«Дюну» показали на Венецианском кинофестивале: что критики говорят о самом ожидаемом фильме года
Кратко о фильме
В основу «Дюны» лёг одноимённый роман американского писателя Фрэнка Герберта – первый из цикла «Хроники Дюны». Космическая опера рассказывает историю дома Атрейдесов, которому Император поручил управлять планетой Арракис. На Арракисе добывают невероятно важное вещество для космических путешествий. Но Атрейдесы — далеко не единственные, кто хочет владеть планетой. После вероломного предательства наследнику дома, Полу, приходится скрываться у местного племени, чтобы сохранить свою жизнь.
Режиссёр фильма Дени Вильнёв («Прибытие», «Бегущий по лезвию 2049») с подросткового возраста мечтал экранизировать книгу Герберта. Вильнёв собрал звёздный каст: роль главного героя, Пола Атрейдеса, исполнил Тимоти Шаламе («Зови меня своим именем»). Также в фильме сыграли Ребекка Фергюсон, Оскар Айзек, Джош Бролин, Джейсон Момоа, Зендея и другие известные актёры. Над саундтреком «Дюны» работал Ханс Циммер.
Рейтинг на агрегаторах
На момент публикации материала «Дюна» получила в основном положительные отзывы. На сайте-агрегаторе отзывов Metacritic фильму присвоили рейтинг 76/100, на Rotten Tomatoes – 84%. По мере добавления новых рецензий эти рейтинги будут меняться.
Оценка вышла примерно на уровне остальных фильмов Дени Вильнёва; если сравнить рейтинги его работ на Rotten Tomatoes, последние (например, «Пленницы» и «Прибытие») завоевывали не меньше 80%.
Отзывы кинокритиков
Главное, что отмечается во всех рецензиях – прекрасный актёрский состав и визуальное сопровождение фильма.
Мощный каст Вильнёва прекрасно воплощает персонажей Герберта, которые скорее похожи на архетипы, чем на личностей. Тимоти Шаламе бездушен поначалу и полностью встряхивается, когда герой осознает свою силу… Ребекка Фергюсон загадочна и одновременно яростна в роли матери Пола, Джессики, и так далее.
– Глен Кенни, RogerEbert.com
Как Вильнёв доказал в проектах «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», от его визуального повествования дух захватывает – бескрайние пустыни простираются как океаны, крылья стрекозы вместо винтов вертолётов; пронизывающий саундтрек от Ханса Циммера, наложенный поверх этого, задаёт масштаб размером с целую планету.
– Леа Гринблатт, Entertainment Weekly
«Дюна» – великолепный, но не идеальный эпический фильм; это техническое чудо, где слишком много времени тратится на подводку к третьему акту, который так и не происходит.
Некоторые критики настаивают, что «Дюна» вышла красивой, но провальной как экранизация романа. И причина здесь не столько в самом фильме, сколько в исходном материале от Герберта.
Попытка Дени Вильнёва укротить печально известный своей сложностью роман о межгалактической империи не страдает от отсутствия кинематографичной зрелищности… […] Но это не отменяет частых заявлений о том, что «Дюну» невозможно экранизировать. По крайней мере, не в формате саги из двух частей.
– Дэвид Руни, The Hollywood Reporter
Главная и фундаментальная проблема [фильма] – это сценарий… который бурит роман Герберта со всей мощью и напастью харвестера, но достает на поверхность очень мало ценной субстанции.
– Дэвид Эрлих, IndieWire
Критичнее всего фильм оценили Variety и Vanity Fair. Журналисты отмечают, что «Дюна» не вызывает вообще никакой эмоциональной вовлеченности и сочувствия персонажам.
При всём своём волшебстве, «Дюна» забывает о базовых вещах — дать нам хоть кого-нибудь или что-нибудь, о чём можно переживать, болеть или думать после окончания фильма.
— Ричард Лоусон, Vanity Fair
Ранее первые отзывы о «Дюне» появились в соцсетях. Преимущественно фильм хвалят по тем же пунктам, что и в рецензиях на сайтах.