Бэклог: Last Train Home — симулятор выживания и стратегия в сеттинге Гражданской войны 1918 года
Last Train Home — игра довольно необычная. Во многом благодаря сеттингу — где ещё увидишь проект, в котором события разворачиваются в России после Октябрьской революции, а главные герои просто мечтают уехать домой, в Чехословакию? А ещё это тактическая стратегия, где вам нужно управлять не только отрядом из разношёрстных бойцов, но ещё и командовать целым бронепоездом — последней надеждой тех самых чехословаков на то, что они смогут добраться до дома.
Игру, конечно, есть за что пожурить. Например, за довольно рудиментарный и, откровенно говоря, очень «клюквенный» сюжет. За не лучшую реализацию механики стелса…, но по большей части впечатления от Last Train Home скорее приятные. Почему вам стоит обратить своё внимание на эту неспешную стратегию, рассказывающую о не самом популярном (в игровой индустрии) событии, сейчас и объясним.
Что такое бэклог?
Так в разработке называют полный список задач, которые предстоит выполнить — либо по продукту в целом, либо за определённое время (спринт). Каждую неделю наши списки сериалов, аниме и игр только пополняются. В этой рубрике авторы и редакторы «Канобу» советуют один сериал, игру или аниме, которые вы могли пропустить (или вообще о них не знали) из-за более громких релизов. Все проекты этой рубрики мы добавляем в специальную подборку.
Симулятор паровозного выживания
Давайте сразу обговорим вот какую вещь: сюжет в Last Train Home и его псевдодокументальная история — совсем не главное. Во главе угла здесь именно игровой процесс.
В ваших руках находятся жизни бойцов Чехословацкого легиона, которые надеются вернуться живыми на родину. Для этого им «всего-то» нужно добраться от Москвы до Владивостока и сесть там на корабль, отправляющийся в их родные края. «Путешествие» будет совсем не лёгким, героям предстоит мчаться на бронепоезде по железной дороге, встречая на пути различные трудности: то с большевиками что-то не поделят, то погодные условия окажутся крайне паршивыми, то кого-то нужно будет спасать по ходу дела… в общем, просто так достигнуть своей цели у героев не выйдет.
Формально игра разбита на два больших сегмента. В одном вам предстоит управлять не отрядом бойцов, а бронепоездом и его экипажем. Вы принимаете решение, когда разгоняться, а когда, напротив, снизить темп. Решаете, стоит ли наведаться в покинутую деревушку за припасами или лучше добежать до ближайшего города в надежде, что всем необходимым получится разжиться там. Выбираете, отправлять ли бойцов за пропитанием в ближайший лес и на озеро, и если да — стоит ли ждать этих бойцов прямо рядом с ними или лучше проехать чуть подальше.
В общем, этот сегмент в основном посвящён выживанию. Собираете ресурсы, в нужные моменты тратите их или обмениваете, следите за здоровьем, провиантом и теплом в вагонах и надеетесь, что не придётся тратить запасы в случайных событиях.
Потому что эти самые ресурсы отнюдь не резиновые. Бойцам постоянно хочется есть, поезд «поедает» уголь, без которого всё ваше предприятие обречено на провал. Низкие температуры могут привести к болезням и гибели людей, а значит, нужно организовывать утепление вагонов или даже полноценное отопление. Все эти улучшения занимают и время, и ресурсы — и всякий раз придётся выбирать, что вам важнее прямо сейчас. Увеличение количества мест под койки в вагонах-казармах? Апгрейд лазарета? Может быть, ловушки против мышей и крыс в вагоне-складе? Само собой, рано или поздно вы сделаете все основные улучшения, но поначалу ресурсов (и времени) не хватает ни на что.
Собственно говоря, ваша основная задача в начале игры — накопить «жирок», сделать себе запасы на зиму.
Побольше дерева, еды, лекарственных трав. Потому что чем дальше вы продвинетесь, тем суровее будет погода, и тем злее будут ваши противники. Бегать туда-сюда в поисках ресурсов будет сложновато, а потому лучше заняться накоплениями и улучшениями как можно раньше.
Вашему «выживанию» на глобальной карте будет посвящена примерно половина времени в Last Train Home. Бонусом ко всяким сложным моральным вопросам (вроде «таранить или не таранить это бревно посреди дороги?» или «помогать крестьянам или игнорировать их просьбы?») здесь идут чисто визуальные красоты России образца Гражданской войны. Наблюдать за неспешно ползущим по стране поездом, внезапно, не на шутку увлекает — особенно когда мимо проносятся завораживающие города, деревни и необъятные леса.
Рыцари котла и пара
Стоит заметить ещё вот какую вещь: все солдаты Чехословацкого легиона в этой игре обладают сразу несколькими специальностями. Скажем, боец может быть полевым медиком, а в мирное время, например, машинистом. Или вот пулемётчик, который, будучи на поезде, занимается обслуживанием котлов. Или готовкой пищи. Поэтому абсолютно любая вылазка, будь это простой поход в лес за провиантом или столкновение с вражеским отрядом, требуют довольно серьёзных раздумий — «а кого вообще посылать-то»?
Каждый из бойцов обладает особыми перками — одни хороши в быту и помогают, например, эффективно торговать. Другие, напротив, полезны только во время военных действий. Есть и такие, которые могут неожиданно помешать (или, напротив, помочь) в самый неподходящий момент — например, если один из ваших бойцов внезапно окажется сторонником коммунистических идей. Или, напротив, лютым ненавистником всего, что связано с этой идеологией. Перки важны, поэтому стоит внимательно следить за тем, кого и куда вы отправляете.
При этом дилеммы в духе «помочь простым людям или сэкономить припасы» будут появляться частенько, и только вам принимать решение. Вы можете отправиться проверять слухи насчёт тренировочной базы красных или просто проигнорировать, решив, что ваши текущие припасы вам нужнее. Можете обменять часть найденного где-нибудь на чёрном рынке, прикупив оружия и патронов, чтобы было чем противостоять врагам в другой раз. Можете вообще возомнить себя ангелом, спасающим людей, стараясь помочь абсолютно всем, кто просит. Да, вы будете тратить на это много времени и средств — но, кто знает, возможно, что награда за это окажется достаточно весомой?
Игнорировать абсолютно все события у вас не выйдет. В игре точно будут моменты, когда вам придётся остановиться и провести вылазку, когда у вас кончатся ресурсы и единственным вариантом их добыть будет стычка. Тут-то и начнётся веселье.
За пригоршню патронов
Вторая основная часть геймплея в Last Train Home — это тактические сражения на относительно небольших картах. Вам, фактически, выдают на растерзание небольшую карту, ставят несколько задач, а дальше машут рукой и говорят «приступай». Но и в этой части геймплея хватает нюансов.
Во-первых, стоит учитывать уже вышеупомянутую классовую систему, и отправлять в бой именно тех людей, которые хорошо умеют воевать. Во-вторых, нельзя игнорировать, как люди себя чувствуют! Больные, обмороженные и голодные солдаты будут, мягко скажем, не в духе и не в состоянии вести нормальные боевые действия. А вот те бойцы, которым вы не жалеете провизии, чьи раны заблаговременно обрабатываете, и которые пылают боевым духом, смогут сделать многое. И именно таких следует отправлять на передовую… если, конечно, такая возможность у вас вообще есть.
И, к сожалению, сражения в Last Train Home сложно назвать однозначно хорошими. По большей части они радуют, но вызывают ряд вопросов.
Например, к уже упомянутому выше стелсу! Когда вы отправляете свой отряд диверсантов на зачистку вражеского лагеря, вам, разумеется, хочется провести операцию максимально быстро и тихо. И всё бы ничего, но стелс иногда работает… да плохо он работает, чего тут греха таить. Враги начинают видеть вас через камни и заборы, реагируют даже на малейшее колебание ветра, словно чуют — иначе это не назвать! — ваших бойцов буквально затылком. Причём случается это всё очень неравномерно: порой вражеские солдаты смотрят в упор на ваших бойцов и страшно тупят, не понимая, что же это перед ними — а иногда видят краем глаза через две палатки и грузовик и сразу же поднимают тревогу.
Впрочем, можно, конечно, обойтись и без стелса. Last Train Home предлагает разнообразие в выборе стратегии сражений. Можно выбить врагов с господствующих высот, можно отправить за секретными документами. В иных миссиях, наоборот, придётся обороняться от прибывающих на локацию противников — и, поверьте, вы будете несказанно рады, обнаружив на позициях парочку станковых пулемётов!
В противном случае придётся несколько сложнее. Нужно будет выдумывать, как именно организовать оборону, вовремя отвести людей вглубь укреплений, чтобы заманить неприятелей поближе и кинжальным огнём с близкого расстояния уничтожить как можно больше противников. Тактика с отступлением, кстати, очень эффективная, особенно если вы завалили незаметное проникновение, и по души ваших бойцов уже мчатся все караульные. Сбегаете, организовываете засаду, а затем торжествуете любым удобным вам способом!
Разнообразие классов и умений персонажей также вносит свою лепту — и чем дальше вы продвинетесь в своём путешествии, тем проще вам будет справляться с оппонентами. В крайнем случае, вы сможете просто уехать. Помните, что не все битвы тут обязательны.
Итог
Last Train Home вышла атмосферной стратегией, пусть, к сожалению, и не без минусов.
Однако колесить по России, наблюдая вокруг пейзажи столетней давности, и стараться разобраться с проблемами как можно более бескровно — это интересный опыт. Особенно в том случае, если вас не сильно расстраивает забористая клюква.
По большей части игра всё-таки радует. Это любопытное приключение, которое на поверку оказывается чем-то средним между симулятором выживальщика и тактической стратегией, где к поставленным задачам нужно подходить с фантазией и размахом. Да, если вы ждали исторически достоверную стратегию, сделанную с тщательным вниманием к деталям и основанную исключительно на реальной исторической хронике, то рискуете оказаться в недоумении, чего же в Last Train Home такого хорошего? А вот если вы пришли сюда за тем, чтобы понаблюдать за путешествием людей на поезде через всю Россию — причём людей не простых, а вооружённых и готовых в случае чего друг за друга встать горой — тогда вы по адресу.