Бэклог: Почему The Talos Principle 2 стоит вашего внимания
Оригинальная The Talos Principle в своё время отлично продемонстрировала миру две вещи. Первая: не нужно быть мастером в создании сложных и интересных сюжетов, чтобы написать такой — достаточно желания и усердия. И вторая: интересную головоломку не обязательно делать садистской и бессюжетной — разгадки пазлов и попытки понять все хитросплетения истории могут отлично уживаться вместе. При взгляде на «Талос» сложно было сказать, что вот эту игру делали не абы кто, а создатели Serious Sam, серии шутеров, при игре в которые мозг обычно выключают, а не включают.
И вот в ноябре 2023 года вышла The Talos Principle 2. Ещё больше, ещё краше, с новой порцией философских вопросов. Вы легко могли пропустить её в момент релиза, но сейчас, ближе к концу года, когда новинки уже не выходят, пришла пора разбирать свой бэклог. И The Talos Principle — отличная игра для того, чтобы сесть за неё в такой период.
Что такое бэклог?
Так в разработке называют полный список задач, которые предстоит выполнить — либо по продукту в целом, либо за определённое время (спринт). Каждую неделю наши списки сериалов, аниме и игр только пополняются. В этой рубрике авторы и редакторы «Канобу» советуют один сериал, игру или аниме, которые вы могли пропустить (или вообще о них не знали) из-за более громких релизов. Все проекты этой рубрики мы добавляем в специальную подборку.
Мечтают ли андроиды о загадках?
Вторая часть поначалу (достаточно успешно, надо сказать) прикидывается первой. В голове снова гремит голос Элохима, а вам снова нужно собирать фрагменты тетрамино, чтобы пройти дальше. Впрочем, это всё оказывается не более, чем вступление, связывающее две игры воедино. Разобравшись с пологом, вы совершенно неожиданно для себя окажетесь в реальном мире в теле разумного андроида. На вашем корпусе — цифра «1000», а это значит, что вы — Избранный. Ну, или нет — это пока что вопрос открытый.
Новый Иерусалим, город, где обитают андроиды, большой и светлый, и, на первый взгляд, может показаться настоящей утопией. Огромный, открытый, с дружелюбными жителями, которые вместе работают над достижением общей цели и которые вовсе не хотят, чтобы катастрофа, некогда уничтожившая старое человечество, вновь повторилась. Город можно обойти вдоль и поперёк, познакомиться с его жителями, пройтись по музеям и узнать побольше о местных порядках.
Например, любознательные игроки смогут узнать о том, что андроиды любят кошек, что некоторые из загадок оригинального «Талоса» выставлены в местном музее. Или о том, как жители Нового Иерусалима относятся к своему правительству и предназначению вашего героя. Кому-то герой, буквально пару часов назад вырвавшийся из плена грёз, сам может дать судьбоносный совет — но, конечно, это всё зависит от вас.
Постепенное изучение нового оплота человечества — немного роботизированного и излишне привязанного к кошкам — подкидывает интересное наблюдение.
Вторая The Talos Principle разговаривает не только на тему индивидуализма, но также затрагивает множество вопросов о социуме. Каково положение человека в обществе? Чем он должен заниматься? Нужно ли следовать своему предназначению?
Вопросы эти не случайны: андроиды сами вовсю пытаются их разгадать. Всё дело в том, что Зодчая, основавшая Новый Иерусалим, поставила перед новыми людьми задачу создать тысячу человек, после чего остановиться. Такого количества, по её мнению, было достаточно для конструирования эффективно развивающегося города…, но так ли это на самом деле? Некоторые открыто выражают несогласие с политикой отцов-основателей и считают, что экспансию стоит расширить ради новых территорий, знаний и возможностей — в конце концов, Новый Иерусалим на поверку оказывается не столь райским местечком, которым прикидывается. Городу угрожает энергетический кризис, его правительство весьма нерешительно и инертно — и тут как гром среди ясного неба в городе объявляется голограмма некоего Прометея, приглашающего жителей Иерусалима на находящийся неподалёку остров.
И вы, конечно же, уже догадываетесь, чем вам там придётся заниматься.
Увеселительная прогулка на край света
Разумеется, экспедиция на остров будет не простой. Вместе с вами отправляются и другие андроиды, ведь от найденного там зависит будущее города. Правда, всю «чёрную» работу в итоге спихнут именно на вас, а именно разгадывание различных загадок и головоломок. Всего их в игре больше сотни: по восемь основных на каждую игровую зону, несколько усложнённых бонусных (необязательных, впрочем, для прохождения), плюс разные секретные.
Головоломки — это ваш ключ для входа в Мегаструктуру, огромную пирамиду, построенную… кем? И зачем? Вопросы, которые наваливаются на героев сразу же после высадки у огромной пирамиды, множатся в геометрической прогрессии после первой пройденной зоны. И вопросы эти касаются не только Мегаструктуры.
Вы непременно захотите узнать, кто разбросал по острову заброшенные лаборатории. Кто же жил на этом острове до того, как здесь была выстроена эта монструозная пирамида. Какого чёрта голограммы, рьяно охраняющие (а охраняющие ли?) это место, пришли прямиком из греческой мифологии. Но для того, чтобы получить ответы на все эти вопросы, придётся попотеть и хорошенько побегать.
Локации во втором «Талосе» большие. И разнообразные. Каждая зона с восемью загадками — это новый биом, чем-то да отличающийся от остальных. Где-то царит суровая зима, где-то, напротив, пустыня. Половину карты покрывают величественные леса, где-то полным-полно холмов с древними развалинами. Текут реки, жабы квакают в болотах и озёрах, бегают дикие животные. И посреди всего этого ничего не понимающие вы, пытающиеся разгадать очередную загадку.
И размер локаций, внезапно, приходит вам на выручку, когда надо перевести дух после очередной порции загадок. Отдохнуть, размяться, перестать скалиться как сумасшедший волк и привести мысли в порядок.
1К, наш герой, перемещается по локациям довольно неспешно (пусть его и научили бегать!), и в этом есть свой шарм — наслаждаться видами загадочного острова и огромной Мегаструктуры можно часами. Да, конечно же, никто не мешает вам сидеть и биться головой о стены в попытке пройти ту или иную задачку, если она вам не даётся. Но куда логичнее будет взять перерыв и пойти прогуляться. Во-первых, вы действительно сможете перевести таким образом дух. Во-вторых, вы можете вместо этого решить одну из бонусных головоломок: они позволяют вам не решать «обязательные», номерные пазлы. Наконец, вы можете найти особую искру и с её помощью попросту пропустить надоевшую загадку — только помните, что искры тоже не валяются где попало.
Клоны, лазеры и вентиляторы
Но, да, ваше основное времяпровождение — это разгадывание загадок. В основе своей они сходны с оригинальной The Talos Principle. Таскаете ящики, нажимаете на специальные кнопки, взаимодействуете с лазерными лучами, проводящими энергию, и с их помощью постепенно «прогрызаете» себе дорогу вглубь испытания. Разумеется, чем дальше вы пройдёте, тем больше инструментов игра вам выдаст.
Скажем, в какой-то момент игра даст вам возможность оперировать другими андроидами для решения загадок. Или применять особую «буровую» установку, которая создаёт в специальных стенах дыры-порталы на манер «Доктора Стрэнджа». Или комбинировать разные цвета лазеров для создания какого-нибудь третьего. Некоторые старые механики вырезали в принципе, какие-то — пересобрали чуть ли не с нуля. Причём новые условия игра подкидывает регулярно, но — о чудо! — ощущения того, что у тебя пухнет голова от количества переменных здесь нет.
А ещё после разгадывания загадок вы можете пообщаться со своими коллегами-андроидами. Как вживую — они тоже бродят по острову — так и в местной социальной сети. Да-да, The Talos Principle 2, напомню, игра про социум, а не про индивидуальность, поэтому обсуждениям различных социальных моментов тут уделяется очень много времени.
Компаньоны-исследователи регулярно созывают на совещания. Жители Нового Иерусалима делятся статьями, обсуждают стихи, картины или Предназначение всего города и его жителей. Иногда к вам буду обращаться напрямую другие андроиды, причём каждый по своему вопросу. Кто-то обещает познакомить 1К с некими «действующими в тени» жителями, которые заинтересованы в развитии Нового Иерусалима. Кто-то захочет совета, а кто-то просто решит поболтать. Общаться, к слову, интересно: игра мало того, что даёт вам возможность выбрать линию поведения в диалогах, так ещё и у всех персонажей свой взгляд на те или иные ваши заявления. Вот и думай после этого: а андроиды они вообще или действительно люди?
Красота зелёного постапокалипсиса
Стоит сказать ещё пару вещей — The Talos Principle 2 очень красивая игра. И очень хорошо звучащая. Величественные пейзажи, практически нетронутые человечеством. Древние развалины, полные загадок. Мегаструктура, одновременно таинственная и притягательная — она впечатляет как снаружи, так и изнутри. Новый Иерусалим — город явно не завершённый, и вообще словно бы находится в подвешенном состоянии. Но то, как он выглядит, как живут населяющие его андроиды — всё это создаёт определённую, довольно уютную атмосферу. И лишний раз подчёркивает, что перед нами вообще-то мир, столкнувшийся в прошлом с глобальной катастрофой.
Тут, правда, есть нюанс: Croteam «променяли» свой родной Serious Engine на пятую итерацию Unreal Engine, из-за чего всё вокруг выглядит отлично…, но при этом и производительность вам потребуется недюжинная. Особенно в том случае, если вы захотите поставить настройки повыше.
А ещё вторая часть «Талоса» отлично показывает, что не обязательно делать персонажей разными внешне. Достаточно цветового маркера да абсолютно непохожих друг на друга характеров. Казалось бы, герои тут — андроиды, но они вышли живее и человечнее, чем персонажи во многих других видеоиграх, посвящённых проблемам людей.
Что до музыки, то за неё снова отвечает композитор Croteam Дамьян Мравунац — и вышло у него, как и всегда, прекрасно. Одновременно расслабляющие и мотивирующие композиции, которые отлично чувствуют настроение каждой локации, и помогают быстрее проникнуться её атмосферой — и, возможно, быстрее пройти ту или иную головоломку. Иными словами, ровно то, что нужно.
Итог
Короче говоря, The Talos Principle 2 — штука отличная, особенно для долгих зимних вечеров.
Неторопливая, медитативная, со множеством отличных головоломок, которые, что весьма ценно, не нацелены на уничтожение вашей психики любыми доступными методами. Нет, разумеется, и такие тут тоже есть, но они строго опциональны, и их ещё нужно отыскать и открыть. Если вам хочется просто побродить по необычным местам, поскрипеть мозгами да задуматься о смысле бытия — эта игра придётся как никогда кстати.
Да, кому-то может показаться, что она излишне серьёзна и разговаривает с игроками исключительно с каменным лицом. Это, конечно, не совсем так: иногда у «Талоса» бывают моменты, когда вы не сможете не улыбнуться (хотя, конечно, большую часть времени история действительно весьма серьёзная). Другим покажется, что головоломка на 20 с лишним часов геймплея — это перебор. Но на самом деле в этом нет особой проблемы: вы и сами не заметите, как пройдёте одну зону, другую, третью, заберётесь в Мегаструктуру — и всё лишь затем, чтобы ринуться искать ответы на новую пачку вопросов. Эта игра умеет зацепить, и получается у неё это весьма непринуждённо.