13 мультсериалов, которые нужно успеть посмотреть на карантине
В апреле у вас остается порядка 90 (в режиме марафона) или 30 (по 3-4 эпизода за вечер) часов на знакомство с мировой мультипликацией. Поэтому теоретически в этой подборке не должно быть «Симпсонов» с их 31 сезонами и 237 часами чистого времени для просмотра — а ведь новые серии еще продолжают выходить!
В пролете и South Park с его 23 сезонами и 112 часами экранного времени, и Family Guy с 18 cезонами и 114 часами. Но мы все-таки решили включить эти шоу — по 2 соображениям. Во-первых, это 3 самых популярных и долгоиграющих мультсериала мира, без которых любой материал такого рода получился бы неполным. Во-вторых, вам вовсе не обязательно смотреть их целиком — в случае с «Симпсонами» это и вовсе испортит впечатление от некогда великого шоу. Десятка сезонов более чем достаточно, чтобы составить исчерпывающее впечатление.
Аниме в этом топе не будет — о подходящей по формату японской мультипликации мы расскажем в отдельном материале.
Archer («Спецагент Арчер»), США, 2009 год — наши дни
Количество эпизодов: 110
Продолжительность: 37 часов
Что будет, если достаточно талантливые люди соберутся вместе, подумают, и решат сделать «бондиану», но в пародийном ключе? Получится Kingsman: The Secret Service. Ну, а что будет, если авторы при этом литрами поглощают различные спиртосодержащие вещества, неделю не спали и при этом хотят надрать опостылевшему уже всех циклу про британского спецагента задницу? Правильно. Получится «Спецагент Арчер».
«Арчер» вообще весьма специфичное шоу — примерно половина моих знакомых, которая его пыталась смотреть, плевалась, страшно материлась и выключала от греха подальше, остальные же сидели до упора, ловя кайф от каждого из эпизодов. Это, в общем-то, понятная реакция — назвать «Арчера» добрым, нормальным или хотя бы адекватным сериалом язык не поворачивается в принципе. Это очень вульгарное, аморальное шоу, создатели которого, кажется, сами ловят кайф от того, какую дичь они творят.
Создатели «Арчера» ухитряются, например, в одном персонаже — собственно в Арчере — сочетать качества самого опасного спецагента планеты, от одного вида на которого Бонд тихонько слился бы в канализацию, маменькиного сыночка и эталонного идиота. А потом на протяжении очень большого количества эпизодов понемногу показывать эволюцию персонажа. Меняется Арчер и его окружение очень и очень понемногу (ну, кроме Шерил, которую может переклинить чуть ли не по несколько раз за серию). И получается же!
Вышло десять сезонов сериала, одиннадцатый должен был стартовать в мае, но был перенесен на неопределенный срок из-за пандемии COVID-19. Начинается сериал одной большой (и очень едкой) пародией на «Бонда» и прочие произведения о супершпионах, но постепенно авторы начинают закапываться глубже. В дело идут геополитика, акции «зеленых», северокорейская угроза, Холодная война между СССР и США, наркоторговля и все в таком духе. С пятого сезона, впрочем, авторам надоело возиться с Бондом и производными, поэтому они все резко переиграли, сделав Арчера и его товарищей наркоторговцами. А потом снова спецагентами. А потом сотрудниками частного сыскного агентства. Короче говоря, жизнь у Арчера Стерлинга и его коллег очень и очень насыщенная.
Шуточки у сериала, в общем-то, под стать всему остальному. Половина — ниже пояса, половина — на уровне этого самого пояса. Авторы не стесняются в принципе, и объектом для шуток тут служит все, что угодно — от постоянной озабоченности Шерил, до слишком больших рук Аиши Тай… упс, агента Ланы Кейн. Персонажи тоже не отстают.
Помимо собственно Арчера в сериале имеется безумный ученый, являющийся клоном Адольфа Гитлера, слишком умный (и поэтому часто получающий по различным частям тела) бухгалтер, гомосексуалист-священник с кибернетическими имплантами, советский Терминатор и еще огромное количество персонажей, прописанных примерно в том же духе.
Но да, очевидно, что «Арчер» зайдет далеко не всем. Кто-то срежется на вульгарности и откровенном безумии сериала, кого-то оттолкнет то, как это все нарисовано, кому-то не понравятся то, как сериал беспощадно проходится по абсолютно всем людям, не делая скидок. Но как по мне, это-то как раз в «Арчере» и цепляет. Безумие, похабный юмор, тонны отсылок и стеб над фильмами о шпионах, которые постоянно ходят с крайне серьезными рожами.
Ну, а если вам и этого мало — посмотрите на мнение Александра Трофимова, ему сериал тоже зашел, и он его весьма рекомендовал. Собственно, с его подачи я и подсел.
Автор: Алексей Егоров
Adventure Time («Время приключений»), США, 2010-2018
Количество эпизодов: 283
Продолжительность: 51 час
По качеству сценарной работы каждую из серий Adventure Time можно сравнить разве что с «Риком и Морти» — этот тот же уровень совершенно сумасшедшей концентрации сюжетных ходов и арок развития персонажей, возможный за такое безумно малое экранное время за счет умелого обыгрывания жанровых штампов, клише из мира фэнтези и фантастики, позволяющих за считанные секунды довести до зрителя сложнейшую предысторию постапокалиптического мира или правила борьбы с древней цивилизацией вампиров.
Но в «Рике и Морти» миров очень много, во «Времени приключений» он один — та самая The Land of Ooo, Земля Ооо, которая на первый взгляд кажется сеттингом жизнерадостного детского мультика в духе My Little Pony, но с каждой серией становится все более мрачным, богатым и интересным местом действия. Все аллюзии на «Мой маленький пони» пропадают в момент, когда за конфетным королевством нам показывают руины человеческого мегаполиса.
Психоделическая анимация Пендлтона Уорда, как и его сценарная работа, напоминает больше об иллюстрациях Ральфа Стедмана к творчеству Хантера Томпсона, чем о детской мультипликации. Один из главных героев способен произвольно меняться в размерах и принимать любые, самые причудливые формы, а с антропоморфными зверушками и сладостями уживаются кошмарные создания из одних глаз и зубов, которые уместно смотрелись бы на самых темных страницах произведений Джорджа Р. Р. Мартина. Гениальность автора чувствуется в мельчайших деталях вроде совершенно пустых глаз-тарелок собаки-Джейка или блестящих черных глазках-пуговицах человека-Финна, способных передавать абсолютно любые эмоции, не выражая при этом вообще ничего.
Ну и анимация — ртутная пластика трансформаций и перемещений героев, знаменитое размахивание бескостными «руками-веревочками», выражающее крайнюю степень эмоциональной взвинченности и совершенно точно вдохновленное руками Бендера из «Футурамы».
Еще мне очень нравится, насколько прочно сюжетная составляющая мультфильма подвязана к анимационной. Это не просто литые штампы на футболки и кружки, как герои сериалов Мэтта Грейнинга, отдельным деталям фигуры или экипировки героев посвящены огромные сюжетные арки — чего стоит сага о руке Финна или процедура оживления его характерной «шапки с ушками»!
C учетом продолжительности Adventure Time просто нет равных ни в плане сюжета, ни в прорисовке в целом — отдельные эпизоды по насыщенности кадра приближаются к мультфильмам Хаяо Миядзаки, а ведь общее экранное время тут переваливает за полсотню часов.
Учитывая, что Финн и Джейк — даже не самые популярные герои сериала (одну только Lumpy Space Princess нужно восхвалять в отдельном материале, а ведь там еще и Мэрси, и ПиБи, и Огненная Принцесса с соратниками), уровень работы с персонажами тут тоже запредельный, мало с чем сравнимый в массовой культуре. В общем — обязательный к многократному пересматриванию мультфильм и, на мой взгляд, бесспорно лучший мультсериал во всем нашем топе.
Автор: Александр Башкиров
Batman: The Animated Series («Бэтмен»), США, 1992-1995
Количество эпизодов: 85
Продолжительность: 31 час
Расцвет анимации Warner Bros. Animation начался в 1992 году со стартом Batman: The Animated Series (далее BTAS). Транслировали его до 1995 года, причем увидеть «Бэтмена» можно было и в России по каналу СТС в середине нулевых (и по 2×2 гораздо позднее).
Этот мультсериал полюбился фанатам благодаря вниманию к героям и злодеям (здесь были представлены все ключевые враги Бэтмена из комиксов), потрясающему визуальному стилю и трактовке Готэма от Пола Дини и Брюса Тимма. Из всех анимационных сериалов DC этот оказался самым популярным и подтолкнул Warner Bros. Animation к созданию собственной анимационной вселенной. Кстати, BTAS получил четыре премии «Эмми».
Впоследствии именно BTAS стал отправной точкой для многих экспериментов DC. Например, Харли Квинн впервые появилась именно в этом мультсериале в 22 серии 1 сезона под названием Jokerʼs Favor. Персонаж настолько полюбился фанатам, что издательство добавило ее в комиксы, где Харли не перестает быть одним из главных персонажей издательства до сих пор.
Еще пример — «Бэтмен будущего». Это один из главных спин-офов BTAS, тоже впоследствии ставший частью Мультивселенной комиксов DC, но изначально он появился именно как мультсериал, продолжающий историю Брюса Уэйна из BTAS. Когда он становится стар, на смену приходит новый Бэтмен в лице Терри Макгинесса.
И это не единственный спин-офф. BTAS оказался так успешен, что Warner Bros. Animation запустили другие анимационные проекты в той же вселенной: Superman: The Animated Series, The New Batman Adventures (продолжающий сюжет BTAS), Justice League и другие. Во вселенной BTAS даже было несколько полнометражных анимационных фильмов. Например, совершенно прекрасные Batman: Mask of the Phantasm и Batman & Mr. Freeze: SubZero, о которых мы рассказывали в отдельных материалах.
Особенность BTAS в том, что это не просто очередной мультфильм по мотивам комиксов — это очень стильный проект с огромным вниманием к деталям. В анимационном сериале прекрасно нарисован Готэм, отдающий гиперболизацией фильмов Тима Бертона и легким налетом нуара. В нем живут причудливые злодеи и уверенные в себе герои. А еще BTAS даже до запуска спин-оффов не ощущался оторванным от вселенной DC — этот мультсериал существовал в мире, где Бэтмен — часть общей вселенной.
Помимо прекрасной анимации, BTAS может также похвастаться и озвучкой. Бэтмена озвучил Кевин Конрой, Джокера — Марк Хэммил. Голоса настолько отлично были подобраны, что обоих актеров впоследствии привлекали к озвучке других проектов Warner Bros. Animation, и для многих фанатов Джокер, а вовсе не Люк Скайуокер стал главной ролью в карьере Хэммила.
Автор: Денис Варков
Spider-Man («Человек-паук»), США, 1994
Количество эпизодов: 65
Продолжительность: 22 часа
Точно так же, как «Бэтмен» уверенно работал в своем сеттинге, переводя на экран не только бэт-семью и самых известных врагов Темного рыцаря, «Человек-паук» привел на экраны телеэкранов самых разных персонажей комиксов, многие из которых до сих пор, спустя 20 лет, так и не появились в кино.
При этом мультсериал смог адаптировать самые разные линии из комиксов разных лет. Здесь и каноничные истории происхождения злодеев, и измененный образ Питера Паркера, который предстает студентом, и даже первый для мультсериалов о Человеке-пауке опыт с исследованием темы Мультивселенной. Именно благодаря этому мультсериалу многие стали фанатами персонажа, познакомились с галереей его врагов, причем и тех, кто больше нигде не появлялся. Вроде Алистера Смайта. И таких персонажей в «Пауке» было немало.
Создатели мультсериала не боялись использовать других персонажей Marvel. Так в сюжете появлялись и Каратель, и Люди Икс, и Мстители, и Фантастическая четверка — даже Блэйд. Человек-паук не ощущался обособленным от остальной вселенной Marvel — он был ее частью. Приключения других супергероев происходили где-то параллельно, но в центре внимания всегда был Человек-паук.
«Человек-паук» был полон отличного юмора, хорошо прописанных персонажей, большинство из которых появлялись несколько раз и менялись по ходу истории, а также по прекрасной адаптации сюжетов из комиксов. Мультсериал формально не основан на каком-то конкретном комиксе, но в нем нашли отражение самые разные истории.
И среди них мне больше всего запомнился сдвоенный эпизод из второго сезона — Make a Wish/Attack of the Octobot. Это экранизация одного из самых трогательных комиксов, когда-либо написанных о Человеке-пауке. Супергерой посещает своего фаната в больнице и раскрывает ему тайну личности. Но дело в том, что ребенок тяжело болен и скоро умрет. Герой не боится исполнить мечту ребенка и дарит ему такой подарок.
Мне понравились все пять сезонов «Человека-паука», хотя последний и оказался довольно сумбурным, но ничего подобного я впоследствии не встретил ни в одной экранизации Человека-паука. В том числе и в кино. В этом мультсериале от Fox Kids был лучший Питер Паркер, и лично для меня он таким будет всегда.
Автор: Денис Варков
Darkwing Duck («Черный плащ»), США, 1991-92
Количество эпизодов: 91
Продолжительность: 33 часа
Ностальгия, конечно, страшная штука. Иначе и не знаю, как объяснить наличие «Черного плаща» в наших топах на столь высоких позициях. Хотя, конечно, не поймите неправильно — история селезня в черном плаще, который борется с преступностью, вовсе не плохая, даже наоборот — это отличный сериал, который нестыдно поставить на одну полку с такими монстрами супергероического жанра, как Spider-Man: The Animated Series и Batman: The Animated Series.
Хотя по тону «Плащ» сильно от них отличается. Это нуарный анимационный комикс, в котором хватает как собственно нуара, так и весьма добротного юмора, львиная доля которого приходится на пародии. Пародируют в этом сериале буквально все — от собственно супергероики до чуть более тонких отсылок на совершенно разные произведения.
Насколько разные? Ну, досталось и «Шерлоку Холмсу», и «Тарасу Бульбе», и всяким там КГБ, ФСБ и прочим. Короче, если вам вдруг нечем заняться на выходных — сядьте, пересмотрите и попробуйте посчитать все пасхалки.
Сделать это стоит еще и по той простой причине, что по ТВ серии в свое время крутили очень рандомно — иногда и вовсе вразнобой, и посмотреть все 91 эпизод, думаю, смогли немногие (как минимум потому, что дубляж для последних серий появился буквально год назад).
Но, а если отбросить в сторону ностальгию, останется ли на месте «Черного плаща» еще что-то? Безусловно, останется. Несмотря на почти тридцать лет существования сериал ничуть не потерял своей крутости, и даже более того — будет крайне актуален в наше забитое кинокомиксами время. Это не деконструкция жанра — зато это весьма талантливая пародия, выстебывающая множество различных элементов типичной супергероики.
Тут вам и нелепый главный герой, и совершенно карикатурные злодеи, и абсолютно «комиксовый» сеттинг — короче, все как и надо в настоящей пародии. При всем при этом, впрочем, «Плащ» ухитряется не скатиться в совсем уж беспардонное копирование, имеет парочку своих особенностей.
Одна из них, безусловно, и так всем известна — этот сериал является своего рода спин-оффом «Утиных историй», и даже события у двух сериалов разворачиваются в одном мире (хотя кто-то из авторов и говорил, что на самом деле это все не так). Благодаря этому там местами встречаются знакомые персонажи вроде Зигзага, да и сам сеттинг для любителей «Историй» не кажется чужеродным.
Да и в целом «Плащ» — это просто весьма приятный анимационный сериал, который можно с удовольствием сесть и пересмотреть хоть прямо сейчас. Обидно, конечно, что Disney не спешит дать селезню вторую путевку на экраны телевизоров — в 2015 году ходили слухи о том, что новый сериал запустят в 2018-м, однако вместо этого компания предпочла начать новую серию комиксов. Для хардкорных фанатов персонажа, безусловно, это что-то, но я бы все-таки не отказался от еще одного сезона. Пусть даже он будет перезапуском.
Автор: Алексей Егоров
South Park («Южный Парк»), США, 1997 год — наши дни
Количество эпизодов: 307
Продолжительность: 112 часов
«Южный парк» называют главным пародийным сериалом современности. И это правда. В плане сатиры ему нет равных. Трей Паркер и Мэтт Стоун в своем стремлении создать максимально актуальный сериал идут на отчаянные меры — они пишут сценарий каждого нового эпизода буквально за неделю до выхода серии, после чего в спешке ее рисуют. Это позволяет «Южному парку» быть в трендах и реагировать на все актуальные события, высмеивая их в своем привычном стиле.
А высмеивают Паркер и Стоун все: поп-культуру, политику, государственное устройство США, религии — словом, все, что можно, и, в особенности, то, что нельзя. Причем для «Южного парка» во многих аспектах нет табу. В сериале множество действительно откровенных сцен и шуток гораздо ниже пояса, но здесь на помощь Трею и Мэтту приходит примитивная анимация. Она спасает от многочисленных (хоть и не всех) проблем, которые могли бы возникнуть из-за того, что они показывают в сериале.
«Южный парк» регулярно экспериментирует. О самом главном и, к сожалению, неудачном эксперименте — смене формата — мы с Александром Башкировым рассказывали в отдельном материале.
Тем не менее, большинство других попыток Паркера и Стоуна освежить сериал были положительно приняты фанатами. Одним из самых удачных решений последних лет стало выведение на первый план ранее второстепенных персонажей вроде отца Стэна Рэнди Марша. Старые герои никуда не исчезли, зато, приводя в центр внимания другого персонажа, Трей и Мэтт вносят разнообразие в типичное повествование «Южного парка».
Сложно представить современного человека, который никогда не слышал о «Южном парке». Стэн Марш, Кайл Брофловски, Эрик Картман и Кенни Маккормик стали культовыми, заработав миллионы фанатов по всему миру. Существует несколько игр по мотивам сериала, в создании которых тоже принимали участие Паркер и Стоун.
«Южный парк» — это концентрированное безумие. Маленький городок в штате Колорадо регулярно оказывается в эпицентре самых неадекватных и диких событий, которые становятся отлично метафорой не только к современной повестке дня, но и к социо-культурному полю человека 21 века в принципе. Смешавшись, все эти поп-культурные элементы порождают тот адский трэш, который вы можете найти в «Южном парке». И это прекрасно.
Автор: Денис Варков
The Simpsons («Симпсоны»), США, 1989 год — наши дни
Количество эпизодов: 679
Продолжительность: 237 часов
Я никогда особо не любил «Симпсонов», но смотрел их всю жизнь, сколько себя помню. За свою долгую историю (стартовал мультсериал в 1989 году) и по сегодняшний день «Симпсоны» смогли осветить громадное количество проблем и достижений современного общества. Более того, сам сериал за 31 сезон (и его уже продлили на 32) отразил в себе перемены, произошедшие в мире. Причем это касается не только научного и технологического прогресса, но и различные направления общественной мысли за последние десятилетия.
При этом «Симпсоны» — в первую очередь семейный мультсериал, все явления, которые Мэтт Грейнинг и его команда сценаристов отражают в сериале, доходят до читателя глазами семьи Симпсонов — Гомера, Мардж, Барта, Лизы и даже младшей Мэгги. И каждый из них воспринимает мир по-своему — глазами определенной части аудитории.
А еще у «Симпсонов» есть свои особые фирменные особенности. Например, заставка. В каждом эпизоде она уникальная. Для некоторых оупенингов с фирменным «гэгом про кушетку» даже привлекали сторонних аниматоров (и голливудских режиссеров вроде Гильермо дель Торо). Зачастую заставка парадирует какой-то фильм или популярное явление в массовой культуре. В каждой заставке меняется как нечто очевидное (сеттинг, например), так и множество мелких деталей вроде слов, которые Барт Симпсон пишет на доске в школе.
Еще одна особенность — «Шоу Щекотки и Царапки». Самое популярное шоу по телевизору в «Симпсонах», которое появляется во многих эпизодах. По сути это пародия на «Тома и Джерри», только с концентрированным мультяшным насилием. Щекотка постоянно расчленяет Царапку, отрывает ему конечности и т. д. И дети в восторге от этого шоу.
Но главное, ради чего я всегда следил за «Симпсонами», — эпизоды на Хэллоуин. Абсолютно все серии, подготовленные к Дню всех святых, в этом мультсериале потрясающие. Это всегда отлично прописанные и стилизованные истории, пародирующие не только клише из фильмов ужасов, но и весь хоррор-сеттинг в целом. Чаще всего такие эпизоды представляют из себя набор коротких историй о том, что произошло с Симпсонами или какими-то жителями Спрингфилда.
«Симпсоны» также интересны тем, что это бесконечный сериал. Вы можете включить любую серию, и у вас не возникнет никаких проблем при ее восприятии. Все истории самодостаточны и в большинстве случаев (за редким исключением) успевают рассказать все в рамках одного эпизода. Именно поэтому, я, например, ни разу не посмотрел ни один сезон целиком, но видел больше сотни серий, а специально искал и отсматривал только хэллоуинские выпуски.
Мультсериал также впечатляет и второстепенными персонажами, которых периодически выводят на первый план. Это коллеги Гомера, друзья Барта и Лизы, соседи Симпсонов, жители Спригфилда и даже случайные гости их города. За почти 30 лет истории «Симпсонов» каждый из них получил свой эпизод, в котором был в центре внимания. А некоторые даже несколько эпизодов. «Симпсоны» стали культурным феноменом. Существует отличная серия комиксов в духе мультсериала, несколько игр, полнометражный мультфильм и даже кроссоверы с другими проектами — с «Футурамой» и с «Гриффинами».
Автор: Денис Варков
«Чип и Дейл спешат на помощь» (Chip 'n Dale: Rescue Rangers), 1989-90
Количество эпизодов: 65
Продолжительность: 23 часа
Ну, вы же понимаете, что «Чип и Дейл спешат на помощь» — это любовь с первой песни? В моем детстве просто не было человека, неспособного подпеть под «Слишком часто беда стучится в двери…» — ни среди взрослых, ни среди детей. Признайтесь, ведь заиграл в голове мотивчик?
Кстати, оригинальную англоязычную песню, записанную группой The Jets, я в детстве тоже где-то услышал — она хороша, но русская версия авторства Валерия Панкова сравнение выдержала! Потом ее, правда, перезаписали — получилось профессиональнее, но как-то без души.
Думаю, во многом благодаря засевшей в голове музыке приятные воспоминания о «Чипе и Дейле» я до сих пор несу из детства (также вышло, например, с «Утиными историями», да и другими мультсериалами Disney), но в сериале и помимо нее было много хорошего. Начиная хотя бы с беспроигрышного дуэта: серьезный сообразительный бурундук Чип в уморительной шляпе и его глуповатый, но бесконечно добрый друг Дейл — идеальная парочка для хорошей семейной комедии!
Я пересматривал «Чипа и Дейла» всего пару лет назад и могу подтвердить — комедия и в самом деле пор хорошая, до сих пор. Остроумная, незлобивая, пропитанная бессмертными моральными ценностями, что для детского шоу все-таки важно.
Впрочем, образы остальных персонажей получились не менее яркими. Молчаливого, но безумно умилительного Вжика, помешанного на сыре Рокфора и хитрого Толстопуза вы обязательно вспомните, даже если сюжеты самих серий из головы давно выветрились. Ну и Гаечка, конечно, которая для детей моего поколения стала, наверное, первым серьезным секс-символом. Кстати, я только в позднем подростковом возрасте узнал, что всех героев в оригинале зовут иначе! Так что отдам должное переводчиком — имена они адаптировали здорово, русские версии не выбиваются из настроя шоу и на ухо ложатся отлично.
И отдельно отмечу Chip 'N Dale Rescue Rangers и Chip 'N Dale Rescue Rangers 2 для «Денди» (ни про какие NES мы тогда не слышали) — да, это те самые, где можно было кидаться во врагов ящиками и собственным напарником. «Ну отпусти, не кидай!» — это штука не менее культовая, чем «Погоди, дай кое-что попробую». Я просто обожал эту игру — проходил миллион раз один, с мамой, с дядей, с друзьями. Да чего там, в последний раз я перепроходил обе части всего месяц назад — и снова с большим удовольствием. Прекрасный платформер, прекрасный мультсериал, даже обидно, что в нем всего 65 серий.
Автор:Денис Майоров
Beavis and Butt-Head («Бивис и Баттхед»), США, 1993-2011
Количество эпизодов: 252
Продолжительность: 43 часа
Оригинальный сериал Майка Джаджа, выходивший с 1993 по 1998 год, стал всемирно популярен благодаря тому, что его показывали по всемогущему в те времена MTV (в том числе и в России — здесь же в озвучке появились культовые прозвища Баклан и Пельмень). Двое отвратительных подростков-девственников любили смотреть музыкальные клипы, мочить едкие комментарии и похабные шутки, а в перерывах они регулярно влипали в различные истории. Впрочем, если для Бивиса и Баттхеда все обычно заканчивалось хорошо, то у окружающих из-за них было множество проблем.
Весь сериал высмеивает примитивный образ жизни современных (на тот момент) подростков, показывая на примере Бивиса и Баттхеда, что для них нет ничего важнее, чем поесть, поспать, посмотреть MTV, «чтобы быть в тренде», и, конечно, попытаться наконец хоть с кем-то переспать.
Чтобы как-то самоутвердиться в глазах окружающих, Бивис и Баттхед подрабатывают в «Мире Бургеров», а также очень много выделываются перед окружающими. Очень часто это заканчивается какими-то приключениями, где им приходится выпутываться из неудобной ситуации, в которую они себя сами и завели.
Сериал цеплял своей нестандартной подачей юмора и абсурдностью. Даже если представить, что это максимально обобщенный стереотипичный образ американских подростков начала 90-х, то в мультсериале Майка Джаджа масштабы бытовых злодеяний и грехопадений тинейджеров были крайне гипертрофированы. Таким образом Джадж хотел обратить внимание людей на проблему подростков, которые не растут и развиваются, а тупеют и деградируют.
Лично мне «Бивис и Баттхед» запомнились больше всего благодаря второстепенному персонажу Дарье Моргендорффер. Она была единственной девушкой, к кому не пытались приставать Бивис и Баттхед, и в 1997 году Дарья получила свой спин-офф на MTV. Она циник, мизантроп и псевдоинтеллектуал, без остановки забрасывающая всех окружающих своим сарказмом. Наблюдать за Дарьей во всех ее появлениях было безумно весело, и я рад, что представили ее изначально в другом проекте, где ее контраст по сравнению с главными героями был более ярким, чем в ее сольном шоу.
В 2011 году Джадж попробовал перезагрузить свой сериал под новое тысячелетие (герои остались вечными подростками, но теперь шутят про «Сумерки» и т. п.). Но к тому времени аудиторию MTV составляли почти исключительно 11-12 летние девочки и новый «Бивис и Баттхед» тихо провалился, затерявшись среди реалити-шоу.
Автор:Денис Варков
Futurama («Футурама»), США, 1999-2013
Количество эпизодов: 140
Продолжительность: 51 час
Второй по популярности мультсериал Мэтта Грейнинга (создателя «Симпсонов») не мог не попасть в наш список, хотя не все члены редакции с этим согласны (привет, Саша Башкиров!). Транслировалась «Футурама» по Fox и Comedy Central.
Одна из ключевых идей этого проекта — попытка показать жизнь спустя 1000 лет и то, как ее воспринимает современный нам человек. Филипп Дж. Фрай оказался в будущем по случайности и вынужден заново учиться жить в обществе, далеком от всего, что он знает и помнит. Вот только это лишь на первый взгляд. На деле Грейнинг рисует общество будущего похожим на наше настоящее со всеми его проблемами и достижениями.
Подобно тому, как «Симпсоны» исследуют институт семьи, параллельно заглядывая во всевозможные сферы современного американского общества, «Футурама» исследует работу в команде и дружбу, а попутно и вообще все, что только можно.
Мультсериал поднимает множество тем. За 7 сезонов и 4 полнометражных мультфильма Грейнинг смог рассказать очень много о своем видении будущего и представить собственную вселенную, населенную различными расами и разумными роботами. В отличие от создателей «Рика и Морти», Грейнинг не стремится изобрести велосипед и создать нечто поражающее воображение в формате анимационного сериала — напротив, он умышленно следует по протоптанным дорогам, пародируя и копируя элементы других сериалов, в том числе и «Симпсонов». Это позволяет создать контраст между обыденными ситуациями вроде любовной линии Фрая и Лилы и реалиями мира будущего, где подобные отношения некоторыми расами воспринимаются как пережитки прошлого.
В этом достижение и одновременно главный минус «Футурамы» — сериал вторичен по отношению к «Симпсонам» и другим проектам на эту тематику. Современный зритель, решивший приобщиться к «Футураме», обнаружит заимствования и не может не принять их должным образом, решив, что это плагиат, а не намеренная адаптация популярных жанровых тропов.
К «Футураме» можно относиться по разному, но она оставила свой след в истории анимации, задав множество популярных трендов в отображении пришельцев и быта далекого будущего. Можно даже сказать, что мир «Футурамы» — это идеальная иллюстрация мира через тысячу лет, каким его себе представляют современные люди. Но он таким, конечно, не будет.
Автор: Денис Варков
Rick and Morty («Рик и Морти»), США, 2013 год — настоящее время
Количество эпизодов: 36
Продолжительность: 13 часов
«Рик и Морти» начинался как пародия на «Назад в будущее». Безумный гений Рик Санчез — это гипертрофированная и эксцентричная версия доктора Эммета Брауна, а зажатый и неуверенный в себе Морти Смит — это зеркальное отражение смелого и отважного Марти Макфлая.
Но анимационный сериал быстро перерос этап пародии на знаменитую трилогию Роберта Земекиса и стал чем-то большим — чем-то, на что никто прежде не решался на телевидении. И это притом, что Cartoon Network в Adult Swim и ранее пускались в смелые эксперименты. Но у «Рика и Морти» в жанре научной фантастики попросту нет конкурентов. Все дело в подаче.
«Рик и Морти» — мультсериал о таких приключениях, которые иногда очень сложно осмыслить. Его создатели Джастин Ройланд и Дэн Хармон укладывают в рамки двадцатиминутных серий столь многослойные научно-фантастические концепты, что многим голливудским режиссерам стоит поучиться этому таланту.
Например, идея мультивселенной. Это понятие предполагает существования множества миров, в каждом из которых события произошли иначе. Миры могут быть похожи, отличаясь лишь какой-то конкретной деталью, а могут быть и совершенно разными. И «Рик и Морти» исследует эту тему через портальное устройство Рика Санчеза. Герои с легкостью путешествует между мирами, иногда делая это бездумно, иногда осмысленно, а иногда и вовсе — в запое.
И подобных моментов в «Рике и Морти» великое множество. Сериал достигает своего апогея в 3 сезоне, когда представляет серию, в которой сосуществуют параллельные версии Риков и Морти, живущие на станции, населенной ТОЛЬКО ИМИ. В рамках двадцатиминутной серии Ройланд и Хармон смогли показать несколько разных жанров, адаптировав их под реалии своего анимационного сериала. Это выглядит потрясающе.
Анимационный сериал «Рик и Морти» множество раз разрушал ожидания фанатов. Это сериал, о котором будут спорить годами — и даже десятилетиями. Настолько широкое здесь поле для развития и интерпретации.
- Топ-5 лучших серий «Рика и Морти» по версии читателей «Канобу»
- Топ-5 худших серий «Рика и Морти» по версии читателей «Канобу»
Даже с учетом комиксов и комментариев самих Дэна и Джастина многие элементы мультсериала до сих пор остаются непонятными. У авторов все еще огромное поле для развития проекта, которое может повернуть его в совершенно неожиданных направлениях. Каждый новый сезон доказывает, что Рик и Морти способны на что угодно. И его создатели стараются не мыслить в рамках классической научной фантастики либо интерпретировать ее так, как никто прежде не пробовал. А еще в «Рике и Морти» миллион пасхалок и отсылок.
Это проявляется во всем — в сюжетных клише, в названиях серий, в отдельных элементах, визуальном цитировании, в именах героев. В каждой серии тут буквально тонны пасхалок, и иногда они еще и связаны с другими отсылками, которые встречались в мультсериале ранее. Словом, «Рик и Морти» необходимо посмотреть каждому. И если после нескольких серий вам покажется, что сериал слишком сложный, непонятный, откровенный, то дайте шанс хотя бы эпизодам с «Межгалактическим кабельным ТВ».
Автор: Денис Варков
Gravity Falls («Гравити Фолз»), США, 2012 — 2016
Чертовщина творится в сериале, начиная с первого сезона. Ьут вам и загадочный дневник с шестипалой ладонью на обложке, и гномы, блюющие радугой, и местная версия лохнесского чудовища…, но поначалу это не выбивается из общей колеи. Ну да, легкий налет придури — почему бы и нет?
Однако ближе к концу первого сезона сериал меняется до неузнаваемости. Да, это все еще довольно легкое юмористическое шоу, однако в нем понемногу вырисовывается сквозной сюжет, который дает понять — не все в Гравити Фолз так просто. В историю добавляются совершенно неожиданные переменные, из-за которых фанаты между сезонами старательно составляли разного рода конспирологические теории, одна другой бредовее. Теории, разумеется, оказались куда менее сумасшедшими, чем реальный сценарий второго сезона, Но это, в общем-то, и не удивительно.
Во многом, конечно, успеху сериала способствовали и персонажи. Кроме персонажей совсем уж третьего плана проработанными получились все, и их образы шоураннер Алекс Хирш и его команда очень круто используют оба сезона. Причем и вроде бы характеры персонажей по большей части — тот еще набор штампов.
Тут вам и безбашенная девчонка (Мэйбл), излишне серьезный парень, который частенько получает на орехи из-за собственного ума (Диппер), и ведущий двойную жизнь дальный родственник (Стэн), и рубаха-парень, который горой за друзей (Зус). Однако сериалу это нисколько не мешает, наоборот — команда создателей выжала из этих штампов максимум, ухитрившись сделать неинтересных на первый взгляд героев яркими и самобытными.
По большей части это заслуга все того же сценария. На протяжении сорока серий (два сезона по двадцать серий) герои вечно попадают в различные нестандартные ситуации, которые раскрывают их то с одной, то с другой стороны. Благодаря этому следить за персонажами весьма интересно, а их выходки не кажутся скучными и дурацкими.
Если вы попросите меня провести аналогию с каким-нибудь приключенческим сериалом, то я скажу так — «Гравити Фолз» немного напоминает «Твин Пикс», просто с прицелом не на взрослую, а на подростковую аудиторию. Творение Алекса Хирша куда более яркое и в целом более оптимистичное, чем сериал Дэвида Линча, однако загадочная атмосфера, различная мистическая чертовщина и «привкус детектива» эти произведения в каком-то плане роднят.
Только вы не подумайте, что «Фолз» «детский» сериал, раз уж я назвал его более подростковым, нежели «Твин Пикс». Нет, это вовсе не так. Да, он более яркий, придурковатый и безбашенный. Он в целом гораздо легче мозговыносящего творчества Линча. Но это не делает сериал не интересным для людей, которые перешагнули определенный возрастной порог. Даже напротив — он позволит расслабиться и вдоволь посмеяться, не чувствуя себя при этом дураком.
Словом, если вы все еще не приобщились — очень сильно рекомендую. Вас ждут сорок серий отменного юмора и мистической атмосферы, очень грамотно снятые и поданные. Да, третьему сезону не бывать… хотя, может быть, спустя двадцать лет Хирш все-таки порадует старых фанатов и снимет еще сезон-другой, как Линч? Хотелось бы верить.
Автор: Алексей Егоров
Family Guy («Гриффины»), США, 1999 год — наши дни
Из всех мультсериалов для детей и взрослых, которые встретятся вам в этом топе, Family Guy Сета Макфарлейна — самый низкопробный. Над низким пошибом макфарлейновского юмора и общей примитивностью сюжетной структуры этого мультфильма долго издевался South Park.
Помните серию «Южного Парка», в которой выяснилось, что сценаристы «Гриффинов» — это ламантины, в случайном порядке вынимающие из бассейна мячи с различными гэгами? Потом они подшиваются в эпизод в виде флэшбэков по нехитрой формуле «Питер Гриффин вспоминает, как он…»
Авторы South Park понимают, о чем говорят. В реальности процесс создания серии «Гриффинов» мало чем отличается от пародии, только вместо ламантинов используется чуть менее эффективная гуманоидная сценарная группа. Нужно набить экранное время гэгами, все равно какими и в какой последовательности, шутки невзаимозаменяемы и лишь условно привязаны к какому-то сквозному сюжету про очередное приключение Гриффина и его семьи. Хотя российское название мультфильма явно намекает на сходство с «Симпсонами», на самом деле в сюжетной структуре этих сериалов нет ничего общего.
«Симпсоны» отталкиваются от персонажей, от их проблем, желаний и стремлений, сюжеты, пусть даже самые абсурдные и комедийные, там растут из серьезнейших психологических комплексов простых американцев. «Гриффины» пляшут от отдельных гэгов, пристегивая их к простейшим сюжетным построениями в духе «пародия на „Звездные войны“», «приезд родственника» или «один из героев попадает в беду».
Впрочем, про «один из героев» я покривил душой. В 90% случаев в историю попадают антропоморфная собака Брайан, гениальный злодей-младенец Стьюи или развратник-сосед Гленн Куагмаер — те три персонажа «Гриффинов», что получились прорывными и имеют какие-то намеки на развитие. В остальном все ограничивается врезками с фирменными неполиткорректными (но при этом беззубо-незлободневными) шутками, которые в современной массововой культуре ассоциируются с фильмами и сериалами Макфарлейна.
Но при всем при этом Family Guy продержался вот уже 18 сезонов — при том что отменяли его дважды, после второго и после третьего сезона! Сериал сумел вернуться на экраны из-за его небывалой популярности на DVD. Те же уникальная структура и характер юмора, которые делают Family Guy таким однообразным и легким в производстве, обеспечили ему круг преданных поклонников, многомиллионную аудиторию.
В отличие от The Simpsons или South Park, юмор Family Guy не стареет и не тускнеет, он не привязан к каким-то конкретным фактам или эпохе. У него нет прямых аналогов, сериал заслуживает места в нашем топе только за то, что он сумел выбить себе нишу на очень конкурентном поле (причем первый год его показывали бок о бок с «Симпсонами» на канале Fox). По умению поддержать статус-кво, сохранить всех персонажей в анабиозе, а шутки — на одном и том же уровне, «Гриффинам» равных нет.
Автор: Александр Башкиров