Assassinʼs Creed: Valhalla и реальные викинги в Англии IX века. Как все было на самом деле?
Англия незадолго до событий Assassin’s Creed: Valhalla — это земля семи англосаксонских государств
История Англии началась в V веке — то есть гораздо позже британской. До этого на Британских островах жили бритты (основное население Британии, потомки кельтов), еще там хватало римлян — потому что с первой половины I века нашей эры и как раз до V века Британия была римской провинцией. Империя, впрочем, к началу V века не поражала прежним величием и страдала от постоянных набегов на свои отдаленные провинции, в том числе и на Британию, и в итоге ослабленный Рим ушел с острова, оставив бриттов наедине с агрессивными пиктами и скоттами.
Чтобы защититься от буйных соседей по архипелагу, бритты, по преданию, попросили помощи у ютов, которые жили тогда на материке вместе с другими германскими племенами — англами и саксами. А ютам это и надо было — на зов о помощи (и на возможность занять новые земли) они согласились быстро: сперва разбили пиктов, однако затем не смогли остановиться и пошли крушить уже самих бриттов. Вскоре к ним присоединились и англы с саксами.
Когда германские племена закончили грабить и убивать и расселились по завоеванной территории, в Британии воцарилась гептархия, то есть появились семь государств. В середине острова из двух англосаксонских королевств, Берниции и Дейры, в течение сотни лет образовалась Нортумбрия. На юге от нее возникла Мерсия (англы), и еще южнее — Уэссекс (саксы). На востоке от них были Эссекс (восточные саксы), Сассекс (южные саксы), Кент (юты) и Восточная Англия (еще больше англов).
На момент событий Assassinʼs Creed: Valhalla на Британских острова остались только Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия и Уэссекс. Вторая картинка — карта Англии из игры.
Завоевание стало для Британии и населявших ее народов шагом назад. Задолго до этого римляне привили бриттам христианство, понастроили дорог и возвели города, самые крупные — Лондиниум, затем ставший Лондоном, и Камулодун, ныне — Колчестер. Англосаксы же — германские язычники, поклонявшиеся Одину, Тору и другим богам. И когда эти племена захватили остров, они послали к чертям чуждую религию, разрушили многое из того, что до них построили римляне, и вообще наделали делов. Сильнее всего это сказалось на бриттах из городов, так как их романизировали в первую очередь, а жители отдаленных деревень и во времена римлян не убирали далеко свои языческие тотемы, поэтому для них мало что изменилось.
Самое смешное, что через 150 лет после завоевания Британии англосаксы и сами уверовали во Христа. Все это началось в Кенте в 597 году, когда местный король Этельберт, женатый на дочери франкского правителя, принял крещение из рук бенедиктинского монаха Августина, ставшего затем первым архиепископом Кентерберийским. И затем христианство стало распространяться по всем семи государствам, хоть и не без проблем.
Противостояние язычников и христиан (последние победили) и постоянное желание того или иного государства гептархии властвовать над всей захваченной территорией привели к тому, что мира и понимания между королями на Британских островах долгое время не было. Это сделало Англию легкой добычей для воинов с севера — викингов, которые к концу VIII века стали нападать на острова все чаще.
Нападение на монастырь острова Линдисфарн
Это нападение — первое яркое событие в истории Западной Европы, связанное с викингами. То есть обычно, когда речь заходит о бородатых северянах с топорами, все вспоминают резню в монастыре Линдисфарна в 793 году — с нее вроде как и началась эпоха викингов. Хотя очевидно, что скандинавы заплывали в Британию и до этого — не всегда ради грабежа, иногда ради торговли, — но после бойни на острове норманны окончательно прописались в летописях и стали активно следить в истории. Добрались и до славянских племен, и до Константинополя, даже до Северной Америки доплыли.
Линдисфарн — это небольшой островок у северо-восточного берега Англии. В 793-м соседом Линдисфарна было королевство Нортумбрия — его раздирали внутренние распри, да и каких-то там викингов нортумбрийцы всерьез не воспринимали и в итоге за это поплатились. Иначе говоря, к приезду злобных северных мужиков на драккарах никто готов не был, вот монахи и остались без защиты. Они и сами виноваты — поселились на отдаленном острове, еще и монастырь зачем-то на возвышенности построили. Наверное, чтобы викингам издалека лучше было видно.
В июне 793 года северяне высадились на берегу Линдисфарна, разрушили и сожгли монастырь, часть монахов перерезали, кого-то взяли в плен, все сколько-нибудь ценное имущество присвоили себе. Послушники, разумеется, пытались помолиться, обратились за помощью к Христу, но викинги в то время искренне верили в Одина, то есть были язычниками, поэтому на молитвы англо-саксонских монахов плевать хотели.
Потом говорили, что нападение на Линдисфарн — лишь предзнаменование новых бедствий. Что ж, священники понятия не имели, насколько оказались правы. В последующие несколько веков датчане (так в Британии называли вообще всех норманнов) фактически поселились в Англии.
IX век — наиболее важное столетие для «взаимоотношений» викингов и англосаксов
Всерьез же северные племена взялись за острова в начале IX века: они пошли на них войной — но не мелкими отрядами, а целыми армиями.
Первыми под удар попали Восточная Англия и Нортумбрия, где в то время, несмотря на то, что Уэссексу кое-как удалось обозначить свое влияние на весь регион, продолжались междоусобицы. Именно из-за них датчане без труда и захватили Нортумбрию, затем разграбили несколько монастырей и двинулись обратно в Восточную Англию. Ее короля, Эдмунда, они взяли в плен, привязали к дереву и расстреляли из луков.
В 870 году, за три года до начала Assassinʼs Creed: Valhalla, захватчикам сдалась и Мерсия — остался лишь Уэссекс. И то потому, что армия местного короля Этельреда смогла отбить нападение на территории самого Уэссекса (то есть все было довольно паршиво).
Сам Этельред во время этих сражений погиб, и королем стал его младший брат Альфред, получивший прозвише Великий. Северяне же отступили, но только для того, чтобы собрать больше сил и вернуться в Уэссекс. Повторное нападение на южное королевство оказалось внезапным для Альфреда: датчане жестоко убивали всех встречных и разрушали поселения, и в итоге королю пришлось отступить в укрепление на острове Ательней. Альфред наблюдал за тем, как северяне крушат его страну, и копил ненависть к захватчикам, чтобы затем, собрав армию, разбить их у Эдингтона и заключить в 878 году Уэдморский мир.
Условия примирения, правда, были ужасными для англичан. Датчане пообещали оставить Уэссекс в покое, но забрали себе остальную часть захваченной области, названной затем Денло — Землей датского права. В нее вошли Нортумбрия, Восточная Англия, Эссекс, еще несколько графств на юго-востоке острова и Союз Пяти городов (так датчане называли огромный кусок оставленной себе Мерсии).
Альфред Великий — один из главных противников Эйвора в Assassinʼs Creed: Valhalla
В игре Альфред Великий противостоит жестокому отряду Эйвора и, судя по всему, находится на стороне тамплиеров, а в реальности этот король остался в памяти англичан как один из самых мудрых правителей Англии. Именно он усмирил разрозненные англосаксонские территории и объединил их (ненадолго, впрочем). Если бы не викинги, то, вполне возможно, история объединенной Англии началась бы на сотню лет раньше.
У молодого короля Уэссекса вообще хватало талантов. После участившихся нападений северян он создал флот, чтобы обезопасить свои земли от нападений с моря — к тому моменту, как к власти пришел его сын, Ла-Манш пересекала сотня английских кораблей. Кроме того, Альфред пересмотрел организацию военного дела и разделил войско на две части: одна призвана была защищать города и поселения, а вторая находилась на действительной службе.
Еще за время своего правления он изменил судебную систему и стал сам рассматривать каждый приговор, ведь до этого все правосудие заканчивалось на народных собраниях, где элдормены решали, кто прав и кто виноват. К тому же он не ограничивал свой кругозор Уэссексом и постоянно отправлял послов в Индию и Иерусалим.
Одно из важнейших достижений Альфреда — активное развитие английской литературы и образования. Он и сам много читал, да еще и жителей своих земель заставлял с книгой не расставаться. Причем с книгой, написанной на английском или переведенной на этот язык. Более того, он сам перевел «Утешение» Боэция, «Пастырство» папы Григория, а также составил компиляцию исторических сведений о Британских островах и дополнил их новыми географическими открытиями на севере.
Вся эта история с борьбой викингов и англосаксов на Британских островах закончилась во второй половине XI века, когда в Англию вторгся нормандский герцог Вильгельм Завоеватель, разбил последнего англосаксонского короля в битве при Гастингсе и провозгласил себя новым правителем.
Так в Британии на долгие годы установилась англонормандская монархия, когда государством фактически правили французы и затем их потомки.
Этот материал подготовлен на основе двух других статей «Канобу»: