Бэклог: «Годы» – как шоураннер «Доктора Кто» предсказал кризис в Украине и смерть королевы
В тревожное время успокаиваться можно по-разному: кто-то предпочитает смотреть расслабляющие, весёлые фильмы и сериалы, а то и запойно пересматривать старые. Рубрика «Бэклог» возвращается для другого типа зрителей – любителей адреналина, чувства экзистенциального ужаса и долгой рефлексии над будущим человечества. Редактор «Канобу» Мари Григорян объясняет, почему стоит посмотреть пугающе пророческий сериал «Годы» (Years & Years) в духе «Чёрного зеркала» от человека, который возродил «Доктора Кто».
Что такое бэклог?
Так в разработке называют полный список задач, которые предстоит выполнить — либо по продукту в целом, либо за определённое время (спринт). Каждую неделю наши списки сериалов, аниме и игр только пополняются. В этой рубрике авторы и редакторы «Канобу» советуют один сериал, игру или аниме, которые вы могли пропустить (или вообще о них не знали) из-за более громких релизов. Все проекты этой рубрики мы добавляем в специальную подборку.
Год выхода: 2019
Жанр: фантастика, драма
Время на просмотр: 6 эпизодов — 6 часов
Где смотреть: «Амедиатека»
Суть
Создатель сериала «Годы» – режиссёр, сценарист и продюсер Рассел Т. Дэвис, практически современный классик британского телевидения. В 2005 году он возродил научно-фантастическое шоу «Доктор Кто» спустя 16 лет после закрытия, запустил спин-оффы «Торчвуд» и «Приключения Сары Джейн». Не меньше заслуги Дэвиса в том, как он разбавлял актёрские ансамбли и показывал консервативной британской аудитории самых разных персонажей. «Близкие друзья» когда-то стали прорывным сериалом для принятия ЛГБТ-сообщества, недавний «Это грех» заново подсветил проблему эпидемии ВИЧ, которая ещё далека от решения.
«Годы» можно назвать вторым самым масштабным сериалом Дэвиса. Это не просто единичная история, а целая сага одной семьи. Эдит Лайонс (Джессика Хайнс) – безбашенная политическая активистка, которая борется за права людей во всех уголках мира. Её брат Дэниел Лайонс (Рассел Тови) консультирует людей по жилищным вопросам и помогает расселять новую волну беженцев из Восточной Европы. Будучи уже женатым, он влюбляется в украинца Виктора (Макс Болдри) и готов любой ценой оставить его в Лондоне.
Стивен Лайонс (Рори Киннир) и его жена Селеста (Т’Ниа Миллер) испытывают трудности с работой на фоне финансового кризиса; дома им не легче из-за недопонимания со старшей дочерью, Бет (Лидия Уэст). А Рози Лайонс (Рут Мэдли) в одиночестве воспитывает двух сыновей и активно пытается устроить свою личную жизнь.
Вопреки любым трудностям и бедам Лайонсы ежегодно собираются у бабули Мюриэл (Энн Рид). Отправной точкой становится очередной семейный ужин в 2019 году, когда безумные политические события неожиданно затрагивают всю семью. Сериал Дэвиса показывает события на протяжении 15 лет – от мелких обид до крупных событий, которые меняют жизни Лайонсов бесповоротно.
Чем запоминается
С годами сериал Рассела Т. Дэвиса кажется всё более реалистичным – и это пугает. Его сюжет нельзя описать иначе, как «мир в огне»: с каждым эпизодом ситуация вокруг Лайонсов становится всё хуже и хуже, будь то их дом, семейные отношения, страна или вся планета. Когда кажется, что ничего достаточно травмирующего уже придумать нельзя, кто-нибудь из главных героев открывает новости… И цикл проживания кошмара будто начинается заново. Знакомая ситуация?
Но вспомнить о «Годах» заставил, прежде всего, их пророческий характер. По сюжету сериала, британская королева Елизавета II умирает в 2022 году. Волна миграции, нахлынувшая на страну – не случайность, а последствия переворота в Украине, который устроили российские военные. А незадолго до этого, практически в начале первой серии, происходит первый ядерный удар в современной истории: США выпускает ракету по искусственному острову, который Китай самовольно построил в океане.
Cтранные совпадения с реальностью не заканчиваются, от усиления консерваторов в Великобритании до появления некого вируса, который передаётся по воздуху. Полный список всего, что напрогнозировал сценарист, собрало издание Radio Times.
К предсказаниям в сериалах вроде «Симпсонов» зрители давно привыкли, но от того, как точно Дэвис изобразил происходящее, временами становится дурно. Хотя стоит понимать, что многие смоделированные им события – всего лишь повторение предыдущих мировых кризисов. Сцена с отчаявшимися людьми, которые пытаются сбежать на хлипкой лодке, вряд ли удивит тех, кто регулярно смотрел репортажи о беженцах из Сирии. Причём к любой новой напасти герои всё равно постепенно привыкают — узнаваемое и реалистичное свойство человеческой психики.
Основная прелесть сериала в том, как он остаётся жизнеутверждающим вопреки всем ужасным событиям. Прежде всего, Лайонсы – жители Лондона, окружённые тривиальными проблемами: родители не понимают детей и их новомодные увлечения, цены неумолимо растут, рынок жилья всё уменьшается, а политики будто бы совсем не заботятся о своих гражданах. И пусть всё это происходит на фоне резких скачков технического прогресса в лучших традициях «Чёрного зеркала», их мир всё равно узнаваем. Скатиться в отчаяние во время просмотра не дают живые и яркие герои, едкий чёрный юмор и сатира, слегка наивные и добрые сюжетные повороты и редкие счастливые моменты воссоединения.
Какие бы испытания не выпадали Лайонсам, они держатся вместе. Это утопическая и излишне идеализированная, но также трогательная и необходимая история о том, как важны человеческие связи в трудную минуту. Через неё Дэвис напоминает, что даже самые обычные люди, до последнего не заинтересованные в политике, борьбе за социальную справедливость или спасении мира могут в определенный момент побыть настоящими героями – хотя бы для своей семьи.
На что похоже
- «Чёрное зеркало» (Black Mirror)
- «Заговор против Америки» (The Plot Against America)
- «Доктор Кто» (Doctor Who)