Что происходит в «Топях»? 6 теорий фанатов о концовке сериала
Осторожно! Каждая версия содержит спойлеры!
Все плохо: все умерли и находятся в загробном мире
Помните еще в первой серии «Топи» лесовоз на полном ходу врезался в автомобиль героев? Сюжет следом закрутился так стремительно, что об аварии легко было забыть: яркая предыстория каждого героя, неожиданные исчезновения, внезапные воскрешения и секс на фоне мрачных пейзажей и колдовского саундтрека группы АИГЕЛ. Но как только туман событий развеивается вопросом «Минуточку, а что я вообще смотрю?», версия о скоропостижной смерти главных героев выглядит удивительно правдоподобной.
От серии к серии в монтаж врываются кадры с разбившимся автомобилем и лежащими в нем трупами московских туристов. Некоторые фанаты уже давно решили, что «Топи» — это местное Чистилище, такая продленка для незрелых душ, где герои сталкиваются с их нерешенными при жизни вопросами и доучивают свои «уроки», чтобы двинуться к свету, а может получить второй (?) шанс.
Здесь Эля, которая панически боится гнева своего чеченского жениха и отвергает традиции народа, оказывается запертой с ветераном чеченской войны и слышит в коридорах знакомый голос тирана. Катя, зацикленная на одинокой старости, вероятно, превращается в полубезумную старуху и бродит по деревне с желтым платочком на шее. Чистосердечная Соня никак не может отпустить погибшую сестру и простить Богу такой расклад, так что Топи услужливо воскрешают ее потерю. А главный герой Денис Титов, отчаянно избегающий любой рефлексии о своем диагнозе и скорой смерти, за обедом беседует с умершим стариком Вениамином, который прямо сообщает: «Вы уже умерли и находитесь в посмертии».
Все по плану: это и есть «православный спа»
Между сервисом чудодейственного монастыря, о котором Титову сообщают красочный сайт и отзывы на Booking.com, и реальностью, куда попадают герои, — грандиозная разница. Невольно вспоминаешь услужливую девушку, подтверждавшую бронь по телефону, и интонациями и манерой речи будто телепортирующую героя в лобби пятизвездочного отеля. Почему она сразу не сообщила, что монастырь полуразрушен? Почему ночлег герои нашли в одном единственном доме, а все жители деревни ведут себя более, чем подозрительно, и явно что-то скрывают?
- Вселенная Глуховского: навигатор по творчеству автора «Топей» и «Метро»
- Интервью с Дмитрием Глуховским о сериале «Топи»
Если отбросить теории о великом мистическом зле и вернуться в реалии сурового рынка, напрашивается гипотеза: а что если именно такой сервис — со сломавшейся машиной, экзистенциальными загадками и чаем бабы Нюры (вполне вероятно, галюциногенным) и предлагает ООО «Чудодейственный монастырь» для просветления?
Что если трансформации и диалоги лишь часть сценария; священник, и капитан местной полиции и таинственная девушка-ведьма — просто актеры; а галлюцинации — эффект национальной аяваски? Пропаганда архангельских грибов от Глуховского точно запомнится киноманам надолго.
Все просто: это и правда маньяк
История об орудующем в деревне Топи серийном убийце, за которую сразу цепляется желтушный журналист-расследователь Максим, поначалу выглядит настолько банальной и топорной (во всех смыслах), что от нее хочется отмахнуться.
Но чем дальше в «Топи», тем более выпуклой становится эта гипотеза. Подтверждает ее и поведение местных жителей. Загадочная нимфа Арина на все расспросы уклончиво отвечает, что москвичи уедут, а ей здесь еще жить. Живущие в лесу бывшие зэки постоянно ссылаются на «хозяина» местных земель, который неотвратимо карает за нарушение своих неписаных правил. А в пятой серии и вовсе эпично появляется новая фигура в дождевике и на черном гелендвагене.
Все остальные мистические события — и чудеса монастыря, и неожиданно случившуюся в самом центре деревни перестрелку с десятком тяжеловооруженных спецназовцев — можно списать на неврозы главных героев и синдром «ненадежного рассказчика».
Древнее зло, которое действительно ест людей
Нельзя обойти вниманием и такую версию происходящего: сознанием наших героев манипулирует затаившееся где-то под Архангельском лавкрафтианское нечто.
Множественные галлюцинации Дениса и Эли, внезапно ожившая в монастыре сестра Сони, ритуальные собачьи головы, подвешенные в мешке посреди леса, и даже ведьма Арина, как раз персонализация засевшего на болотах древнего зла, — все указывает на то, что без самой настоящей мистики здесь не обошлось.
Пришельцы!
«Топи» очень соблазнительно рассматривать как аналог Зоны Стругацких из «Пикника на обочине». Тем более, что сам Глуховский много раз признавался в любви к знаменитым советским фантастам.
Все, что здесь происходит — необъяснимо потому, что непостижимо развитые пришельцы из космоса просто ставят в этой точке планеты свои научные эксперименты над людьми. Их мотивов ни мы, ни герои никогда не поймем, и никакого закономерного итога или морали в истории пятерых москвичей не будет.
Просто несколько муравьев увязли в банке меда, случайно оставленной здесь представителями далекой высокоразвитой цивилизации. В конце концов — что это за таинственный красный дым, постоянно висящий над горизонтом?
Денис просто лежит с опухолью мозга в больнице
Самый изящный способ разрубить гордиев узел сюжетных перипетий «Топей» был предложен еще в 2010 году, после окончания сериала «Остаться в живых», — все это было сном собаки. Или, в нашем случае — сном разума Дениса Титова, основателя стартапа с опухолью размером с теннисный мяч в голове.
Возможно, как раз в последней серии он выйдет из комы и мы поймем, что люди, события, чудодейственный монастырь и «православный спа» на болотах под Архангельском — просто галлюцинации, вызванные давлением опухоли на мозг и побочными эффектами анестезии. А лица всех товарищей Титова узнаем в персонале больницы — врачей, медсестер и уборщицы бабы Нюры, все это время протиравшей шваброй пол в палате.
Какая теория верна, и не окажется ли фантазия Дмитрия Глуховского еще изощренней, чем у зрителей его сериала, — мы узнаем в конце февраля. Шестая серия выходит на КиноПоиск HD 18 февраля, заключительная, седьмая — 25 февраля.