрушений тут не так уж и много.
Фильм умудряется разочаровать даже актерскими работами Ли Бен-хона и Ма Дон-сока, которые сами по себе талантливые актеры. Но один переигрывает, пытаясь быть и положительным и отрицательным персонажем сразу, а второму достался пресный профессор, которого мог сыграть любой другой проходной актер.
Автор: Ибрагим Аль Сабахи, руководитель раздела «Книги и комиксы»
«Вальгалла: Рагнарек» — датское детское фэнтези
На прошлой неделе до России добралась «Вальгалла: Рагнарек» — датская экранизация датского же комикса. И если вы любите скандинавскую мифологию и (вдруг) собирались на него сходить, то лучше не стоит.«Вальгалла» позиционируется как темное фэнтези и трейлер, в общем, соответствует, но на деле это скорее детская сказка с обязательными жуткими чудищами, которые на самом деле помогут героям в трудную минуту, и на лицо ужасными персонажами, но добрыми внутри.
Путанный сюжет рассказывают историю Ресквы и Тьяльфе — детей простых смертных, которые волей судьбы попадают в телегу к Локи и Тору, а на ней — в Асгард. В Асгарде же оказывается, что боги — это вечно пьяные голодранцы, которые забыли лица своих почитателей. Тьяльфе вроде бы хочет остаться и делать богам массаж пяток, надеясь стать богом самостоятельно, а его сестренка решает убраться из божественной богадельни.
Дальше пересказывать историю нет смысла, потому что каждые десять минут она о чем-то новом: то о неблагодарных богах, теряющих силу, то о каком-то древнем пророчестве с избранной девочкой, то о неминуемом конце света. При этом мотивация персонажей никогда не раскрывается: например, Локи, который зачем-то решает серьезно насолить Тору в самом начале, до самого конца остается с братом и помогает ему даже при смертельной опасности. Каждая сцена — просто набор кадров, который можно выкинуть из повествования без особого ущерба для концовки. Если бы решили снять короткометражку, то могло бы выйти цельное подростковое фэнтези.
Автор: Сергей Уланкин, главный редактор
«Реинкарнация» — еще один великолепный хоррор режиссера «Солнцестояния»
В материале про любимые фильмы 2019 года я рассказывал про хоррор Ари Астера «Солнцестояние» — и, конечно, странно было следом не посмотреть другие картины этого режиссера. На прошлой неделе выбор пал на «Реинкарнацию» (так у нас перевели затейливое название Hereditary) — еще один великолепный хоррор, где буквально каждая следующая сцена обязательно гораздо более жуткая, чем ты можешь себе представить.
И самое интересное, что проспойлерить «Реинкарнацию» практически невозможно. Даже если описать все ключевые повороты сюжета, историю с двойным и даже с тройным дном передать не выйдет. О чем же фильм? О семье, которая проиграла в демонической игре задолго до ее начала. О девочке, похожей на голубя. Об одной из самых жутких сцен самостоятельной декапитации в кино. О сектантах. И о мистике.
Пожалуй, именно наличие мистики не дает мне поставить «Реинкарнацию» выше «Солнцестояния» в своем собственном топе двух хорроров Ари Астера. Мистика эта уместна и понятна, но мне картина показалась бы куда более жуткой, если б все происходящее объяснялось психологическим состоянием главных героев, а не прихотью демонических сил. Тем не менее «Реинкарнация» — отличное кино, обладающее большинством художественных особенностей кинематографии Астера. Хоть и гораздо менее цельное.
Автор: Денис Князев, руководитель раздела игр