5 причин посмотреть «Игры шпионов» — олдскульный триллер с Бенедиктом Камбербэтчем
1. Интересная историческая основа
Фраза «основано на реальных событиях» в начале фильма как никогда оправдана. The Courier рассказывает историю, которая почти не нуждается в приукрашивании. Накануне и во время Карибского кризиса полковник ГРУ Олег Пеньковский (Мераб Нинидзе) связался с американцами и за время своей шпионской карьеры передал им больше 5 тысяч секретных советских документов.
Чтобы поддерживать связь с Пеньковским, ЦРУ и Ми-6 должны были найти неприметного человека – кого-то, кто не вызовет подозрений. Выбор пал на британского бизнесмена Гревилла Винна (Бенедикт Камбербэтч). Постоянные рабочие поездки в Европу для него были обычным делом, в том числе в СССР.
Вместе Пеньковский и Винн пытаются передать США и Великобритании все планы Советского союза – и остановить ядерную гонку. Документальной точности от «Игр шпионов» ждать не стоит. Но события, о которых рассказывает фильм, действительно заслуживают отдельной картины.
2. Блестящее исследование одного характера
В реальности Гревилл Винн был гораздо более подготовленным человеком: еще во время войны он начал работать на британскую разведку. И продолжил делать это, уже занявшись бизнесом. Винн-коммерсант казался безобидным, а сам в это время вовсю изучал шифрование, оборудование тайников и прочие полезные для его дела науки.
Фильм показывает Винна обычным бизнесменом, абсолютно не готовым к шпионским подвигам. Медленно, но верно его характер меняется, начиная с мельчайших деталей. Поначалу он, по понятным причинам, невероятно запуган – его единственной целью было выполнить одно задание и вернуться домой.
Именно метаморфозы Винна делают «Шпионские игры» по-настоящему захватывающими. Это триллер совсем не о противостоянии спецслужб и советского государства. Более того – в нем не пытаются показать, кто был прав, а кто виноват в происходивших тогда исторических событиях.
The Courier исследует, как закалялся характер, принимались непростые решения и просыпалось настоящее геройство в одном конкретном человеке — и делает это хорошо.
3. Сильный актерский состав
Во многом «Шпионские игры» выигрывают именно за счет каста. Бенедикт Камбербэтч («Шерлок», «Доктор Стрендж») в роли обычного человека в необычных условиях – это довольно привычное, но каждый раз приятное зрелище. Под конец фильма он становится практически неузнаваемым, и не только потому, что меняется его внешность.
Иронично, что это уже второй подряд шпионский фильм с Камбербэтчем. Но в «Мавританце» с Тахиром Рахимом и Джоди Фостер он играл человека по другую сторону закона – военного полковника США, которому предстоит расследовать дело террориста.
Вторая главная роль, советского агента Пенькова, досталась русскоязычному актеру, что не может не радовать. Мераб Нинидзе известен и в отечественном, и в зарубежном кино и сериалах – на его счету «Родина», «Макмафия», «Шпионский мост» и много других картин. У него получился прекрасный портрет русского интеллигента, который мечется между долгом, благом своей семьи и, возможно, нескольких народов сразу.
Отлично справилась с образом спецагента Рейчел Броснахэн, которая после «Миссис Мейзел» зачастила на большой экран. А зрители, смотревшие «Думаю все закончить», приятно обрадуются Джесси Бакли – она играет жену Винна.
4. Отсутствие клюквы (ну, почти)
После выхода «Красного воробья» с Дженнифер Лоуренс смотреть шпионские фильмы о России приходится с опаской. Да и есть у зарубежных киноделов дурная привычка – неправильно изображать СССР и постсоветские годы.
Но The Courier не страдает от отсутствия российских консультантов и исторической справки. Это заметно, и это отлично сказалось на качестве фильма. Все детали отточены и утрясены практически идеально: декорации, костюмы, имена, надписи. А на эпизодические роли позвали если не русских актеров, то хотя бы тех, что говорят по-русски без страшного акцента.
А еще в фильме очень просто, но изящно показано, как ухудшались отношения между двумя народами. На фоне нынешнего политического климата особенно грустно (и правдиво) звучат слова Пеньковского: пока политики ругаются, обычные люди по обе стороны остаются людьми, завязывают дружбу и поддерживают друг друга.
Без спойлеров рассказать о самом большом минусе фильма невозможно. Но, не считая финала, создатели фильма изображали Советский Союз со знанием дела.
5. Старомодность в лучшем смысле слова
The Courier можно назвать классической шпионской драмой во всех аспектах. У этого фильма линейный, простой, но не лишенный множества интересных деталей сюжет, добротная съемка и замечательная игра актеров.
Его сложно назвать удивительным или прорывным, но с такой историей это и не нужно. «Шпионские игры» полны напряжения, азарта и переживания за главных героев, которые делают практически невозможное.
Правда, в конце фильм несколько уходит от первоначальной задумки – как правильно отмечают зарубежные журналисты, третий акт больше похож на эпилог. Но в целом это замечательная, цельная история, которая не отпускает зрителей на протяжении всех двух часов. А некоторый пафос в финале – всего лишь отражение мыслей героев, которые искренне верят, что их дело – правое.