3 лучших фильма о зловещих коммунах в духе «Приди ко мне»
«Апостол» (Apostle), 2018
Довольно удачное возвращение к хоррору режиссера Гарета Эванса, прославившегося фильмами про боевые искусства («Рейд 1-2») и недавним сериалом «Банды Лондона». Главный герой — бывший священник, внедряющийся на принадлежащий секте фанатиков остров, чтобы вытащить свою сестру.
В рецензии на фильм Ибрагим Аль Сабахи писал:
У фильма очень неспешный темп, что становится понятно из продолжительности в 2 часа 10 минут. Первую половину герой исследует поселение общины, чтобы понять происходящее, ведь он не очень осведомлен о том, что они делают, как живут и так далее. Лидеры общины знают, что на острове присутствует нежеланный гость, и стараются его найти, так что нашему герою необходимо быть вдвойне осторожным. И это не считая тех страшных тайн, что скрывает верхушка культа.
Атмосфера и интрига в фильме присутствуют в полной мере. Но до определенного момента. Потом кино начинает идти по довольно предсказуемым рельсам, и все персонажи действуют по четко предписанному их архетипу сценарию. Это очень сильно расстраивает, так как их действия читаются задолго до того, как они их свершат.
Картина получилось красивой, жуткой, жестокой и даже местами безумной, но вместе с тем предсказуемой и ощутимо затянутой. В фильме достаточно сцен, которые спокойно можно было порезать без ущерба для сюжета, а так как с атмосферой у «Апостола» изначально все хорошо, они работали явно не на нее.
«ЗЛО-2» (VHS 2), сегмент Safe Haven, 2013
Самый удачный фильм про культы вообще — идущий всего полчаса, но выжимающий максимум из каждой секунды хронометража. Все тот же Гарет Эванс экспериментирует с форматом «найденной пленки», создав при этом один из лучших образцов жанра, который смело можно ставить на одну полку с такими шедеврами, как The Blair Witch Project и Exists.
По сюжету новеллы съемочная группа готовится взять интервью у лидера апокалиптического культа в Индонезии. Обычная крипота переходит в массовые самоубийства — и еще более мрачные и жестокие моменты, напоминающие даже не о кино, а о лучших torture porn-играх в духе Outlast: Whistleblower.
Очень простую идею («что, если бы лидер апокалиптического культа оказался прав — во всем?») Эванс использует для создания незабываемо-жутких образов, сложность постановки которых только подчеркивает фиксированная точка зрения на происходящее.
«Солнцестояние» (Midsommar), 2019
Лучшая на сегодня работа режисера-сценариста Ари Астера оказалась одним из самых достойных фильмов 2019 года, заняв 9 место в топе «Канобу». Там я писал о картине, главные герои которой попадают в коммуну шведских язычников:
По описанию сюжет об американских студентах, попавших в очень странную скандинавскую коммуну и погибающих один за другим, можно принять за очередной клон «Хостелов». Но убийцы в фильме Ари Астера — не злодеи, а некая освобождающая, трансцендентная сила, и все самое плохое случилось с главной героиней еще ДО ее визита к язычникам.
Постоянное ослепительное солнце, трипы на галлюциногенах, пронзительный детский плач и ошеломляющие сцены насилия — инструменты, при помощи которых драматург разбирает барьеры зрительского восприятия, чтобы к кульминации фильма (изумительной, незабываемой сцене танца языческих девушек) мы с героиней оказались примерно в одном положении и были готовы принять навязываемые нам нестандартные решения.
Я не совсем согласен с последними минутами картины — но то, как мастерски они были подготовлены и реализованы средствами чистого, незамутненного КИНО в лучшем духе «Жертвоприношения» Андрея Тарковского, обеспечивают Midsommar место в этой подборке — да, я думаю, и в истории кино.
Сериал «Секта», 2019
Но за самым творческим переосмыслением темы культистов следует обратиться в прекрасный российский сериал, написанный и снятый грузинско-французским режиссером Гелой Баблуани («13», ремейк «13»). Сериал попал на второе место в нашем топе лучших телевизионных и стриминг-шоу 2019 года, обогнав таких титанов, как «Хранители» и «Чернобыль». В топе я писал про «Секту»:
Творческий стиль Баблуани можно описать как «предельно приземленная остросюжетность» — российская действительность и скромный бюджет «Секты» только подчеркивают невыносимость ситуации, в которой оказались главные герои.
В главных ролях, впрочем, тут заняты актеры первой российской величины — Светлана Ходченкова и Филипп Янковский, — что на успех сериала (точнее, на отсутствие такового) никак не повлияло. Менее известные Евгений Коряковский и, особенно, Олег Ягодин в роли предводителя «меньшей секты» Джона выдают совсем уж потрясающие перформансы. Никакой манерности, наигранности, театральности или даже телевизионности. Это просто работы высочайшего качества из верхних 2% инди-кино — персонажи, которые выглядят и ведут себя именно так, как вели бы себя такие люди в таких обстоятельствах.
Что же касается самих обстоятельств… Чем меньше вы знаете о сюжете «Секты» до ее начала, тем лучше. История о депрограмматорах, которым нужно вернуть родным попавшую под влияние могущественного тоталитарного культа девушку, экранизировалась. Но еще никогда в такой истории не участвовало больше одной секты, еще никогда их настолько изобретательно не сталкивали лбами, и еще никогда элементы сверхъестественного в такого рода историях не были такими будничными и жуткими.
Удивительная Марта Тимофеева в роли маленькой девочки Киры, ритмично повторяющей «НЕ-УМИ-РАЙ», «НЕ-УМИ-РАЙ», одновременно бередит душу и щемит сердце, это то самое расширение границ реальности до ужасного в своей правдоподобности допущения, которого во всем своем творчестве так ни разу и не достиг Стивен Кинг.