Канобу — фильмы, сериалы, игры и другие современные развлечения

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Британского режиссера и сценариста Гарета Эванса нельзя было назвать известным кинодеятелем. Несмотря на то, что он снял два полнометражных фильма («Шаги» и «Мерантау»), их мало кто смотрел. Но в 2009 году все изменилось, когда в сеть попал первый трейлер фильма «Рейд», повествующий о команде спецназа, явившейся в многоэтажку по душу местного криминального авторитета.
Британского режиссера и сценариста Гарета Эванса нельзя было назвать известным кинодеятелем. Несмотря на то, что он снял два полнометражных фильма («Шаги» и «Мерантау»), их мало кто смотрел. Но в 2009 году все изменилось, когда в сеть попал первый трейлер фильма «Рейд», повествующий о команде спецназа, явившейся в многоэтажку по душу местного криминального авторитета.

Ролик впечатлил зрителей тем, как в нем были сняты экшен-сцены, а также драйвовым саундтреком от Майка Шиноды. Когда фильм все же вышел в прокат, он оправдал все возложенные на него ожидания — что зрителей, что продюсеров. При бюджете в 1 миллион он заработал 4, зрители визжали от восторга на просмотре, да и критикам он понравился. Фильм получился очень простым, компактным и безумно зрелищным. Основой для хореографии поединков послужило боевое искусство «пенчак силат», что можно считать вполне себе экзотикой для боевиков. И благодаря всему этому на Эванса обратили внимание.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Позже выяснилась забавная деталь — «Рейд» был написан, чтобы получить деньги на адаптацию другого сценария, который требовал гораздо большей суммы. И как только первый «Рейд» стал успешным, то Эвансу дали зеленый свет на производство второй части, которая на самом деле должна была быть первой. На полученные 4 миллиона долларов Эванс разошелся на полную катушку, заменив однообразную высотку на массу локаций.

В фильме была тюрьма, рестораны, офис, метро, ночной клуб, кухня и многое другое. Дрались везде и всем. Эванс даже смог снять великолепную и креативную автопогоню. Тот уровень экшен-сцен, который демонстрирует «Рейд 2», и по сей день недостижим для Голливуда. Безумная хореография и фантастическая операторская работа возвысили это кино над всеми современными боевиками.

Но, снимая этот фильм, Эванс допустил фатальную ошибку — хронометраж картины составил два с половиной часа. «Рейд 2» не стали дублировать для американских кинотеатров и дали очень мало сеансов, да и те были неудобны, а мы все прекрасно знаем, что американцы не особо любят читать субтитры. В итоге фильм при бюджете в 4 миллиона собрал всего 2.

И Эвансу пришлось задуматься. Может, пора уже снять что-то помимо индонезийских боевиком с массой рукопашных? Для индонезийского кинематографа он уже сделал достаточно, заставив обратить на него внимание многих. Так главная звезда большей части его фильмографии Ико Увайс попал в голливудское кино.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Теперь режиссеру можно смело было предаваться экспериментам. Так он решился снять фильм с британскими актерами под названием «Апостол», написав для него сценарий в очередной раз самостоятельно. В этот раз Эванс решил не снимать боевик, а попробовать себя в жанре хоррор/триллер.

До фильма «Апостол» у него появился шанс прощупать почву жанра, ведь между фильмами дилогии «Рейд» у Эванса была коллаборация c одним из братьев Мо (Тимо Тьяджанто и Кимо Стамбол). Вместе с Тимо Эванс снял сегмент под названием Safe Haven для антологии «З/Л/О 2» (VHS 2). Опыт можно считать удачным, так как это был лучший сегмент не только во второй части, но и во всей трилогии.

Тотальное безумие, дикость и чудовищная жестокость лились на зрителя с экрана во время истории про незадачливых документалистов, которые невовремя пришли брать интервью в обитель индонезийского культа.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Вот Эванс и решил вернуться к тематике культа, но уже самостоятельно и с гораздо более серьезным настроем.

Действие в фильме «Апостол» происходит в 1905 году. Молодая девушка по имени Дженнифер Ричардсон (Элен Риз) была похищена религиозной сектой для получения выкупа. Ее держат на отдаленном острове, где кроме культистов под предводительством пророка Малькольма (Майкл Шин) никого нет, да и попасть туда незаметно трудно. Но ее брата Томаса (Дэн Стивенс) это не останавливает — он находит способ пробраться на территорию врага, чтобы найти свою сестру.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

С таким сюжетом и Эвансом в режиссерском кресле можно представить, как Лиам Нисон бегает по острову и ломает деревенские конечности направо и налево. Но с такими ожиданиями лучше пройти мимо. Несмотря на то, что демонстрирует обманчивый трейлер, это ужасы/триллер, а не боевик.

У фильма очень неспешный темп, что становится понятно из продолжительности в 2 часа 10 минут. Первую половину герой исследует поселение общины, чтобы понять происходящее, ведь он не очень осведомлен о том, что они делают, как живут и так далее. Лидеры общины знают, что на острове присутствует нежеланный гость, и стараются его найти, так что нашему герою необходимо быть вдвойне осторожным. И это не считая тех страшных тайн, что скрывает верхушка культа.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Атмосфера и интрига в фильме присутствуют в полной мере. Но до определенного момента. Потом кино начинает идти по довольно предсказуемым рельсам, и все персонажи действуют по четко предписанному их архетипу сценарию. Это очень сильно расстраивает, так как их действия читаются задолго до того, как они их свершат.

Картина получилось красивой, жуткой, жестокой и даже местами безумной, но вместе с тем предсказуемой и ощутимо затянутой. В фильме достаточно сцен, которые спокойно можно было порезать без ущерба для сюжета, а так как с атмосферой у «Апостола» изначально все хорошо, они работали явно не на нее.

К сожалению, к предсказуемости и затянутости добавляется проблема с интерпретацией некоторых событий. Внушительная продолжительность не помогла с объяснениями происходящего. Некоторые вопросы остались без ответов, часть быта общины не раскрыта, а финал вызывает и вовсе странные эмоции. Эванс немного перегрузил сценарий лишними загадками, что создает определенные проблемы для целостного восприятия картины.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

Эванс был бы не Эвансом, если бы не вставил немного экшен-сцен. Их тут очень мало, и они короткие, но поставлены и сняты великолепно. Самое забавное, что лучшая на мой взгляд экшен-сцена происходит без участия главного героя. Большая часть экшена во второй половине, а самая запоминающаяся из них это, конечно, конфронтация с человеком в маске.

Лично мне безумно напомнившая первую часть игры The Evil Within. Но не только экшеном Эванс силен. В фильме есть и несколько чисто хоррорных сцен, которые отлично работают.

Актерская игра вполне хорошая, хотя местами очень театральная. К работам Дэна Стивенса и Майкла Шина претензий нет, а вот к Марку Льюису Джонсу есть. Было ощущение, что он немного переигрывает, изображая, какое-то совсем неадекватное безумие. Люси Бойнтон, сыгравшая дочь персонажа Шина, слишком сильно выделялась на фоне всех обитателей общины. Стоит ли считать слишком хорошо выглядящую девушку недостатком фильма? Это тот еще вопрос.

«Апостол» — брутальный хоррор от режиссера дилогии «Рейд»

После просмотра можно точно сказать одно — Гарет Эванс талантливый режиссер, который может снимать не только боевики. «Апостол» похож на симбиоз фильма «Плетеный человек» (версия с Ником Кейджем) и финального акта «Списка смертников» Бена Уитли.

Это жестокий и атмосферный фильм ужасов, обладающий красивой картинкой, хорошей актерской игрой, прекрасным, но редким экшеном и средним сценарием, который концептуально имел гораздо больший потенциал.

«Апостол» доступен на Netflix с 12 октября.