5 хороших игр про Россию, созданных за ее пределами
Assassin’s Creed Chronicles: Russia
Третья часть «платформенной» трилогии Chronicles, следующая за Индией и Китаем. Russia делит с двумя предыдущими играми один геймплей (беготня из одной стороны экрана в другую, простейший стелс и прыжки по всему подряд), 2,5D-вид и сюжет про загадочную шкатулку, очередной полумагический артефакт. Время действия — лето-весна 1918 года, декорации — Екатеринбург, Казань и Москва, главный герой — ассасин Николай Орлов, а его противники — тамплиеры в рядах большевиков.
Несмотря на то, что фраза «тамплиеры в рядах большевиков» звучит дико, сама Assassinʼs Creed Chronicles: Russia — очень неплохой спин-офф знаменитой серии, практически лишенный стереотипов о России. На их место пришла неуемная фантазия сценаристов, которые, например, сохранили жизнь одной из дочерей Николая II — она в итоге даже стала играбельным персонажем.
Singularity
Raven — студия, удивительная тем, что ей с начала 90-х удается делать стабильно неплохие шутеры. Время от времени у нее бывали чуть более заметные успехи — например, очень крутой экшен X-Men Origins: Wolverine, про Росомаху, — но в целом ее игры просто нормальные, не выдающиеся. Среди них и Hexen, и Quake 4, и Soldier of Fortune. И вот Singularity тоже, да.
В этом шутере ключевая способность героя — с помощью особого устройства манипулировать временем. И устройство это изобрели на российском острове, где после Второй мировой нашли таинственный элемент Е-99 и основали научный комплекс «Каторга-12». Ничего особенного для геймплея, впрочем, манипуляции временем не дают — вы можете разве что омолодить магнитофоны, раскрывающие детали сюжета, и переместиться в прошлое в задуманных разработчиками местах. Хотя это здорово обставлено, на дефицит эффектных моментов Singularity не может пожаловаться. Еще в ней есть огромная статуя Ленина и трехметровая голова Сталина.
Rise of the Tomb Raider
Чтобы отыскать секрет вечной жизни и побольше приключений, Лара Крофт отправляется в Сибирь — там она хочет найти мифический город Китеж. Почему расхитительница гробниц ищет его в Сибири, тогда как Китеж, по легенде, находился в центре европейской части России, сложно сказать. Но главное, что в России.
Разумеется, ничего общего с настоящей Сибирью, кроме снега, у Rise of the Tomb Raider нет. Да и настолько жестоких снежных бурь в этой части страны не бывает. И статуй Ленина гораздо меньше, а советских плакатов с ошибками и вовсе практически нет. Что поделаешь, такой Crystal Dynamics видит Сибирь.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Важнейшая для Нейкида Снейка военная операция, «Пожиратель змей», прошла в Целиноярске — регионе, который Хидэо Кодзима выдумал для своей игры. Эта территория, если верить мифологии MGS 3, располагалась где-то около Таджикистана, так что в джунгли и крокодилов еще хоть как-то можно поверить (на самом деле — нет). Так или иначе, в 60-х годах прошлого века это был СССР, да и сам Целиноярск явно создавался на основе всех известных Кодзиме стереотипов о Союзе и России.
Чего только стоят названия локаций! Лес Дремучий, фабрика «Рассвет», научно-исследовательский центр «Гранины горки» и легендарная база «Грозный Град». Ну, и «Шагоход» опять же, заменивший в третьей части традиционный для серии Метал Гир.
Syberia
Да, остров Сибирия, на котором живут мамонты, — это не знакомая нам российская Сибирь, однако в своем путешествии к исполнению чужой мечты Кейт Уокер, судя по всему, пересекла как минимум половину России. В шахтерском городке Комсомольске героиня встретилась с поехавшим директором металлургической фабрики Сергеем Бородиным, на заброшенном космодроме познакомилась с бывшим летчиком-испытателем Борисом Шаровым, а северный город Романовск стал для нее, по сути, последней большой остановкой перед попаданием на Сибирию.
Французский художник и автор Syberia Бенуа Сокаль очевидно даже не пытался хоть как-то правдоподобно показать в игре регионы России, его куда больше интересовал антураж и таинственность далеких заснеженных земель, расположенных где-то там, на востоке. Нет смысла его в этом винить — тем более что серия получилась потрясающей.
Теперь понятно, что все хорошие игры про Россию, Россию, эту самую, хорошей в глазах потребителя не делают.