Что мы хотим от фильма «Метро 2033»: крутые пушки, большой бюджет и никакого Александра Петрова!
Фанаты, мягко говоря, обескуражены тем, что по их любимому произведению будут делать кино ребята из цитадели Александра Реввы и Бабушки Сирануш. Да, на поверхности это выглядит и правда комично.
Но поклонники упускают один важный и объективный момент — ТНТ Premier сейчас пожалуй самая богатая медийная платформа, которая не боится, в отличии от конкурентов, рисковать. Ну, а ТВ3 известно сериалом «Чернобыль. Зона отчуждения».
Потому, возможно, выбор не так уж и плох, главное — создатели должны прислушиваться к мнению аудитории. Поэтому, на правах поклонника истории о приключениях жителя постапокалиптического московского метро Артема, я решил составить свой небольшой список лучших черт книг и игр, которые обязательно должны быть сохранены в экранизации.
Тот же скрупулезный подход к личным историям
Основной книжный сюжет (в особенности во втором романе) был пропитан философскими измышлениями и попытками понять, где кончается грань между человеческим и животным. Глуховский старался вместе с читателем порассуждать о том, как едва уцелевший вид Homo sapiens не учась на своих ошибках продолжает идти семимильными шагами к собственной гибели, не оборачиваясь назад.
Но все же вселенную Метро 2033 полюбили за сплетенный, словно лоскутное одеяло из маленьких человеческих историй, сеттинг. Страницы романов и каждый новый поворот на мирную станцию в играх трилогии просто кишат этими на первый взгляд едва значимыми зарисовками.
Вот старик с грустными глазами играет с детьми в театр теней. На тусклой простыне от света свечи появляются жирафы, слоны, тигры, собаки. Но только подрастающее поколение, рожденное под сводами метрополитена, никогда не выходившее на поверхность, видит в этих очертаниях только упырей, кикимор, да прочих тварей из радиационной глотки апокалипсиса.
Или парочка радистов травит байки о том, как в первые месяц после войны экипаж танка с максимальной внешней защитой рванул в московскую глубинку, где подобрал несколько женщин и детей. И пока не кончились патроны мирно жили, цивилизацию возрождать планировали.
Без подобных историй мир фильма будет предельно пуст, и экранизация может превратиться в средней руки боевик. На этот момент Глуховскому стоит обратить самое пристальное внимание. Тягучая атмосфера поминок по потерянному миру должна остаться продающей чертой серии и на больших экранах.
Только не Александр Петров в главной роли!
Все это, конечно шутки, и против Гоголя и Рублевского мента всея Руси я ничего не имею против, но зная любовь ТНТ к хайпу вокруг известных актеров в их сериалах, такой ход событий можно предположить.
Киновселенной «Метро» не требуются известные лица, которые будут только отвлекать зрителей, не знакомых с первоисточником, а фанатов откровенно раздражать. Если каст фильма будет состоять из Козловского, Паулины Андреевой, и какого-нибудь уже замылившего глаз Паля, то происходящее на экране будет выглядеть не как суровый постапокалипсис, а как капустник из завсегдатаев Кинотавра, навестивших вечеринку косплееров.
С другой стороны очевидно, что фанатская база книг и игр не настолько велика, чтобы окупить своим походом в кинотеатры производство фильма. Потому создателям придется лавировать между двух огней, пытаясь продать кино с помощью известных лиц, но не настолько приевшихся, чтобы испортить весь праздник. Иначе шуток про «вы знаете Руса», и «камон, это же Козловский», не избежать.
Нормально прописанные характеры героев
Как бы не пытались обмануть себя поклонники вселенной, главной проблемой и стыдом и игровой, и книжной серий были и остаются персонажи. Кроме Артема, который со своими внутренними монологами хоть как-то пытался показать наличие характера, да второстепенных Мельника, Бурбона и Хана, вы вряд ли сможете кого-то вспомнить.
Про остальных действующих лиц сказать хоть что-то большее их имен — настоящий подвиг. И если в романах воображение читателя само дорисовывало эти ужасные пробелы, а в играх от скучных и пресных лиц в качестве напарников спасал геймплей, то в фильме эта проблема будет бросаться в глаза. Для Глуховского здесь просто непаханное поле литературной работы — без внятных персонажей сюжет картины, даже если он будет максимально далек от первоисточника, просто рассыпется.
Про атмосферу даже говорить не стоит — за два часа хронометража погрузить зрителя в атмосферу вселенной кроме как через героев просто невозможно. На долгие прелюдии нет времени, кино скоротечное искусство, и 100 страниц графомании, погружающей в вселенную, в фильм не впихнуть.
И, надеюсь, создатели не решат перенять главную черту игровой серии — молчаливый до подозрений в психическом расстройстве Артем нам точно не нужен.
Добротный экшен и крутые пушки
Многим, наверно, хотелось чтобы экранизация Метро стала хоррором или психологическим триллером, и влезла в шкуру жанра, который ей на самом деле подходит. Но понятно, что фильм будет направлен на массовую аудиторию, потому стоит ждать хотя бы крепкий боевик с неплохим сюжетом.
Для этого создателям следует перенять лучшее, что было в последних двух частях игровой трилогии — оригинальное оружие. Все эти гаус-пушки, пневматические винтовки, калаши с прицелом ночного видения и легендарный автомат по прозвищу Ублюдок просто потрясающе смотрелись в заданном сеттинге. Проблема отечественных боевиков, в которых стрельба и оружие в целом были и остаются самой слабой чертой, здесь решится банальным следованием игровому дизайну.
Зритель уже будет заинтересован постером, где главный герой держит в руках такую одновременно футуристичную и до боли знакомую пушку, а фанаты разобьют головы в благодарственном экстазе. Главное, не перенимать у игр их другую черту — просто отвратительную стрельбу, которая могла понравится только людям, пролежавшим в коме лет 15 и в последний раз устраивавшим пострелушки в первом Doom. Иначе получится что-то уровня старого отечественного трэша «Параграф 78».
Приличный бюджет на монстров и декорации
Этот пункт — камень преткновения, Альфа и Омега удачной экранизации Метро. Создатели могут наплевать на сюжет, героев, перестрелки, да даже самого Глуховского погнать радиационными тряпками на мороз. Но если происходящее на экране будет выглядеть дешево — фильм ничто не спасет. Метро всегда есть и будет про потрясающую визуализацию, про необычных тварей, от вида которых стынет в жилах кровь, про впечатляющие спецэффекты и отменное окружение.
Сэкономят на декорациях, и все атмосфера жизни в постапокалиптическом метрополитене накроется железной кружкой с грибным чаем. Будут использовать посредственную графику, и лезущие из железобетонных кишок монстры перестанут пугать и превратятся в посмешище. Да даже маленький бюджет на костюмы бойцов Спарты, похожих в своей амуниции на древнегреческих богов с крупнокалиберными пулеметами, ударит по атмосфере похлеще молчаливого Артема.
ТНТ ни в коем случае нельзя экономить ни на одной составляющей, которые делают сеттинг притягательным, иначе мир Глуховского просто не сработает. И на выходе поклонники будут плеваться от злобы, а простые зрители не поймут, зачем рекомендовать друзьям этот посредственный дешевый боевик.
Нельзя дать героям выйти на поверхность в сиквелах
Этот пункт уже скорее относится к оптимистичному взгляду в будущее, если все же кинофраншизу получится запустить. С точке зрения геймплея последнему игровому сиквелу нужно было избавиться от пленяющих его стен метро. Механики первых двух проектов бесповоротно устарели, и игроки просто бы не смогли осилить все то же самое в третий раз. Но что мы получили в итоге в лице Metro: Exodus в плане сюжета и развития сеттинга?
Да ничего хорошего. Очередной посредственный пост-панк, с очевидными даже первокласснику сюжетными поворотами и ситуациями, которые мы все уже триста раз видели в кино и играх. А политический подтекст, который Глуховский вплел в сценарий с мастерством пьяной швеи без трех пальцев на каждой руке, вообще просто не пропустит современная киноцензура.
Потому фильмам про Метро стоит развивать идеи, заложенные в книгах, и, возможно, в дальнейшем жонглировать жанрами, но ни в коем случае не давать героям выйти на поверхность навсегда. Ведь именно для этого мы читали книги и погружались на долгие часы в игровую адаптацию — нам хотелось хоть на какой-то момент пропасть в настолько мрачный, впечатляющий и клаустрофобический подземный сеттинг, не похожий ни на один другой.
- При анонсе фильма Глуховский делился своим мнением по поводу потенциального кастинга Петрова.
- А пока фильм еще ждать и ждать, можете прочитать нашу рецензию на Metro: Exodus. Мы поставили ей максимальную оценку!
- Нужно больше «Метро 2033»? Как насчет самых интересных баек из этой загадочной вселенной?
Паль и Петров норм. Автор как обычно.
А какое отношение Петров имеет к "Мажору"? "Мажор" это Павел Прилучный. Вы "рублёвского полицейского" имели в виду?