Бэклог: дорама «Кёнсонское существо» — очень мрачные дела на Корейском полуострове
«Кёнсонское существо» / «Существо Кёнсона» (Gyeongseong Creature) — историко-драматическая дорама, пересекающая жанры боевика, военного триллера и ужасов, и на ходу смешивающая романтику с саспенсом и тревогой. Проект вышел в конце 2023 года и был сразу продлён на второй сезон. Сейчас у шоу довольно смешанные отзывы, постановку Чон Дон Юна критикуют за невнимательность к самым интригующим элементам повествования, но хвалят за стилистические особенности и важность затронутых в сериале тем. Автор «Канобу» Светлана Кириченко объясняет, почему недочёты «Кёнсонского существа» меркнут на фоне его грандиозного переосмысления одного из самых болезненных периодов в истории Корейского полуострова.
Что такое бэклог?
Так в разработке называют полный список задач, которые предстоит выполнить — либо по продукту в целом, либо за определённое время (спринт). Каждую неделю наши списки сериалов для просмотра только пополняются, а интересных шоу выходит всё больше и больше. В новой рубрике авторы и редакторы «Канобу» раз в неделю советуют один сериал, который вы могли пропустить (или вообще о нём не знали) из-за более громких релизов. Все проекты этой рубрики мы добавляем в специальную подборку.
1945 год, Манчжурия. Японские военные спешно эвакуируют научно-исследовательскую базу, на которой проводились жестокие опыты на людях. Уничтожаются все материалы, мёртвые тела и живые пленники, которые могли бы рассказать всю правду о страшных экспериментах. Из-за спешки на свободу чуть не вырывается существо огромной физической мощи, однако взрывы уничтожают и его, и все следы деятельности учёных. В марте 1945 года те же военные и учёные объявляются в оккупированном Японией Кёнсоне, где продолжают похищать и проводить свои насильственные эксперименты на людях.
Преуспевающий владелец кёнсонского ломбарда Чан Тхэ Сан (Пак Со Джун) вынужден заключить сделку с японским генералом полиции Исикавой (Ким До Хён): пока не отцветёт сакура, Тхэ Сан должен успеть найти и вернуть исчезнувшую беременную любовницу Исикавы, куртизанку по имени Менджа (Джи У). Тем временем в Кёнсон прибывают Юн Чхе Ок (Хан Со Хи) и её отец (Чо Хан Чхоль), так называемые «ищейки» — специалисты по поиску пропавших людей. У них в этом городе личные интересы — мать Чхе Ок пропала много лет назад, а по недавно обнаруженной зацепке её след как раз оборвался в Кёнсоне.
«Кёнсонское существо» детально погружает в одну из самых болезненных страниц в истории Корейского полуострова — японскую оккупацию, и изображает жестокость, с которой действовали оккупационные войска на занятой ими территории. Период японского правления длился с 1910 по 1945 год, и, хотя от дискриминации коренное население страдало в течение всего срока оккупации, особенно тяжелыми были последние 10 лет, когда к власти пришли военные. И без того бедственное положение корейцев ещё сильнее ухудшилось со вступлением Японии во Вторую мировую войну — мужчин вывозили с полуострова в качестве рабочей силы или вынуждали вступать в Императорскую армию, а женщин принуждали к работе в борделях для военных.
Помимо подробной реконструкции жестоких примет эпохи «Кёнсонское существо» освещает деятельность «Отряда 731» — нигде напрямую в сериале не упомянутого, но безошибочно узнаваемого подразделения, входившего в состав Квантунской армии в качестве отдела по профилактике эпидемий и очистки воды. Отряд 731 занимался разработкой биологического и химического оружия, а также проводил жесточайшие эксперименты над женщинами, мужчинами, детьми и младенцами, включающие ампутации, вивисекцию (прим. ред. хирургические разрезы на живом теле ради изучения механизмов органов или их реакций на вещества), инъекции, заражения вирусами, бактериями и обезвоживание, также имело место систематическое сексуализированное насилие над пленницами. Основную часть пленников составляли китайцы, но среди подопытных также были корейцы и русские.
Ни один человек, попавший в стены учреждения, не смог выбраться на свободу и практически никто из учёных не подвергся судебным преследованиям после окончания военных действий.
Более того, большая часть учёных и врачей построила в Японии успешную научную и медицинскую карьеру, открыла клиники и ездила на конференции, обмениваясь полученным во время работы в Отряде 731 опытом с коллегами-иностранцами.
Хотя Отряд 731 никогда не имел филиала в Кёнсоне, да и смертоносных существ не создавал, однако методы и направления работы с пленниками позволяет уверенно указать на то, что создатели сериала ссылаются именно на это подразделение.
«Кёнсонское существо», таким образом, не только вытащило на свет ужасающие преступления против корейского народа, но и познакомила японцев с их же собственной историей — в стране не просто не освещается колониальный период, он попросту отсутствует в большинстве учебных школьных программ.
Несмотря на практически документальный исторический сеттинг с элементами фантастики и бодихоррора, «Существо» не настаивает на исключительно минорном и депрессивном тоне на протяжении всех десяти серий — в сериале есть некоторое количество, на первый взгляд, не совсем уместных юмористических вставок и поднадоевших дорамных клише, но и у них есть своя значимая функциая — понижение градуса напряжения и безысходности.
Помимо воссоздания духа эпохи, создатели «Существа» позаботились и о её стиле. Визуально повествование выстраивается на контрастах — роскошные интерьеры ломбарда сменяются ярко освещёнными центральными улицами ночного города, интерьерами госпиталя, грязными камерами и пыточными полицейского участка; богемный бар «Лунный свет» вступает в противоречие со строгим и аскетичным жилищем генерала Исикавы; утончённый облик японской аристократки госпожи Юкико — с нарядом ищейки Чхе Ок, стилизованным под образы Грейс Келли.
На уровне сюжета «Существо» не предлагает зрителю ничего нового — облачённые в сюжетную броню герои продвигаются по истории, мастерски справляясь с возникающими на пути препятствиями, выходя победителями, пусть и несколько потрёпанными, из-за складывающихся не в их пользу обстоятельств. В «Существе» сюжет — не главное, он лишь является поводом рассказать историю противостояния корейского народа жестокости японских оккупантов и завоевателей.
«Кёнсонское существо» ещё до премьерного показа продлили на второй сезон, его действие, предположительно, развернётся на улицах современного Сеула, а 20 января выйдет спин-офф вебтун «Кёнсонское существо: Неувядающий цветок», рассказывающий историю похожего эксперимента, приведшего к иным результатам.